УчМаг - Интернет-магазин УчМаг - Психологам УчМаг - Логопедам УчМаг - Специальным педагогам УчМаг - Социальным педагогам
УчМаг - Электронные продукты УчМаг - Родителям УчМаг - Детский мир УчМаг - Педагогам ДО УчМаг - Переподготовка, курсы, вебинары

Занятие
   по курсу "Коррекция психомоторики и сенсорных процессов"

для учащихся начальных классов VIII вида.

Тема:  Рисование по заданному образцу  
"В ГОСТЯХ У ЗНАЙКИ".

Задачи:

Диагностические и образовательные:

  • Знакомство учащихся с предметом
  • Исследование мелкой моторики рук
  • Исследование зрительного и слухового восприятия
  • Исследование умения выполнять инструкцию взрослого
  • Исследование умения выполнять дыхательные, глазодвигательные упражнения
  • Исследование произвольности и самоконтроля, ритмирование организма.
  • Исследование взаимоотношений в семье

Воспитательные:

  • Воспитывать положительное отношение к предмету
  • Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие
  • Воспитывать уважение друг к другу, способность услышать другого человека.

Х О Д   З А Н Я Т И Я.

Содержание
Время
 

ЗАНЯТИЕ 3.

 
1
   Вступление. Настрой на работу.
2 мин.
2
   Дыхательное упражнение
1 мин.
3
   Упражнения на развитие мелкой моторики
4 мин.
4
   Гоафический диктант
6 мин.
5
   Упражнение "Мозаика"
1 мин.
6
   Физкультминутка "Как живёшь?"
10 мин.
7
   Лабиринты. Куда ушёл Знайка
6 мин.
8
   Упражнение "Соедини по точкам"
1 мин.
9
   Упражнение-релаксация. "КУЛАЧКИ"
4 мин.
10
   Упражнение "Дружба начинается с улыбки"
1 мин.
11
   Подведение итогов занятия.
2 мин.
 

40 мин.

Психолог:  Сегодня мы отправимся к маленькому умному человечку, которого зовут Знайка. (Показывается большой рисунок, на котором нарисован Знайка или игрушку) Как вы думаете, почему его так называют? (Ответы детей). Правильно.
Сегодня он научит вас тому, что умеет сам хорошо делать. Давайте посмотрим, какие задания приготовил Знайка сегодня для вас. Для начала выполним Дыхательное упражнение.

ДЫХАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ.

ЦЕЛИ:  Развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма.

И.П. - Сидя. Вдох. Детям предлагается расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза (задержка дыхания). Выдох. Детям предлагается втянуть живот как можно сильнее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом "пьют" воздух.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

ЦЕЛЬ:  развитие межполушарного взаимодействия.

   Стоит на кухне за столом
   Горшок со свежим молоком
   Тайком пробралась в кухню кошка
   Отведать молока немножко.
   Наклонилась, пьёт вершок.
   Сунув голову в горшок,
   А потом: ой-ой-ой, ай-ай-ай,
   Не вынуть голову никак
   Бежит кошка во двор,
   Натолкнулась на забор!
   Бум-с! Бац! тук-так-ток,
   Раскололся тот горшок.
   Побежала кошка в дом
   Опять за вкусным молоком,
   Гопса-гопса, гопса-са,
   Вот такие чудеса!
   Округленные ладони соединить
   позу кошки выполняет правая рука
   Указательный и мизинец правой руки
   "уши" кошки - постепенно наклоняются,
   обхватываются кулаком левой руки.
   Левая рука, ладонь сжимает пальцы правой
   Руки движутся в сторону
   Ладони разводятся в стороны
   Поза кошки в левой руке

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
   Диагностика психомоторики.

Работа по теме (Тематические игры и упражнения).

Упражнение.  "ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ"

ЦЕЛЬ: Развитие пространственной ориентировки, мелкой моторики рук.

Учащимся предлагается воспроизвести в тетради периодически повторяющийся узор. Образец узора предъявляется в виде изображения на доске.

ИНСТРУКЦИЯ:

1)     1 клетка вверх
   1 клетка вправо
   1 клетка вниз
   1 клетка вправо... Повторите узор, который вы только то что нарисовали.

2)    2 клетки вверх
   1 клетка вправо
   2 клетки вниз
   1 клетка вправо ... Повторите узор, который вы только то что нарисовали.

3)    1 клетка вправо
   1 клетка вверх
   1 клетка влево
   1 клетка вверх
   3 клетки вправо
   1 клетка вниз
   1 клетка влево
   1 клетка вниз
   3 клетки вправо ... Повторите узор, который вы только то что нарисовали.

ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ.

ЦЕЛИ: Снять усталость и напряжение глаз, профилактика глазных заболеваний.

И.П. - сидя. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по 4 основным направлениям (вверх, вниз, вправо, влево), сведение глаз к центру. Движения совершаются в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях; при чём удержание должно быть равным по длительности предшествующему положению.

Упражнение "УЧИМСЯ ДЕЛАТЬ ШТРИХОВКУ"

Учащимся предлагаются черно-белые картинки. Надо выполнить штриховальные линии: горизонтальные и вертикальные.

         

Упражнение.   "МОЗАИКА".

      Детям предлагается из имеющегося набора карточек трёх видов составить различные двухцветные картинки по приведённому образцу. При рассмотрении образцов мозаики с учащимися обсуждаются ассоциации, которые вызывают у них те или иные картинки, что способствует развитию фантазии и навыков пространственного анализа и синтеза.
      Учащимся предлагается зарисовать в тетрадь, составленную из карточек мозаику. При этом дети мысленно разбивают на элементы (анализируют) предложенную картинку, собирают из элементов-карточек (синтезируют) на своём столе, а также переносят результат в свою тетрадь, параллельно выполняя функцию пространственного анализа и синтеза.

Физкультминутка. "КАК ЖИВЁШЬ?".

Текст
Описание движений
Как живёшь?
Вот так!
Как идёшь?
Вот так!
Как бежишь?
Вот так!
Ночью спишь?
Вот так!
Как берёшь?
Вот так!
- А даёшь?
Вот так!
- Как шалишь?
Вот так!
- Как грозишь?
- Вот так!
Показываем большие пальцы обеих рук, держа их вверх
Маршируем.

Бег на месте.
Ладошки соединяем вместе и кладём на них голову.

Прижимаем ладошку к себе.
Ладошку от себя вперёд.

Надуваем щёки и кулачками мягко ударяем по ним.
Погрозить пальцем друг другу.

Упражнение.  "ЛАБИРИНТЫ. КУДА УШЁЛ ЗНАЙКА"

Смысл задания заключается в нахождении пути к определённой цели по соответствующей схеме, изображённой на листе.

Упражнение. "СОЕДИНИ ПО ТОЧКАМ"

В тетрадях или на листочках учащимся даётся схематически изображённый рисунок (точки с цифрами, не соединённые между собой). Задача каждого заключается в том, чтобы соединить последовательно цифры и узнать, что же изображено на рисунке.

Упражнение-релаксация. "КУЛАЧКИ"

ЦЕЛЬ: освоение и закрепление позы покоя, расслабление мышц рук.

И. П. - сидя. "Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки положите на колени. Сожмите их сильно - сильно, чтобы косточки побелели. Руки устали. Расслабьте их. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем как я. Спокойно! Вдох - пауза! Выдох - пауза!"

Руки на коленях,
Кулачки сжаты,
Крепко с напряжением
Пальчики прижаты (сжать пальцы).
Пальчики сильней сжимаем -
Отпускаем, разжимаем.
Легко поднять и уронить расслабленную кисть.
Знайте девочки и мальчики,
Отдыхают наши пальчики.

Закрепление положительных эмоций.

Упражнение "ДРУЖБА НАЧИНАЕТСЯ С УЛЫБКИ"

ЦЕЛЬ:  Закрепление положительных эмоций.

Стоящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую улыбку. (По очереди).

Подведение итогов занятия. Психолог спрашивает о том, что понравилось и запомнилось ребятам, а затем прощается с учащимися.

Иванова Елена Михайловна
Педагог - психолог
г. Чебоксары