ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ПРОФИЛАКТИКЕ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ
С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.
данная статья вошла в сборник Республиканской конференции по теме: ”Профилактика асоциального поведения у учащихся специальных/коррекционных/ общеобразовательных учреждений”
март 2009 года
Слово ”интерактив” в переводе с английского обозначает ”взаимодействие”, ”взаимодействовать”. Интерактивный - имеющий способность взаимодействовать, находиться в режиме диалога с кем-либо. Суть интерактивного взаимодействия в профилактической работе педагога-психолога состоит в том, что свои занятия он организует таким образом, что все воспитанники оказываются вовлечёнными в совместную творческую деятельность. Они получают возможность оценивать свои поступки не столько через оценку взрослого человека, сколько через отношение к ним окружающих сверстников.
Дети и подростки, имеющие интеллектуальные нарушения наиболее уязвимы и подвержены негативному влиянию окружающей среды. В отличие от своих сверстников, социальная адаптация таких детей в обществе практически всегда определяется не только глубиной психического недоразвития, но особенностью их поведения. Диагноз нарушенного поведения обычно основывается на чрезмерной драчливости, жестокости к другим людям, воровстве, лживости, прогулах в школе и бродяжничестве. Вместе с тем, причинами асоциального поведения таких подростков, являются низкий уровень общей культуры, включающий культуру личных и семейных отношений, недостаточный уровень понимания ими норм и законов общества.
Интерактивные технологии в профилактике асоциального поведения детей и подростков, имеющих интеллектуальные нарушения, создают благоприятную среду, в которой педагог - психолог направляет, организует групповую работу, следит за выполнением правил, в ходе работы предоставляет новую информацию. Совместная деятельность учащихся во время занятий с использованием интерактивных технологий означает, что каждый вносит в этот процесс свой особый вклад, идет контакт между участниками на уровне поступков и реакций на эти поступки, создается атмосфера доброжелательности и взаимной поддержки. В ходе диалогового общения воспитанники учатся критически мыслить, решать проблемы, принимать продуманные решения, участвовать в обсуждениях.
В своей работе с детьми и подростками данной категории, педагог-психолог может использовать различные имеющиеся интерактивные психолого-педагогические технологии, такие как ролевая игра, дискуссия, энергизаторы, тренинги, мозговой штурм, и т.п.
Наиболее эффективной интерактивной технологией для профилактической работы с детьми и младшими подростками, имеющими интеллектуальные нарушения, является игра. Освоение окружающих ребёнка вещей, отношений между людьми, пониманий тех значений, которые несёт общественная жизнь, труд и обязанности взрослых - со всем этим он знакомится играя.
А. С. Макаренко в своих работах отмечал: ”У ребёнка есть страсть к игре и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь - это игра…”
Д.Б. Эльконин писал: ”Игра появляется на определённом этапе развития общества и служит средством, реализующим стремление детей участвовать в жизни взрослых, так как усложняющаяся структура производственной деятельности взрослых не позволяет ребёнку непосредственно быть в неё включённым”.
Но сама по себе игра не позволяет ребенку глубоко вникнуть в суть рассматриваемых на профилактических занятиях проблем. И тут на помощь могут прийти перечисленные выше интерактивные технологии. Окруженные как в оболочке игровым сюжетом, они позволяют, играя, рассматривать предложенные ситуации, проживать их, примерять на себя и давать самостоятельную оценку изучаемым асоциальным явлениям. Чередование различных интерактивных технологий позволяет поддерживать интерес ребенка на протяжении продолжительного времени.
Для лучшего понимания рассматриваемого метода предлагаем рассмотреть интерактивную психолого-педагогическую игру по профилактике асоциального поведения
”Найди решение”, которая бала разработана и апробирована нами для учащихся 5-6 классов специальной /коррекционной/ общеобразовательной школы 8 вида. Социальным заказом на разработку и проведение профилактических мероприятий стало увеличение числа правонарушений среди подростков школы.
Целью данной психолого-педагогической игры является формирование начальной правовой грамотности, профилактика асоциального поведения учащихся с нарушением интеллекта.
В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
- Познакомить учащихся с основными правами, записанными во Всеобщей декларации прав человека.
- Дать общее представление о статьях УК РФ.
- Обсудить и разобрать психологические ситуации, возникающие в жизни.
В данной игре сочетались элементы различных интерактивных технологий:
- Ролевая игра - обыгрывание участниками предложенных сюжетов с правонарушениями из известных сказок, пример: сказка Успенского ”Приключения крокодила Гены и его друзей”. Ситуация: Старуха Шапокляк крадёт билеты у крокодила Гены и Чебурашки и т.д.);
- Дискуссия - детям предлагаются реальные ситуации из жизни самих участников, в которых они нередко оказываются. Каждый участник высказывает свое мнение по той или иной теме на основании своих знаний и опыта. Важно, что мнения, высказанные в ходе дискуссии, не критикуются и не оцениваются.
- Пантомима - Участникам дается карточки с основными правами человека. Одно из этих прав они должны изобразить. Команда соперников отгадывает, что это за право. Сочетание элементов театрализованного и интеллектуального конкурса позволяет раскрыть свой потенциал;
- Мозговой штурм - Ученикам даются ситуации их обыденной жизни. Используя статьи из УК, в качестве справочного материала, они должны ответить на поставленные вопросы и найти решение ситуации, позволяющее не попадать в нее. Это хороший метод включения в работу всех членов группы, позволяет выслушать мнение каждого, быстро генерировать множество идей. Каждый имеет возможность высказать свое мнение, что конечно повышает самооценку, тем более об этом говорить и основные правила работы группы: ”Не критикуй! Не выноси информацию из группы! Здесь и сегодня!”
- ”Энергизаторы” - короткие небольшие упражнения, которые позволяют восстановить и мобилизовать энергию группы. Иногда они могут нести определенный смысл, а часто можно использовать и вместо физпауз. Они снимают физическое и психическое напряжение, помогают получить удовольствие от учебы, сплачивают в игре коллектив.
Иванова Елена Михайловна
Педагог - психолог
г. Чебоксары