Рисование в воздухе перед собой знака бесконечности (центр знака — напротив переносицы). Сначала психолог плавно передвигает одну руку ребенка, начиная из центра вверх, обводя три раза воображаемый знак бесконечности. Ребенок должен внимательно следить за кончиками пальцев своей руки, не мигая, не отводя взгляда и не задерживая дыхания. Затем то же — другой рукой и двумя руками, сцепленными в замок. Далее можно варьировать размеры знака и то расстояние, на котором он рисуется.
Ребенок, лежа, делает ряд глубоких вдохов носом и громких выдохов ртом под прохлопывания: 8 хлопков — пауза — 5 хлопков — пауза — 8 хлопков — пауза — 5 хлопков — пауза — 8 хлопков — пауза — 5 хлопков — пауза — 8 хлопков — пауза — 5 хлопков — пауза — 8 хлопков — пауза — 5 хлопков — пауза — 8 хлопков — пауза — 5 хлопков — пауза — 8 хлопков — пауза — 5 хлопков. Во время вдоха ребенок поднимает только правую руку и на время задержки дыхания удерживает ее в воздухе. Во время выдоха опускает правую руку на левое бедро и лежит спокойно, задержав дыхание. На следующем вдохе ребенок поднимает левую ногу и на время задержки дыхания удерживает ее в воздухе. На выдохе опускает на правую ногу. Во время задержки дыхания лежит (правая рука на левом бедре, левая нога на правой ноге). На вдохе поднимает правую руку с бедра и удерживает ее в воздухе. На выдохе кладет правую руку ровно (параллельно телу). На вдохе поднимает левую ногу и удерживает ее на время задержки дыхания. На выдохе кладет левую ногу параллельно правой ноге (ровно). То же с левой рукой и правой ногой (всего 8 вдохов-выдохов). Упражнение выполняется 3—4 раза. Единица счета равна одной секунде.
Старайтесь отслеживать правильную последовательность движений, глубину вдоха, удержание темпа.
Ведущий объясняет, что все участники должны повторять движения, которые он будет им показывать, кроме одного — «запрещенного», скажем, обхвата руками головы.
Ведущий совершает различные движения руками, ногами, головой, корпусом.
Улучив подходящий момент, неожиданно показывает «запрещенное» движение. Кто его повторит или даже только попытается повторить, тот считается нарушившим правила игры и выбывает.
Сначала ведущий проводит игру в медленном темпе, давая возможность участникам усвоить главное правило — не повторять «запрещенное» движение. Потом темп игры ускоряется. В результате останется один или несколько победителей, которым неплохо бы вручить маленькие поощрительные призы.
ЦЕЛИ: Развитие мелкой моторики рук, умения ориентироваться на листе бумаги.
ИНСТРУКЦИЯ: Дорисуй предметы так, чтобыполучились целые, законченные картинки.
ЦЕЛИ: развитие внимания, мышления, устной связной речи.
ИНСТРУКЦИЯ: Составь рассказ по картинкам. Определи правильно последовательность событий.
Возвращение домой | |
Время года | |
Мои ощущения во время грозы | |
На рыбалку | |
Гроза | |
ЦЕЛИ: развитие мыслительных операций, навыков самоконтроля.
ИНСТРУКЦИЯ: Используя приведённый ниже код, расшифруйте поговорку.
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: Своя земля и в горсти мила.
Объясни: как ты понимаешь смысл данной пословицы.
ЦЕЛИ: развитие мыслительных операций, навыков самоконтроля.
ИНСТРУКЦИЯ: Используя приведённый ниже код, расшифруйте имена людей.
Ответ. Лариса, Кирилл, Олег, Марина, Юрий Юлия, Наталья.
Ход игры: Кто-нибудь из ребят придумывает самые фантастические ситуации, а другие должны найти наиболее возможные решения. Например:
«Если каждый человек с рождения приобретет свойство читать мысли другого, как изменится жизнь на Земле».
«Если бы вдруг исчезла сила притяжения на Земле, т. е. все предметы и существа полностью потеряли свой вес, то...»
«Если бы все люди вдруг потеряли дар речи, то...»
Цель: развитие способности быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные, связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов.
Ход игры: Ведущий берет наугад три слова, не связанные по смыслу, например «озеро», «карандаш» и «медведь». Детям дается задание составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными («Медведь упустил в озеро карандаш»), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя исходными словами, и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося
в озере»), и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»). Выигрывает автор самого интересного предложения.
Цель: развитие способности концентрировать мышление на одном предмете, умения вводить его в самые разные ситуации и взаимосвязи, открывать в обычном предмете неожиданные возможности.
Ход игры: Называется какой-либо хорошо известный предмет, например «книга». Надо назвать как можно больше различных способов его применения: книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т. д. Следует ввести запрет на называние безнравственных, варварских способов применения предмета. Побеждает тот, кто укажет большее число различных функций предмета.
Психолог говорит: «Сейчас я буду называть части тела правильно, а показывать неправильно, вы должны делать правильно, то есть так, как я говорю». Затем психолог, например, кладет руки на плечи, а говорит — «колени». Дети должны положить руки на колени.
Играющие встают в круг и выбирают «хозяйку», которая раздаёт задания каждому игроку: сено косить, воду носить, дрова рубить, печь топить и т.д. Каждый начинает выполнять свою работу, сопровождая движения соответствующими словами, например: «Дрова рублю…» Затем хозяйка даёт всем общую работу – яму копать. Все дети начинают изображать, будто они копают яму, и повторяют: «Яму копаю…»
Сменив несколько видов общих работ, «хозяйка» неожиданно показывает на одного из играющих и спрашивает: «Что ты делаешь?». Тот должен назвать работу, которую он получил в начале игры или «платит» фант.
В конце игры фанты разыгрываются, то есть каждый должен «»выкупить Их за песню или стихотворение.
ИНСТРУКЦИЯ: Выполните задание под мою диктовку.
1 клетка вверх; 1 клетка вправо; 1 клетка вверх; 1 клетка вправо
1 клетка вверх; 1 клетка вправо; 1 клетка вверх; 1 клетка вправо
1 клетка вверх; 1 клетка вправо
1 клетка вниз; 1 клетка вправо; 1 клетка вниз; 1 клетка вправо
1 клетка вниз; 1 клетка вправо; 1 клетка вниз; 1 клетка вправо
1 клетка вниз; 1 клетка влево;
3 клетки вниз; 7 клеток влево; 3 клетки вверх, 1 клетка влево.
ЦЕЛИ: развитие мыслительных процессов.
ИНСТРУКЦИЯ: Подумайте и впишите в пустые клетки буквы так, чтобы получились слова.
ОТВЕТЫ: Мустанг, магнитофон, магнолия, универмаг, маргаритка, бумага
Полное, краткое, уменьшительно-ласкательное... (имя)
Русская, редкая, простая... (фамилия).
Голубые, большие, ясные... (глаза).
Стремительная, неуклюжая, неуверенная... (походка).
Упрямый, трудный, покладистый... (характер).
Высокий, средний, низкий... (рост).
Кратковременная, слуховая, зрительная... (память)
Соленый, кислый, сладкий... (вкус).
Острое, нормальное, слабое... (зрение).
Большое, доброе, больное... (сердце).
Доброжелательная, обаятельная, лучезарная... (улыбка).
Цель: научить детей контролировать свои действия.
Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-' нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки - нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этою можно затеять беседу с руками. Спросите: "Кто вы, как васзовут?", "Что вы любите делать?", "Чего не любите?", "Какие вы? ". Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они мноюе умеют делать ( перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно "заключением договора" между руками и их хозяином. Пусть руки пообещаюm, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать толькохорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать..
Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительныйсрок, похвалив послушные руки и их хозяина.
Упражнение дает ребятам первое знакомство с координатной сеткой. Аналогично известной игре «Морской бой» детям поочередно называются координаты точек, отмечаемые ими в пределах игрового поля. При внимательном и правильном нанесении всех точек в тетради появляются соответствующие зашифрованные рисунки. По мере освоения задания темп диктовки координат возрастает.
КАРТИНКА: КУВШИН
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ДИКТОВКИ: А5, А6, А7, А8, Б1, Б4, Б9, В1, В2, В3, В10, Г1, Г10, Д1, Д10, Е1, Е2, Е3, Е10, Ж1, Ж4, Ж9, З5,З6, З7, З8, И4, И7, К4, К5, К:.
ЦЕЛИ: развитие навыков обобщения и группировки, составление предложений на обобщение конкретных понятий и конкретизацию родовых поняти; коррекция внимания, мышления.
ИНСТРУКЦИЯ: Собери урожай: фрукты в одну корзину, овощи - в другую. Покажи стрелками: что надо класть в одну корзину, что - в другую.
ЦЕЛИ: развитие мыслительных процессов.
ИНСТРУКЦИЯ: Найди картинки, относящиеся друг к другу, объясни свой выбор.
ЦЕЛИ: развитие мыслительных операций.
ИНСТРУКЦИЯ: Помоги Мите разложить предметы по их местам.