УчМаг - Интернет-магазин УчМаг - Психологам УчМаг - Логопедам УчМаг - Специальным педагогам УчМаг - Социальным педагогам
УчМаг - Электронные продукты УчМаг - Родителям УчМаг - Детский мир УчМаг - Педагогам ДО УчМаг - Переподготовка, курсы, вебинары

Цикл занятий
по коррекции восприятия, воображения, мышления,

внимания, мелкой моторики рук

«МЫ И СОЛНЕЧНЫЙ  ЗАЙЧИК»

 

ЦЕЛИ: коррекция когнитивных процессов и мелкой моторики рук учащихся специальных/коррекционных/ классов VII вида для детей с ЗПР.

Задачи:
Коррекционно-развивающие:

  • Развивать мелкую и крупную моторику
  • Развивать тактильные ощущения
  • Развивать пространственную ориентировку на листе и в пространстве
  • Развивать зрительное и слуховое восприятие, чувство ритма
  • Развивать внимание, память, мыслительные процессы и операции
  • Развивать координацию движений
  • Развивать речь

Образовательные:

  • Повторить свойства предметов (цвет, форма, величина)
  • Обучить элементам самомассажа
  • Закрепить понятия: вправо-влево, вверх, вниз

Воспитательные:

  • Воспитывать способность подчинять свои действия инструкции.
  • Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие
  • Воспитывать уважение друг к другу
  • Воспитание эстетических чувств.

Занятие 4. «Прогулка с солнечным зайцем».

Материалы к занятию:

  • Мягкая игрушка «Зайчик» или «Солнечный зайчик»
  • Картинки с контурными изображениями предметов «Соедини по точкам»
  • Релаксационная музыка для упражнений
  • Карточки с заданиями по количеству учащихся для индивидуальной работы
  • Листочки в клетку или тетради для выполнения графических работ
  • Простые и цветные карандаши, листы А4, краски, кисти для рисования

ХОД ЗАНЯТИЯ

Содержание

Время

 

ЗАНЯТИЕ 4.

 

1

Организационный момент. Введение в игру. Настрой на работу.

2 мин.

2

Упражнение «На прогулку»

3 мин.

3

Упражнение «Какое что бывает?»

3 мин.

4

Упражнение  "Точка зрения"

4 мин.

5

Упражнение «Что где растет?»

3 мин.

6

Упражнение "Живое - неживое"

3 мин.

7

Упражнение «Вопросы - ответы»

3 мин.

8

Упражнение «Сонар»

3 мин.

9

Упражнение «Ловушка»

4 мин.

10

Упражнение «Мысленное путешествие по картинке»

4 мин.

11

Упражнение «Отгадай предмет по описанию»

3 мин.

12

Упражнение «Где мы были, мы не скажем…»

3 мин.

13

Упражнение «Нарисуй по точкам»

4 мин.

14

АРТ-терапия «Нарисуйте воображаемую прогулку»

10 мин.

15

Картинная галерея. Обсуждение выполненных работ.

5 мин.

16

Рефлексия. Завершение занятия.

3 мин.

 

 

60 мин.

Психолог. Заяц очень рад видеть вас в своих владениях. Но и вы не сегодня не дети, а представьте, что вы - лесные жители: медведи, лисы, зайцы, тигры и т.д. Кто кем хочет, тем и будет. Мы встретились на этой лесной полянке и сейчас поприветствуем друг друга. Скажите, животные умеют приветствовать, как люди? (Нет.) Значит, приветствовать друг друга мы будем жестами. (Дети встают парами по кругу!) Поздоровайтесь друг с другом (носами потритесь). Спросите, как дела (соедините ладони). Общих друзей встречали? (Спинами трутся?) Нет? Да? (Головой мотают) Я так рада вас видеть! (Обнимаются?) Молодцы!

Упражнение «На прогулку!»
Заяц предлагает детям отправиться на прогулку.
Дети закрывают на мгновение глаза. Как только начинает звучать музыка, открывают их и танцуют, изображая то или иное место, предложенное зайцем – где они находятся (1 минута).
Далее музыка меняется несколько раз. На каждую смену психолог говорит, где оказались дети ( в дремучем лесу, вокруг дикие звери; в парке – поют птицы, белки на деревьях; на полянке – летают бабочки, кузнечики; в пруду – плавают рыбки, русалки, крабы.) Звучит очень медленная музыка.

Игра "Какое что бывает?".
Играя в эту игру, дети научатся сравнивать, обобщать свойства предметов и, наконец, понимать значение таких понятий как высота, ширина, длина; классифицировать предметы по форме, размеру, цвету. Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом нужно дать возможность ребенку проявить себя.
Примеры:
- Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом). Здесь уместно спросить, что выше - дерево или дом; человек или столб.
- Что бывает длинным? (коротким)
- Что бывает широким (узким)?
- Что бывает круглым (квадратным)?
В игру можно включать самые разные понятия: что бывает пушистым, мягким, твердым, острым, холодным, белым, черным и т.д.

Игра «Точка зрения».
Психолог предлагает детям придумать и рассказать, что ви­дит расположившаяся на верхуш­ке дерева гусеница. Что видит солнце, выглянувшее из-за туч. Что услышал зайчик, пробежавший по лесу. Что чувствует под ногами мальчик, идущий босиком.

Упражнение «Что где растет?»
Психолог  начинает  фразу,  ребята   ее  за­канчивают и повторяют целиком. Ромашки растут на ... (лугу). Орехи растут на . . . (дереве). Яблоки растут на ... (яблоне). Цветы растут на . . . (клумбе). Морковь растет на . . (грядке).

Упражнение«Живое – неживое».
Знакомим ребенка с понятиями "одушевленный" и "неодушевленный".
Сначала объясняем, что все живые предметы мы называем "КТО", а неживые "ЧТО". Если ведущий называет живой предмет, то участники хлопают в ладоши, если неживой – сидят тихо.

Упражнение «Вопросы - ответы».
Играем в вопросы и ответы. Можно использовать книжки с сюжетными картинками.
Что растет? Кто растет?
Кто летает? Что летает?
Кто плавает? Что плавает?
Кто самый большой? Что самое большое? и т.д.

Упражнение «Сонар»
Мы отдыхаем на полянке. Послушайте внимательно, какие звуки окружают нас в комнате, а затем услышать звуки улицы.

Упражнение «Ловушка»
Педагог говорит: «Пошел охотник в лес, выбрал место и поставил свою ловушку. Прибежали звери, при­летели птицы, почуяли вкусный корм, а ловушка захлопнулась. Стал охотник проверять, кто в ловушке, и увидел там зайчат, медвежат, кукушку и разных лесных птичек».
С помощью считалки выбираются охотник и 4—5 человек, ко­торые берутся за руки и образуют круг—ловушку. Охотник ста­вит ее в середине комнаты. Остальные дети — обитатели леса. Они бегают и прыгают через ловушку и вокруг нее (изображающие ловушку стоят неподвижно, взявшись за руки и подняв их на уровне плеч). «Хлоп!» - неожиданно говорит охотник. Дети быстро опускают руки и приседают. «Посмотрю, кто попал в мою ловушку», - говорит охотник. Дети, попавши в ловушку, движениями и голосами подражают разным зверям и птицам. Охотник отгадывает: «зайчик» (или: «Кукушка»). Если он угадал, то ребенок уходит за круг, а если охотник не угадал, ребенок говорит: «Я не зайчик, я не птичка» - и становится к ребятам, которые изображают ловушку.
При повторении игры дети меняются ролями.

Упражнение «Мысленное путешествие по картинке»
Рассматриваем картинку, затем, сначала с открытыми, затем с закрытыми глазами, представляем себя на этой картинке. Что происходит с вами во время путешествия? Какие образы возникают?
Где вы сейчас? Что видите, слышите? Вы один? Кто рядом? Разговариваете с ним? О чем? Что вы ощущаете? Что хочется сделать? Кого хотите пригласить к себе?

Упражнение «Отгадай предмет по описанию».
Во время прогулки заяц видел следующее – что это? или кто это?
Дикое животное, живет в лесу, большое, лохматое, любит мед.      (Кто? Медведь)
Дикое животное, хитрая, рыжая, с пушистым хвостом.    (Кто? Лиса)
Насекомое, с разноцветными крыльями, похожа на цветок.    (Кто? Стрекоза)
Транспорт, большой, тяжелый, с крыльями и хвостом.     (Что? Самолет)
Овощ, красного цвета, круглый, его кладут в салат и в борщ.    (Что? Свекла)
Сладкая, маленькая, в красивой бумажке.    (Что? Конфета)

Упражнение «Где мы были, мы не скажем….»
Один игрок выходит за дверь. Остальные договариваются о том, что они будут изображать. Когда заходит водящий, он задает вопрос: Где вы были, что вы делали? Дети отвечают: Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем! Дети показывают, что они подготовили. Водящий отгадывает, что делали дети!

                                            
Арттерапия. Вспомните и нарисуйте сегодняшнюю воображаемую прогулку.

Картинная галерея. Обсуждение нарисованных работ.

Рефлексия. Завершение занятия: Что вы запомнили, побывав в стях у зайки? А теперь давайте попрощаемся. Встаньте в круг, возьмитесь за руки и передайте свое тепло человеку, стоящему рядом с вами. Дети слегка пожимают друг другу руки.

Иванова Елена Михайловна
Педагог - психолог
г. Чебоксары
         <-- В НАЧАЛО       ПРОГРАММА  ПО   ПСИХОКОРРЕКЦИИ         ДАЛЕЕ -->