Диагностические и образовательные:
Воспитательные:
№ |
Содержание |
Время |
ЗАНЯТИЕ 2. |
||
1 |
Вступление. Настрой на работу. | 2 мин. |
2 |
Давайте поздороваемся! | 3 мин. |
3 |
Меняются местами | 4 мин. |
4 |
Дыхательное упражнение | 3 мин. |
5 |
Упражнение на развитие мелкой моторики | 4 мин. |
6 |
Проективная методика "Я и моя семья" | 10 мин. |
7 |
Упражнение "Я и моя семья" | 6 мин. |
8 |
Глазодвигательное упражнение | 1 мин. |
9 |
Физкультминутка "Если нравится тебе…" | 4 мин. |
10 |
Упражнение "Дружба начинается с улыбки" | 1 мин. |
11 |
Подведение итогов занятия. | 2 мин. |
40 мин. |
Психолог: Добрый день, ребята! Сегодня мы продолжим наше занятие. Давайте вспомним, чем мы занимались в прошлый раз. (Ответы детей). А сейчас поиграем в игру "Давайте поздороваемся".
ЦЕЛЬ: Создание положительного настроя в группе ориентация в пространстве (право-лево).
Каждый учащийся стоит в кругу. Ведущий показывает, как здороваемся друг с другом. Каждый здоровается с игроком, стоящим справа. (Ладошками, лбами, спинами, коленками и т.д.).
ЦЕЛЬ: Создание положительного настроя в группе, диагностика умения ориентироваться в пространстве.
Водящий стоит в центре круга. Все игроки сидят на стульчиках.
При словах водящего: Меняются местами те, кто любит...
(Например, играть в футбол) все игроки, которые любят это делать должны поменяться местами.
Задача водящего: занять чьё-нибудь место. Кто остался без места, тот становится водящим.
ЦЕЛЬ: Развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма.
И. П. - сидя. Ребёнок кладёт руку на грудь или живот и акцентирует внимание на том, как на вдохе рука поднимается, а на выдохе - опускается.
Затем в такт с дыханием он одной рукой показывает как дышит (вдох - рука поднимается, выдох - опускается). Далее ребёнок должен выполнять
эти действия обеими руками.
ЦЕЛЬ: развитие межполушарного взаимодействия.
1) Массаж каждого пальца.
2) Упражнение "Домик". Последовательное сгибание и, разгибание пальцев под текст, выполняется каждой рукой 3 раза:
1, 2, 3, 4, 5, Вышли пальчики гулять.
1, 2, 3, 4, 5, В домик спрятались опять.
3) "Большой палец здоровается с братьями" - двумя руками 5 раз.
ЦЕЛИ: Тест позволяет выявить взаимоотношения в семье, показывает, как ребёнок воспринимает других членов семьи и свое место среди них. Исследование уровня развития мелкой моторики рук.
ИНСТРУКЦИЯ: нарисуй свою семью так, чтобы каждый был занят чем-либо. На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо указаний, например: "Можешь рисовать, как хочешь".
Симптомокомплекс |
№ |
Симптом |
Балл |
1. Благоприятная семейная ситуация |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Общая деятельность всех членов семьи Преобладание людей на рисунке Изображение всех членов семьи Отсутствие изолированных членов семьи Отсутствие штриховки Хорошее качество линий Отсутствие показателей враждебности Адекватное распределение людей на листе Другие возможные признаки |
0,2 0,1 0,2 0,2 0,1 0,1 0,2 0,1 0,1 |
2. Тревожность | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Штриховка Линия основания - пол Линия над рисунком Линия с сильным нажимом Стирание Преувеличенное внимание к деталям Преобладание вещей Двойные или прерывистые линии Подчёркивание отдельных деталей Другие возможные признаки |
0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 |
3. Конфликтность в семье | 1 |
Барьеры между фигурами Стирание отдельных фигур Отсутствие отдельных частей тела у некоторых фигур Выделение отдельных фигур Изоляция отдельных фигур Неадекватная величина отдельных фигур Несоответствие вербального описания рисунка Преобладание вещей Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи Член семьи, стоящий спиной Другие возможные признаки |
0,2 0,1 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,1 0,2 0,2 0,1 |
4. Чувство неполноценности в семейной ситуации |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Автор рисунка непропорционально маленький Расположение фигур на нижней части листа Линия слабая, прерывистая Изоляция автора от других Маленькие фигуры Неподвижная по сравнению с другими фигура автора Отсутствие автора Автор стоит, сидит спиной Другие возможные признаки |
0,2 0,2 0,1 0,2 0,2 0,2 0,2 0,1 0,1 |
5. Враждебность в семейной ситуации |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Одна фигурка на другом листе или на другой стороне листа Агрессивная позиция фигуры Зачёркнутая фигура Деформированная фигура Обратный профиль Руки раскинуты в стороны Пальцы длинные, подчёркнутые Другие возможные признаки |
0,2 0,2 0 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 |
Цели: Возможность время от времени рассказывать о своей семье является еще одним источником здорового самоуважения ребенка.
В ходе этого упражнения дети могут позитивно прокомментировать принесенные ими фотографии членов своей семьи.
Заранее попросите детей принести в школу соответствующие семейные фотографии. Дети, которые не могут принести фотографии в класс, рисуют членов
своей семьи сами.
Для начала Вы сами нарисуйте свою семью, чтобы дети, не принесшие фотографии,
не чувствовали себя неловко.
Материалы: У каждого ребенка должны быть фотографии или рисунки членов своей семьи. Также понадобится легкоснимаемый скотч и несколько больших листов упаковочной бумаги.
Инструкция: Сегодня мы расскажем друг другу о своих семьях. Сначала я представлю вам свою семью. (Нарисуйте сами свою семью и представьте всех ее членов классу.) Теперь давайте вместе наклеим ваши фотографии и рисунки таким образом,
чтобы каждая семья была пространственно отграничена от всех остальных.
Когда все рисунки и фотографии будут наклеены, Вы можете обсудить с детьми особенности их семей. Например:
"Кто из вас единственный ребенок в семье?",
"У кого дома живут еще и бабушки или дедушки?",
"У кого из мальчиков есть брат?",
"Кто живет в большой семье?",
"Кто из вас живет в новой семье после развода родителей?",
"Кто из вас живет только с одним из родителей?", и так далее.
Подчеркните, что существуют самые разные формы семей. После этого вы можете обсудить с детьми, какую особенную роль играет в семье каждый из ее членов.
Задайте вопрос: "Почему ты важен для своей семьи?". Обсудите с ребенком, что он сам может сделать, чтобы членам его семьи стало жить
еще лучше и приятнее?
Анализ упражнения:
- Почему для тебя так важна твоя семья?
- Как бы ты жил, если бы у тебя не было семьи?
- Где живут дети, у которых семьи нет?
- Ты когда-нибудь скучал очень сильно по своей семье?
- Ты хочешь, чтобы братьев и сестер у тебя было больше? Меньше?
- Чем в своей семье ты гордишься?
- Что особенного есть у твоей семьи?
ЦЕЛЬ: Снять усталость и напряжение глаз, профилактика глазных заболеваний.
И.П. - сидя. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по 4 основным направлениям (вверх, вниз, вправо, влево), сведение глаз к центру. Движения совершаются в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях; при чём удержание должно быть равным по длительности предшествующему положению.
ЦЕЛЬ: Развитие двигательной активности, умения выполнять одновременно несколько действий.
1-ый куплет: Если нравится тебе, то хлопай так... Если нравится тебе, то хлопай так... Если нравится тебе, то и другому покажи... Если нравится тебе, то хлопай так... |
Хлопаем в ладоши после первой фразы Хлопаем в ладоши после второй фразы Хлопаем в ладоши после четвёртой фразы |
2-ой куплет: Если нравится тебе, то топай так... Если нравится тебе, то топай так... Если нравится тебе, то и другому покажи... Если нравится тебе, то топай так... |
Топаем ногами после первой фразы Топаем ногами после второй фразы Топаем ногами после четвёртой фразы |
3-ий куплет: Если нравится тебе, то щёлкай так... Если нравится тебе, то щёлкай так... Если нравится тебе, то и другому покажи... Если нравится тебе, то щёлкай так... |
Щёлкаем пальцами после первой фразы Щёлкаем пальцами после второй фразы Щёлкаем пальцами после четвёртой фразы |
4-ый куплет: Если нравится тебе, то хлопай так... Если нравится тебе, то хлопай так... Если нравится тебе, то и другому покажи... Если нравится тебе, то хлопай так... |
Хлопай ладошами по коленям после первой фразы Хлопай ладошами по коленям после второй фразы Хлопай ладошами по коленям после четвёртой фразы |
5-ый куплет: Если нравится тебе, то делай всё... Если нравится тебе, то делай всё... Если нравится тебе, то и другому покажи... Если нравится тебе, то делай всё... |
Выполняем все движения после первой фразы Выполняем все движения после второй фразы Выполняем все движения после четвёртой фразы |
Закрепление положительных эмоций.
ЦЕЛЬ: Закрепление положительных эмоций.
Стоящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую улыбку. (По очереди).
Подведение итогов занятия. Психолог спрашивает о том, что понравилось и запомнилось ребятам, а затем прощается с учащимися.