НОВОЕ !!!

Уважаемые посетители сайта!

В январе месяце в Санкт-Петербурге начался Национальный конкурс "Золотая Психея". Я со своей коллегой, Трофимовой О.В., написала проект «Коррекция познавательных процессов и мелкой моторики рук "Мастерская Знаний"» для участия в конкурсе в номинации «Проект года в психологической практике»

Всех, кому нравятся мои разработки, кто использует их в работе, прошу поддержать нашу программу. Для этого необходимо зарегистрироваться в психологическом клубе пройдя по ссылке , а затем на странице конкурса выбрать наш проект и проголосовать за него.

С уважением, Иванова Е.М.

Тренинг по коррекции психомоторики и сенсорных процессов
"В гостях у ОСЕНИ"

для учащихся начальных классов VIII вида.

      Тренинг состоит из 7 занятий, связанных между собой единым сюжетом. В каждом занятии имеется практическая работа по коррекции мелкой моторики рук (аппликация, лепка, изготовление поделки, рисование картинки и т.д.). Занятия проводились с учащимися 3-го класса с интеллектуальными нарушениями.

Задачи:
  1. Развивать восприятие и представления о сенсорных эталонах.
  2. развивать навыки ориентировки во времени, Дни недели, месяцы, времена года, время суток.
  3. Развивать психомоторные навыки ориентировки в пространстве большом и малом.
  4. Развивать психомоторные навыки: точность движений, координации, речи, двигательную память, гибкость, учить выполнять различные ритмические движения.
  5. Воспитывать интерес к различным видам деятельности, стремление участвовать в коллективных играх, упражнениях, совместной творческой работе.

Средства коррекции: игры, упражнения, рисование, лепка, аппликация и т.д.

Форма коррекции: групповая

Материалы и оборудование: раздаточный наглядный дидактический материал, бумага, цветная бумага, цветные карандаши, восковые мелки, краски, пластилин, природный материал, овощи, крупы.

ЗАНЯТИЕ 1.  ВСТРЕЧА.

Задачи:

Коррекционные:

  • Научить произвольному напряжению - расслаблению
  • Развивать мелкую и крупную моторику
  • Развивать тактильные ощущения
  • Развивать зрительное и слуховое восприятие
  • Развивать внимание, память, мыслительные процессы
  • Развивать координацию движений,
  • Развивать речь
  • Развивать правильный речевой вдох и выдох

Образовательные:

  • Повторить свойства предметов (цвет, форма, величина)
  • Закрепить понятия: вправо-влево, вверх, вниз

Воспитательные:

  • Воспитывать способность подчинять свои действия инструкции.
  • Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие
  • Воспитывать уважение друг к другу

Материалы к занятию:

  • Мешочек с овощами
  • Плакат "Контурные изображения предметов"(изготовлен своими руками )
  • Нарисованные картинки "Морковки" на ниточках
  • Карточки с изображением овощей по точкам
  • Разрезная картинка "Капуста" с образцом
  • Карандаши

ХОД ЗАНЯТИЯ

Содержание
Время
 
ЗАНЯТИЕ 1.
 
1
Вступление. Настрой на работу.
2 мин.
2
Загадка о зайчике.
2 мин.
3
Игра "Зайчики".
3 мин.
4
Зрительная гимнастика "Морковка".
2 мин.
5
Игра "Волшебный мешочек овощей".
5 мин.
6
Упражнение "Зашумлённые овощи".
5 мин.
7
Дыхательное упражнение "Морковка".
2 мин.
8
Физкультминутка. Игра "Зайчик".
2 мин.
9
Упражнение. "Разрезные картинки. Капуста".
5 мин.
10
Пальчиковая гимнастика.
2 мин.
11
Упражнение "Дорисуй овощи".
6 мин.
12
Релаксация.
2 мин.
13
Завершение занятия.
2 мин.
 
40 мин.

Психолог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы ждём гостей. Скажите, любите ли вы, когда приходят гости!

//Ответы детей//

авайте послушаем стихотворение и узнаем, кто к нам придёт.

По дороге золочёной
Осень щедрая идёт.
Убранным листами клёна
Сундучок с собой несёт.
         Сундучок с её приданным
         Полон солнечных даров
         Много тут брусники красной
         Спелых яблок и грибов.
По дороге золочёной
Осень в гости к нам пришла
И зверятам и ребятам
Всем подарки принесла.

//Выходит "Осень" с сундучком//.

Осень: Здравствуйте, ребята! К вам пришла я в гости. Знаете кто я?

/Ответы детей/.

А как вы узнаёте, что я прихожу?

//Дети перечисляют признаки, по которым определяют приход Осени. Раздаётся стук в дверь.//

Психолог: К нам кто-то ещё пришёл.
Зайчик: Здравствуйте, ребята, а знаете ли вы кто я? Вспомните про меня загадку.
Дети вспоминают загадку: Зимой - белый, летом - серый.
Зайчик: Какие, вы, молодцы! А теперь поиграем в игру "Зайчики"

ИГРА "ЗАЙЧИКИ".

Цель: развитие общей моторики, двигательной памяти.

Ход игры: Дети по кругу делают три прыжка и бегут. Повторяется несколько раз.

Зрительная гимнастика. "МОРКОВКА".

Цель: Развитие двигательных мышц глаза.

Ход упражнения: У детей в руках морковки (вырезанные из бумаги) и они выполняют движения соответственно тексту.

Вверх морковку подними
На неё ты посмотри
Вниз морковку опусти
Только глазками смотри.
         Вверх и вниз и вправо-влево
         Ах, да Заинька умелый
         Глазками моргает
         Глазки закрывает
Зайчики морковки взяли,
С ними весело плясали.

Наглядный материал:

Игра "ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК".

Цель. Развитие тактильных ощущений, восприятия цвета, формы, величины.

Ход игры. Дети определяют на ощупь: Какие овощи лежат в мешочке. Называют их форму, цвет, размер.

Упражнение "Зашумлённые овощи и фрукты".

Цель: развитие восприятия контурных изображений, внимания.

Ход упражнения: Детям предлагаются карточку с контурными изображениями овощей и фруктов. Дети рассказывают, что они видят на картинке. (Карточки можно изготовить самим)

Дыхательное упражнение "МОРКОВЬ".

Цель: Развитие направленного выдоха.

Ход упражнения. Дети дуют на морковки (вырезанные из бумаги или картона), висящие перед ними на ниточках, тонкой длинной струёй (Используется 4-х фазное правильное дыхание: 1,2,3,4 - вдох; 1,2,3,4 - задержка; 1,2,3,4 - выдох; 1,2,3,4 - задержка).

Игра "ЗАЙКА".

Цель: Развитие общей моторики, координации движений, речи.

Ход игры: Дети выполняют движения соответственно тексту.

Зайчик беленький сидит
И ушами шевелит
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть
         Лапки вверх, лапки вниз,
   Н      а носочки поднимись
         Лапки ставим на бочок
         На носочках скок-скок-скок
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.

Упражнение "РАЗРЕЗНАЯ КАПУСТА".

Цель: Развитие целостности восприятия, анализа, синтеза.

Ход упражнения: Дети собирают разрезную картинку - капусту, имея перед глазами образец.

Пальчиковая гимнастика "ЗАЙЧИК".

Цель: Развитие мелкой моторики, точности движений.

Ход упражнения: Дети выполняют движения соответственно тексту:

1,2,3,4,5
Вышел зайчик погулять
Пошевелил одним ушком, другим.
Двумя ушками.

Упражнение "ДОРИСУЙ ОВОЩИ".

Цель: Развитие графомоторных навыков, целостности восприятия.

Ход упражнения: Дети рисуют по точкам контур овощей

(картофель, помидор, морковь, огурец, репка, свекла).

Раскрашивают их.

РЕЛАКСАЦИЯ "ВОЛК И ЗАЯЦ".

Цель: Обучение приёмам релаксации.

Ход упражнения: Ходит - бродит волк, ищет зайчика - дети напрягаются, сжимаются.
Ушёл - расслабляются.

Завершение занятия. Подведение итогов.

Иванова Елена Михайловна
Педагог - психолог
г. Чебоксары
                               << В ГОСТЯХ У ОСЕНИ >>          ДАЛЕЕ -->