Коррекционное занятие
по психомоторике и развитию сенсорных процессов
"Большое кругосветное путешествие"

для учащихся начальных классов специальной / коррекционной/
общеобразовательной школы 8 вида

       Группа учащихся заходит в кабинет психолога и занимает места на стульях.

Психолог:Сегодня занятие у нас необычное. Мы отправимся с вами в путешествие на воображаемом кораблике «Стремительный». Нас ждут неизвестные открытия и интересные встречи. Побываем мы на разных островах, которых пока нет на географических картах. Скажите, пожалуйста, откуда начинают корабли своё плавание и куда они возвращаются? Как называется это место?

(Ребята говорят, что это место называется порт)

Психолог:Корабли относятся к какому виду транспорта? (Дети отве­чают, что к "водному") А что ещё можно назвать, относящееся к водному транспорту ? (Дети называю: лодки, катамараны, катера, ракеты, метеоры, пароходы, грузовой транспорт: баржи u сухогрузы)

Психолог: Давайте поиграем с вами в игру, которая называется "В порт пришёл корабль".

Игра «В порт пришёл корабль»

      Все игроки заучивают слова игры "В наш порт пришёл корабль и привёз..."

  1. ЛЫЖИ (участники игры показывают ногами как едут лыжи)
  2. УТЮГИ (правой рукой показывают как гладит утюг)
  3. ШВЕИНЫЕ МАШИНКИ (левой рукой показывают как шьет машинка)
  4. КУКОЛ НЕВАЛЯШЕК (Головой покачивают как кукла Неваляшка)

       Затем все движения показываются одновременно и повторяются слова: В наш порт пришёл корабль и привёз: лыжи, утюги, швейные машинки, кукол Неваляшек.

Психолог:Что привозят корабли в порт мы с вами узнали. А вот чтобы oтправитъся в путешествие, мы будем не просто девочками и мальчиками, а станем настоящими матросами и выберем капитана, который будет указывать путь кораблю. (Выбирают капитана) На столе лежат наши тельняшки, давайте их оденем. (Капитан одевает на голову ободок – матросской бескозырки ). Мы готовы отправиться в плавание, но нам надо составить карту нашего путешествия. Нарисуем её в наших походных Плашетах-тетрадях. Присаживайтесь, пожалуйста, к столу, берите ручки, карандаши и начинаем рисовать под мою диктовку.

Упражнение "Графический диктант"

(Под диктовку учащиеся выполняют Графический диктант, в результате получается маршрут путешествия. Углы получившегося изображения - места остановок, которые ребята подписывают в ходе занятий.) Необходимо отсчитать вниз 10 клеток для начала выполнения работы.

6 клеток вверх
3 клетки вправо
3 клетки вверх
8 клеток вправо
3 клетки вниз
4 клетки вправо
8 клеток вниз
13 клеток влево
3 клетки вверх
2 клетки влево.

Психолог:Ну а теперь, занимайте места поудобнее, начинаем нашу игру-путешествие. Для этого скажем волшебные слова.

Игра-скороговорка

Дети повторяют за ведущим слова игры)

РА-РА-РА начинается игра
ОРТ -ОРТ -ОРТ корабли приходят в порт
ЛИ – ЛИ - ЛИ в порт приходят корабли
УЗ-УЗ-УЗ и большой сухогруз
АН-АН-АН вот наш капитан
ЫТЬ-ЫТЬ мы готовы все отплыть

Психолог:ИТАК, курс нашего корабля лежит прямо на остров "ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ". Здесь нас ждут необычайные открытия и встречи.
ВНИМАНИЕ! мы пришвартовываемся к острову. Представьте, на берегу мы видим удивительно красивый лес, где растут неизвестные и известные деревья и цветы. Давайте погуляем по лесу, но поскольку мы его не знаем, то будем путешествовать по нему, держась рядышком, идти будем шаг в шаг носочек к пяточке.

Упражнение "Пяточка к носочку"

Психолог:Лес очень необычный. В нем много разных растений и мы не знаем, какие животные в нём живут. Поэтому мы идем тихо, осторожно, прислушиваясь к каждому звуку и шороху. Вот на пути гора. Давайте преодолеем это препятствие. (Мы залезаем на стул и проходим друг за другом). Идём дальше. Нам немножко страшно в чужом лесу, давайте покажем, как нам страшно (Дети показывают эмоцию "страх"). Вот на пути ручей нам надо тоже через него перебраться.

Психолог:Вот лес постепенно расступается и мы выходим на солнечную полянку. Давайте немного отдохнем. Попрыгаем, повеселимся. На полянке собираются животные. Давайте изобразим их. И поиграем в игру, которая называется" Ассоциации"

Игра "Ассоциации"

           Один участник выходит из кабинета. Остальные загадывают какое-нибудь животное. С помощью Пантомимы участники пытаются показать, какое животное они загадали. Игрок угадывает это животное. (Загадываем: Змея, Пингвин, Страус, Лягушка).

Психолог:Какой чудесный был остров, но пора нам плыть дальше, нас ждут новые открытия и приключения. (Пауза) Вдруг на море поднялся ветер. Солнышко спряталось за тучку. Давайте покажем, как качаются сильно волны. (Ребята изображают, как качаются волны, взявшись за руки и качаясь в кругу).

Психолог:А сейчас мы с вами поиграем в игру "Море волнуется".

Игра "Море волнуется"

Водящий:Море волнуется раз,
море волнуется два,
море волнуется три
морская фигура на месте замри!
Все игроки замирают на месте. Водящий ходит и выбирает игрока, который изобразил самую лучшую фигуру. (Игра повторяется несколько раз)

Психолог:Наш кораблик "Стремительный" причаливает к Острову ОЛИМП. Как вы думаете, что это за остров и что нам здесь предстоит сделать? (Дети пытаются ответить на поставленный вопрос).

Упражнение. "2 барана"

Рано, рано 2 барана
Повстречались на мосту. (Все участники разбиваются по парам).
2 учащихся выходят навстречу друг другу. Выставляют руки ладонями вперед, прикасаясь друг к ругу, лбами также касаясь друг друга и борются. Напрягаясь и расслабляясь по команде ведущего занятие.

Упражнение. "Брыкалочка"

Учащиеся ложатся на коврик и поднимают вверх ноги. руки лежат сзади на полу, поджатые к спине. Ногами передвигают по воздуху по очереди: Правая, левая, правая, левая...

Упражнение. "Заплыв"

Учащиеся сидя на стульях перебирают руками и ногами, пытаясь изобразить, как будто бы они плывут.

Упражнение. "Лодочка"

Учащиеся сидят на стульчиках. Они поджимают ноги под себя, обхватывают их руками. При этом пытаются раскачивать туловище.

Психолог:А теперь давайте немного отдохнём. Трудные были задания на острове "Олимп'!, но мы все успешно с ними справились. Садитесь на стулья. На нашем корабле минутка отдыха. Закройте глазки. Представьте, что наш кораблик плавно идёт по волнам. Светит солнышко, нам тепло, мы отдыхаем. Отдыxают наши ручки, плечи, наши глазки и ушки. Солнышко тёплое и ласковое. Отдыхает наша спинка, наш животик. Oтдыхают наши ножки.

(ПАУЗА)

Психолог:А теперь откройте свои глазки. Незаметно мы приплыли на самый дружный остров - Остров Дружбы. Здесь мы поиграем и отдохнём.

Упражнение. "Люди к людям"

Дети стоят по кругу в парах. Водящий - отдельно за кругом. Водя­щий даёт задание участникам игры. Дети его выполняют. Как только водящий даёт команду "Люди к людям" все игроки должны поменяться парами. Ведущий старается занять место одного из игроков. Тот, кто останется без пары становится водящим.
ЗАДАНИЯ:Ладонь к ладони, плечо к плечу, голова к голове, нога к ноге, колено к колену, палец к пальцу, шея к шее, щека к щеке, спина к спине.

Упражнение "Общий ритм"

Ведущий задаёт определённый ритмический рисунок (хлопает в ладоши) с определенным ритмом и подходит к одному из игроков. Затем они вдвоем идут к третьему игроку, с третьим к четвёртому и т.д. Пока все игроки не будут задействованы в игре.

Психолог:И на этом острове мы справились со всеми заданиями. Интересное у нас получилось путешествие? (Ребята высказывают свои мнения). Но пора нам возвращаться в порт, домой. Давайте на прощание нарисуем кораблик «Стремительный», на котором мы сегодня путешествовали.

(Все садятся за парты и рисуют в своих тетрадях кораблик)

Графический диктант

1 клетка вверх
4 клетки вправо
6 леток вверх
1 клетка вправо
1 клетка вниз
1 клетка вправо
2 клетки вниз
1 клетка влево
3 клетки вниз
5 клеток вправо
1 клетка вниз
1 клетка влево
2 клетки вниз
8 клеток влнво
2 клетки вверх
1 клетка влево

Психолог:Пришло время расставаться. Давайте встанем все в кружок и закончим наше путешествие общим прощанием. (Дети кладут руки друг на другу и прощаются)

Иванова Елена Михайловна
Педагог - психолог
г. Чебоксары