УчМаг - Интернет-магазин УчМаг - Психологам УчМаг - Логопедам УчМаг - Специальным педагогам УчМаг - Социальным педагогам
УчМаг - Электронные продукты УчМаг - Родителям УчМаг - Детский мир УчМаг - Педагогам ДО УчМаг - Переподготовка, курсы, вебинары

ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ
УМСТВЕННО-ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ.

(из книги "Особенности умственного развития учащихся
вспомогательной школы " под ред. Ж. И. Шиф. - М.: Просвещение, 1965 г. - 343 с.)

ПАМЯТЬ УМСТВЕННО-ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ.

            Памятью называются психические процессы запоминания, сохранения, узнавания и воспроизведения того, что было в нашем прошлом опыте. В основе памяти лежат временные связи, возникающие в процессе ощущений и восприятий.
            Память У. О. детей формируется в условиях аномального развития и поэтому существенно отличается от памяти нормальных детей, что отмечено в ранних исследованиях памяти детей - олигофренов (исследования Джонсона - 1985, Лобзина - 1903, Раншбурга - 1911).
            В исследованиях советских психологов (Л. В. Занков - 1935, М. С. Левитан - 1939, И. М. Соловьев - 1940, Г. М. Дульнев - 1940, М. М. Нудельман - 1940, Б. И. Пинский - 1954, Х. С. Замский - 1954, В. Г. Петрова - 1957) выявлены многие качественные особенности, которыми характеризуется память У. О. школьников.
            Процессы памяти формируются у них, как и у нормальных школьников, во взаимодействии с окружающим миром и не могут поэтому не зависеть от характера воздействия оказываемого на детей в процессе воспитания и обучения. При помощи специальных методов обучения и воспитания можно значительно развить память У. О. школьников. Развитие памяти у них зависит в сильной степени от эффективности применяемых в процессе обучения и воспитания приёмов и методов.

Запоминание.

Непреднамеренное   (Непроизвольное)              Преднамеренное (Произвольное)

Преднамеренное   (Произвольное) - ставим перед собой задачу запомнить то, что воспринимаем и используем для этого определённые приёмы и способы.
            Одна из форм преднамеренного запоминания - заучивание. В процессе заучивания мы делаем ряд повторных попыток лучше запомнить материал, фиксируем своё внимание на тех местах, которые труднее запечатлеваются в памяти.
            У У. О. школьников непреднамеренное запоминание не очень отличается от преднамеренного. Учащиеся вспомогательной школы воспринимают материал, не стараясь запомнить его. Очень важно поэтому воспитывать у У. О. школьников умение воспринимать материал в процессе заучивания с установкой на то, чтобы его запомнить. Этого удаётся достигнуть лишь при систематическом проведении с ними специальной коррекционно-воспитательной работы.
            У У. О. детей отстаёт развитие не только преднамеренного, но и непреднамеренного запоминания. Поэтому большое внимание должно быть уделено также развитию этого вида запоминания.

Непреднамеренное запоминание даёт максимально успешные результаты только при наличии определённых условий:

1 УСЛОВИЕ - мыслительная активность человека в процессе деятельности. Наиболее благоприятной для непреднамеренного запоминания является деятельность, требующая наибольшего проникновения в смысловое содержание материала.
2 УСЛОВИЕ - Материал должен иметь значение, ребёнок должен осмыслить его, осознать содержание мыслей и фактов.

            При запоминании материала без должного понимания содержания он запечатлевается в памяти в результате "механического" заучивания, опирающегося только на многократные повторения. Осмысленное запоминание отличается от неосмысленного тем, что оно происходит всегда в единстве с процессами мышления, способствующими лучшему закреплению материала в памяти и оно более продуктивно, чем механическое. Установлено, что при осмысленном запоминании точность, прочность и скорость запоминания гораздо эффективнее, чем при механическом.
            В основе осмысленного запоминания существенные и опосредствованные связи между отдельными частями материала. В основе механического запоминания лежат единичные временные связи, образуемые в результате одновременного или последовательного восприятия объектов. При осмысленном запоминании всегда участвует прошлый опыт, ранее усвоенные знания и навыки, содействующие более эффективному запоминанию материала.
            У У. О. детей механическая память не отличается от механической памяти нормальных детей. Смысловая память почти не развивается.

ЭКПЕРИМЕНТ.   Детям предлагаются пары слов. Ведущий называет первое слово, а дети должны написать на своих листочках второе слово каждой пары;

1 сочетание Слов: играть - кукла, яйца - курица, резать - ножницы и т.д.
2 сочетание Слов: в каждой паре слова не связаны друг с другом.

                        У У. О. школьников осмысленное запоминание развивается после десятилетнего возраста. Эффективность отсроченного воспроизведения возрастает резко после 12 лет.
Осмысленное запоминание играет исключительно важную роль в процессе усвоения знаний. Успешное обучение невозможно без осмысленного запоминания сообщаемых в школе знаний.
            Для того, чтобы развивать осмысленное запоминание у У. О. школьников, необходимо в процессе обучения и воспитания научить их пользоваться рациональными приёмами запоминания.

  1. Сравнение - эффективное средство запоминания У. О. школьников, запоминая два сходных объекта, воспринимают и осмысливают каждый из них в отдельности, не устанавливая между ними сходства и различия. У. О школьники нуждаются в том, чтобы их научили пользоваться сравнением в процессе запоминания, находить сходство и различие между объектами.
  2. Развитие умения сознательно и целенаправленно запоминать существенные сведения и факты (выделение существенного).
  3. Расчленение материала на отдельные смысловые части, осмысливать каждую из них и устанавливать между ними логические связи и отношения.
  4. Развитие интереса и положительного отношения к материалу в процессе усвоения и запоминания. Побуждение к самостоятельной и активной работе.
  5. Учёт склонностей и интересов учащихся. Побор таких материалов, которые имеют личностное значение.
                        Наглядные пособия и дидактический материал способствуют повышению интереса к учёбе.

Роль повторений в запоминании материала

            У. О. школьника можно практически научить правильно организовать процесс повторения. Необходимо обратить внимание на то, что заучивание должно начаться с предварительного ознакомления с содержанием и характером запоминаемого материала. Важно также обратить внимание на необходимость мысленно разбить материалы на отдельные части - смысловые группы - и в каждой части выделить опорные пункты - отдельные слова, выражения, рисунки, которые потом помогли бы воспроизвести соответствующую часть текста.
            Важнейшее условие повышения активности процесса заучивания У. О. школьников - варьирование повторений. При варьировании повторений каждый раз вносится что-нибудь новое в содержание материала и в характер его усвоения. Это очень важно, так как содействует преодолению косности, свойственной У. О. школьникам.
            Разнообразие повторений можно осуществить, изменяя форму деятельности учащихся: в процессе повторения могут быть использованы устные и письменные рассказы, ответы, зарисовка, лепка, кино, практические работы и т.д.
            Варьирование повторений может найти своё выражение в сравнении данного учебного материала с другим. Особое значение имеет повторение ранее изученного материала в связи с изучением нового. Сравнивая данный материал с другим, важно установить, какое существует между ними сходство и различие. В результате такого сравнения повторяемый материал выступает с других, ранее неосознанных сторонни он осознаётся и запоминается лучше. Сравнение активизирует мышление, приводит к образованию смысловых связей, в результате чего, запоминание становится более прочным. Благодаря сравнению материал воспринимается У. О. школьником более дифференцированно и это способствует лучшему запоминанию. Содействуя отграничению одних понятий от других, сравнение содействует более глубокому усвоению знаний и общему развитию учащихся.
            Однообразное повторение не способствует выработке у У. О. школьников умения применять сообщаемые знания на практике, использовать их в новых, изменившихся условиях.
            Таким образом, чтобы лучше закрепить в памяти учащихся учебный материал, необходимо варьировать условия его восприятия и запоминания, ставить перед учениками разнообразные задачи в процессе повторения.
            Такая организация способствует сознательному и прочному усвоению знаний умственно-отсталыми школьниками.

Воспроизведение.

Преднамеренное   (Произвольное)               Непреднамеренное   (Непроизвольное)

            Воспроизводя словесный материал, олигофрены обнаруживают тенденцию привносить такие данные, которые отсутствовали в воспринятом материале.
            Некоторые изменения искажают содержащиеся в тексте мысли, некоторые привнесения проявляются в замещении плохо запоминающихся мест в тексте.
            Привнесения черпаются из личного жизненного опыта или из усвоенных в процессе обучения знаний, имеющих некоторое сходство с тем, о чём говорится в рассказе. В том, что У. О. школьники привносят в воспроизведение отсутствующие в материале данные, проявляется характерное для них нарушение целенаправленной деятельности. В процессе коррекционно-воспитательной работы нужно обратить на это серьезное внимание.
            При повторном воспроизведении текстового материала содержится только часть тех смысловых единиц текста, которые имелись в их первых воспроизведениях.
            Повторные воспроизведения, происходившие на основе преднамеренного запоминания, были полнее и содержали такие смысловые единицы текста, которые отсутствовали в первых воспроизведениях.
            Воспроизведение учащимися вспомогательной школы имеет беспорядочный характер. В порядке изложения материала нет логической последовательности. Воспроизведение напоминает сумму припоминаний.
            При преднамеренном запоминании текста воспроизведение носит более систематизированный характер и является более точным, чем при непреднамеренном запоминании. Это объясняется тем, что в процессе заучивания дети стараются запомнить его последовательность, а также сохранить в памяти отдельные слова и выражения, что помогает более точно, более последовательно воспроизводить смысловое содержание текста. Характерное для олигофренов недоразвитие речи и мышления сказывается на точности воспроизведения словесного материала тогда, когда оно осуществляется на основе непреднамеренного запоминания.

Отрывки из книги "Особенности умственного развития учащихся
вспомогательной школы " под ред. Ж. И. Шиф. - М.: Просвещение, 1965 г. - 343 с.

<-- В   НАЧАЛО.                                 ДАЛЕЕ -->