УчМаг - Интернет-магазин УчМаг - Психологам УчМаг - Логопедам УчМаг - Специальным педагогам УчМаг - Социальным педагогам
УчМаг - Электронные продукты УчМаг - Родителям УчМаг - Детский мир УчМаг - Педагогам ДО УчМаг - Переподготовка, курсы, вебинары

Уровень познавательной активности к знаниям у учащихся

специальной /коррекционной/ школы с разными учебными возможностями

Доклад на педагогическом совете школы

        Познавательная активность является социально-значимым качеством личности и формируется у школьников в учебной деятельности.

        Ряд учёных рассматривают познавательную активность как стремление школьников к познанию. Авторы находят важные педагогические средства развития познавательной активности. Так, например, для поддержания интереса к занятиям их следует прекращать до момента полного утомления, кoгдa у ребёнка сохраняется ожидание от этого занятия. Тем caмым, выделяется педагогическое средство - регyлирование учебной нагрузки и её дозирование в зависимости от утомления, когда у ребёнка сохраняется ожидание от этого занятия. Тем самым, выделяется педагогическое средство - регулирование учебной нагрузки и её дозирование в зависимости от утомляемости учащихся. В учебную деятельность должны вовлекаться разные стороны психической деятельности, подобно другим сферам жизни, например, в беседах, играх, занятиях, в семье или встречах с товарищами.

        Познавательная активность понимается так же как характеристика деятельности учащегося, его интенсивность и направленность. Множество работ отечественных педагогов посвящено проблеме активизации учебного процесса. Вот, что пишет Шамова Т. И. ”Мы не сводим познавательную активность к простому напряжению интеллектуальных и физических сил ученика, а рассматриваем как качество деятельности личности, которое проявляется в отношении ученика к содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности”.

        От чего зависит развитие познавательной активности?

        Развитие познавательной активности ребёнка напрямую зависит от уровня психических процессов. А вот здесь, как раз, и начинаются проблемы. В нашей школе обучаются дети со сниженным интеллектом, до поступления в специальное /коррекционное/ общеобразовательное учреждение (данные на начало прошлого учебного года) посещали МДОУ - 29%, находились дома - 15%, обучались в СОШ города - 46%, остались на дублирование - 10%. Среди учащихся есть дети, у кото-рых заболевание является эндогенным по своему происхождению. Таких детей около 40%. В части случаев наследственное предрасположение провоцируется негрубыми экзогенными вредностями: внутриутробная гипоксия плода, родовые травмы, инфекционные заболевания в возрасте от 0 до 3-х лет.

        Восприятие считается первичной ступенькой познания. Ощущения и восприятие формируется замедленно и с большим количеством особенностей и недостатков. Этот симптом оказывает влияние на всё развитие: наблюдается замедленность и суженный объём зрительного восприятия (описание картинок фрагментарное, поверхностное, количество воспринимаемых объектов минимально). Дети затрудняютcя в усмотрении связей между объектами, им не удаётся различить выражения лиц, уловить светотени, понять перспективу и значение перекрытии предметов, их разно и удаленности.

        Имеющиеся затруднения в кинестетическом восприятии приводит к плохой координации движений. До 78% учащихся начальных классов (данные на конец прошлого учебного года) не умеют или затрудняются ориентироваться в пространстве и во времени, 65% испытывают большие трудности в назывании времён года, месяцев, дней недели, времени суток. Около 40% учащихся начальных классов не различают цвета и 24% плохо знают основные формы предметов. Указанные особенности восприятия сглаживаются и компенсируются в процессе обучения и воспитания: происходит развитие этих психических процессов. Кроме этого, показателями познавательной активности ребенка являются:

  1. Сосредоточенность, концентpaция внимания на изучаемом предмете, теме (так, заинтересованностъ класса любой учитель распознаёт по внимательной тишине”). У учащихся школы наблюдаются расстройства всех видов внимания. Устойчивость снижена. Это затрудняет целенаправленную познавательную активность, являясь одной из предпосылок к возникновению трудностей в мыслительной деятельности. В связи с этим, часть у детей младших классов затрудняется пользоваться словесной инструкцией. Произвольное внимание не целенаправленно. Оно нестойкое, легко истощается, характеризуется повышенной отвлекаемостью и требует больших усилий для фиксации.
  2. Вторым показателем познавательной активности является то, что ребёнок по собственной инициативе обращается к той или иной области знаний; стремится узнать больше, участвовать в дискуссии. Для детей, обучающихся в с/к/от характерны несамостоятельность, неумение преодолевать препятствия, проти-востоять любым воздействиям. Наши дети легко внушаемы, некритично воспринимают советы взрослых, наряду с этим, они могут проявить необычайное упрямство, бессмысленное сопротивление доводам, сделать наперекор всему. Л. С. Выготский писал: ”В дефекте овладения собственным поведением лежит главный источник всего недоразвития умственно-отсталого ребенка”. Личность формируется на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения.
  3. Следующим показателем развития познавательной активности является положительные эмоциональные переживания в учебной деятельности. Сенситивными для работы по развитию познавательной активности являются следующие этапы обучения: 1 - ый, 5 - ый, 9- ый классы.
  4. Наибольшее влияние на развитие познавательной активности оказывает отношение взрослых - учителей и родителей, их ожидания в отношении успехов ребёнка и перспектив его будущей жизни. Принципиальное значение для развития познава-тельной активности на всех возрастных этапах имеют не только характер познавательных потребностей окружающих ребёнка взрослых, их умение и желание передать свои интересы, знания ребёнку, но и отношение к нему и самому и себе.
  5. Особо необходимо отметить роль психологического климата школы, оказывающего влияние на деятельность и эмоциональное самочувствие педагогов и учащихся. Положительные эмоции обусловленные пребыванием в школе, сочетание деловых и личностных отношений, продуктивное решение возникающих в коллективе противоречий составляя фон учебного процесса, способствуют проявлению профессионального творчества учителей и оказывают существенное влияние на развитие познавательной активности учащихся.

        В заключение своего выступления хочется привести результаты анкетирования учащихся и студентов, проведённого для данного выступления

1) Мой самый любимый урок:
Математика - 47%
Труд - 29%;
Физкультура - 26%;
Pvсский язык - 24%;
ИЗО - 18%;
Чтение - 15%

2) Этому учителю я хотел бы сказать спасибо
Дети называют своих классных руководителей.
По опросу студентов, проходящих практику в школе с 8 октября 2007 года - Кириллова И. И, Егорова Р. С., Полякова Г. И., Трофимова О. В.

3) Мне нравится ходить в школу, потому что:
- нравится учиться - 58%
- не знаю почему - 20%
- хорошо - 7%

4) Я не люблю урок … потому что:
Чувашский язык - 56%
- трудный, не понимаю, не нравится, как преподают, не нравится учитель

5) Больше всего я запомнил:
- уроки в школе - 34%
- праздники - 12%
- друзья - 18%
- ботанический сад, цирк, музей - 16%
- затрудняются ответить - 20%

6) Что бы мне хотелось изменить в школе:
- чтобы сделали ремонт - 52%
- устаю, хочу быстрее домой - 22%
- чтобы ко мне лучше относились одноклассники - 12%
- чтобы в столовой лучше кормили - 8%
- затрудняются ответить - 6%

Иванова Елена Михайловна
Педагог - психолог
г. Чебоксары
E-mail:iemcko@ya.ru