И.п. — Ребенок сидит. Рот открыт, язык высунут.
Задача ребенка самостоятельно рисовать каким-либо предметом в воздухе восьмерку, следя за предметом глазами и двигая языком в том же направлении. Делать это надо сначала левой рукой (ею надо нарисовать горизонтальную восьмерку), потом правой (вертикальную). Затем наоборот: левой рукой рисуется вертикальная восьмерка, правой — горизонтальная. Упражнение выполняется на трех уровнях: 1) на расстоянии вытянутой руки; 2) на расстоянии согнутой в локте руки; 3) около переносицы. Время выполнения 4—6 минут.
Ребенок, лежа, делает ряд глубоких вдохов носом и громких выдохов ртом под прохлопывания: «Руку поднимаем (5 хлопков), держим (4 хлопка), руку опускаем (5 хлопков), держим (4 хлопка), ногу поднимаем (5 хлопков), держим (4 хлопка), ногу опускаем (5 хлопков), держим (4 хлопка)». Единица счета — одна секунда.
Во время вдоха ребенок поднимает правую руку, на время задержки дыхания удерживает ее в воздухе. Во время выдоха опускает правую руку и во время задержки дыхания лежит спокойно. На следующем вдохе ребенок поднимает правую ногу и удерживает ее в воздухе на время задержки дыхания. На выдохе опускает правую ногу. То же с левой рукой и ногой (всего 4 вдоха-выдоха). Упражнение выполняется 2—3 раза.
ЦЕЛИ: развитие внимания, навыков самоконтроля, коррекция мыслительных процессов.
Играющие садятся в круг.
Один водящий — «любопытный» — становится в середине. Он громко называет какую-нибудь букву и выжидает, пока играющие приготовятся. Затем быстро обращается то к одному, то к другому играющему, забрасывая их короткими вопросами: кто? куда? когда? зачем? Играющие должны быстро ответить словами, начинающимися с объявленной буквы. Например, объявлена буква «К». Ответы могут быть следующие: «композитор», «в кино», «каждый день», «за керосином» и т. д. Ответивший на вопрос не сразу или словами, начинающимися с другой буквы, становится «любопытным», а прежний «любопытный» садится на его место.
Для начала «любопытным» становится ведущий, он задает тон и темп игры, а потом корректирует ход игры таким образом, чтобы динамика была на должном уровне.
ЦЕЛИ: коррекция мыслительных процессов, развитие внимания, навыков самоконтроля .
ИНСТРУКЦИЯ: Для каждой строчки подбери слово, подходящее по смыслу ко всем прилагательным в данной строке.
ЦЕЛИ: развитие памяти, коррекция мелкой моторики рук.
Материал: бумага, цветные карандаши, 6-8 геометрических фигур.
Ход игры: Детям показывают 6-8 геометрических фигур, потом просят нарисовать на бумаге те, которые они запомнили. Более сложный вариант — попросить нарисовать фигуры, учитывая их размер и цвет. Побеждает тот, кто быстрее и точнее воспроизведет все фигуры.
ЦЕЛИ: коррекция мыслительных процессов, развитие внимания, навыков самоконтроля .
ИНСТРУКЦИЯ: в каждой строчке найди лишнее слово, которое не подходит к остальным словам.
Чашка, ложка, молоток, тарелка
Мяч, пенал, линейка, тетрадь
Футбол, хоккей, коньки, лодка
Кукла, мишка, скакалка, ручка
Ложка, кружка, тарелка, стол
ЦЕЛИ: коррекция мелкой моторики рук, развитие внимания, навыков самоконтроля .
ИНСТРУКЦИЯ: Продолжи разукрашивать начатую картинку, определи, что у тебя получилось.
Правильный ответ: Ножницы.
ЦЕЛИ: коррекция мыслительных процессов, развитие внимания, навыков самоконтроля .
ИНСТРУКЦИЯ: Среди слов написанных в строчках, найди игрушки, подчеркни эти слова.
КАРАНДАШ, КУКЛА, СКРИПКА, МЯЧ, ЛИНЕЙКА, ПИРАМИДКА, ПАЛЬТО, КУБИКИ, НЕВАЛЯШКА, НОЖНИЦЫ, ДЕРЕВО, МИШКА, ДИВАН, СЫР, МАШИНКА, СКАКАЛКА, ЛУЖА, ЮЛА, КАКТУС, АКВАРИУМ.
ЦЕЛИ: коррекция мелкой моторики рук, развитие зрительного восприятия, пространственного мышления, умения ориентироваться на листе бумаги.
ИНСТРУКЦИЯ: дорисуй вторую часть картинки так, чтобы получилась целая картинка.
ЦЕЛИ: развитие зрительного восприятия, пространственного мышления, коррекция мелкой моторики рук, умения ориентироваться на листе бумаги.
ИНСТРУКЦИЯ: Среди изображенных картинок, наложенных друг на друга найди игрушки и обведи их по контуру.
ЦЕЛИ: развитие мыслительных процессов.
ИНСТРУКЦИЯ: Определи, кто из детей чем играет.
ЦЕЛИ: развитие мыслительных процессов, устной связной речи.
ИНСТРУКЦИЯ: Составь рассказ по картинке. Придумай название.
В эту игру можно играть везде и всюду: она разгоняет скуку и доставляет удовольствие. А лучше всего она действует, отвлекая внимание, если Петя снова ссорится с Аней или коля печально забился в угол.
Начинайте так:
Вы: Я вижу кое-что красного цвета, чего ты не видишь!
Ребенок: Сердечки на занавесках?
Вы: Нет.
Он: Обложку Таниной книжки?
Вы: Нет.
Он: шапку Олега?
Вы: Нет.
Он: Фантик на столе?
Вы: Да!
Поверьте, продолжаться это может до бесконечности!
Дети встают в кружок как можно плотнее друг к другу. Они передают из рук в руки мячик. И говорят слова:
Ты катись весёлый мчик
Быстро, быстро по рукам
У кого весёлый мячик
Тот, сейчас станцует нам!
Как только слова заканчиваются, тот, у кого в руках окажется мяч, выходит в круг и исполняет что-нибудь.