УчМаг - Интернет-магазин УчМаг - Психологам УчМаг - Логопедам УчМаг - Специальным педагогам УчМаг - Социальным педагогам
УчМаг - Электронные продукты УчМаг - Родителям УчМаг - Детский мир УчМаг - Педагогам ДО УчМаг - Переподготовка, курсы, вебинары

ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИГРА
"КАПЕЛЬКИ СОЛНЦА"

для учащихся 5-9 классов специальной / коррекционной/
общеобразовательной школы 8 вида

Цели игры: Активизация, полученных в ходе обучения учащимися, знаний по школьным предметам, коррекция познавательных процессов. Диагностика межличностных отношений в классных коллективах.

Участники: В игре принимают участие учащиеся 5 - 9 классов. Игра проходит между классами по параллелям. К участию в игре допускаются все учащиеся без исключения. Количество участников игры соответствует количеству учащихся каждого класса.

Время и сроки проведения : Игру " Капельки солнца " можно проводить 2 раза в учебном году: в начале и в конце года, используя её для диагностики имеющихся у учащихся знаний. Для поддержания интереса и коррекции познавательных процессов содержание имеющихся заданий необходимо изменять.

Условия проведения: Все участники игры собираются в указанном месте вместе со своими классными руководителями. Все классные коллективы, пришедшие на игру, становятся её участниками.
         На переднем плане висит изображение "Солнышка". На его лучиках написаны названия всех конкурсов, которые будут проходить. В ходе игры участники снимают по одному лучику и участвуют в том конкурсе, который написан на нём.

Ведущий игры: (объясняет ребятам условия игры) Дорогие ребята. Вот и подходит к концу первое полугодие и сегодня мы с вами подведем итоги учебы и работы. Вы две четверти учились, набирали новые знания, изучали новые предметы, участвовали в спортивных играх, соревнованиях, трудовых десантах, ходили в кино, на экскурсии. Сегодня мы вместе с вами отправимся с вами в необыкновенное путешествие, в котором примут участие все присутствующие здесь. Даже наши учителя примут участие в нашей интересной игре. Каждой команде сейчас будут даны конвертики с вложенными в них листочками. На листках написаны роли. Вы сами должны выбрать, какую роль будете играть в нашей сегодняшней игре.

Роли для участников 4 - 6 классов:

  1. Спортсмен
  2. Математик
  3. Литератор
  4. Музыкант
  5. Фантазер - сказочник
  6. Спонсор
  7. Жюри
  8. Эколог
  9. Мудрец (капитан)

Роли для участников 7 - 9 классов:

  1. Эколог
  2. Спортсмен
  3. Математик
  4. Историк
  5. Литератор
  6. Географ
  7. Фантазер - сказочник
  8. Спонсор
  9. Жюри
  10. Мудрец (капитан)

         В распределении ролей классные руководители участия не принимают. Учащиеся работают самостоятельно. В процессе распределения ролей можно увидеть: насколько ребята умеют самостоятельно работать в группе, принимать решения; есть ли в классном коллективе лидер; есть ли учащиеся, отстраняющиеся от участия в игре ( замкнутые и изолированные ). После того, как ребята распределили роли, идут соревнования по всем выбранным специальностям.

         Члены жюри, спонсоры занимают места так, чтобы им было хорошо видно проходящие соревнования.

         Ведущий начинает соревнования для участников. Звучит колокольчик. Это звонок для наших математиков. Итак, просим выйти тех, кто принимает участие в нашем первом конкурсе.

1 КОНКУРС : Задания для игроков МАТЕМАТИКОВ: ( Логические задачки, загадки, ребусы и т.д.)

2 КОНКУРС : " Историков " (1 вариант. Дается описание какого - то события, к нему необходимо подобрать название 2 вариант. Из цепочки дат выбросить лишнюю 3 вариант. Дается список наименований. Из него необходимо вычеркнуть то, чего не было в древности на Руси)

3 КОНКУРС : " Литераторов " (1 вариант. Участникам конкурса предлагается отрывок из произведения, необходимо вспомнить автора и название или 2 вариант. Каждый участник читает отрывок из любимого стихотворения и ему дается пара слов из которых он должен составить четверостишье. Например: палка - галка )

ОТРЫВКИ ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО КОНКУРСА:
4 - 5 классы:
1. " Жила на свете толстая игла. Но она считала себя тонкой. - Смотрите, держите меня хорошенько! - сказала толстая иголка, обратившись к пальцам, которые хотели её взять."

(Г. Х. Андерсен "Гордая игла")

2. " Один царь захотел сам узнать правду ли ему говорили, что в одном из городов есть праведный судья, что он сразу узнает правду и что от него ни один плут не может укрыться "
(Л. Толстой "Праведный судья")

3. " Царь с царицею простился
      В путь - дорогу снарядился
      И царица у окна села ждать его одна "
( А. С. Пушкин " Сказка о мертвой царевне..." )

4. " Сквозь волнистые туманы пробирается луна,
      На печальные поляны льёт печальный свет она "
( А. С. Пушкин " Зимняя дорога " )

6 - 7 классы:
1. "В то лето розы цвели особенно пышно. Один раз Кай и Герда рассматривали книжку с картинками - зверями и птицами. - Ай ! - вскрикнул вдруг мальчик. Меня кольнуло прямо в сердце, и что-то попало в глаз!"
(Г. Х. Андерсен " Снежная королева ")

2. "Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать."
( А. П. Чехов " Ванька " )

3. "Служил на Кавказе офицером один барин. Звали его Жилин. Пришло ему раз письмо из дома. Пишет ему старуха мать. Стара я уже стала, и хочется перед смертью повидать любимого сынка ".
(Л. Н. Толстой " Кавказкий пленник")

4. "Ветер весело шумит, судно весело бежит,
      Мимо острова Буяна, к царству славного Салтана,
      И желанная страна вот уж издали видна "
(А. С. Пушкин " Сказка о царе Салтане...")

4 КОНКУРС :" Экологов " ( загадки и вопросы о животных и природе )

5 КОНКУРС : " Спортсменов " (Троеборье: 1. Силачи - соревнования на руках: кто сильнее; 2. Кинуть лист бумаги в зал - у кого дальше; 3. Ветродуй - дунуть фантик до определенного расстояния )

6 КОНКУРС : " Фантазеров - сказочников " (Соревнование по типу Блеф - клуба: 1 вариант: придумать или вспомнить случай из жизни и представить его так, чтобы соперник сказал верит он в него или нет ; или 2 вариант. Придумать продолжение сказки по заданному сюжету, например: "Ты отправился в путешествие на комфортабельном лайнере и вдруг налетел ураган. Шторм достигал 9 - 10 баллов. Ваше судно потерпело крушение и тебя, после долгих скитаний по морю, выбросило на необитаемый остров..." ; или 3 вариант. Придумать сказку по уже имеющимся сказочным персонажам. (Например: заяц, волк, царевна Несмияна, кот Базилий, Митрофанушка, Чудо - юдо лесное беззаконное).

7 КОНКУРС " Музыкантов " (Разминочный тур: Каждый участник исполняет по 1 куплету своей любимой песни. 1. Соревнование по типу " Кольцовка песен ": участники поют по 1 куплету песни по очереди, пока кто - нибудь из них не остановится. 2. Спеть 1 куплет известной детской песни "Жили у бабуси ", заменив гласные во всех словах на " Я ", можно обыграть таким образом: Вы известный музыкант из Японии и приехали в Россию со своим концертом. В этой стране очень любят делать акцент на " Я ", Второму игроку дается задание изменить все гласные на " Ю " (оговаривая, что он гость из Франции).

8 КОНКУРС "Мудрецов" - капитанов
1 вариант. Идут соревнования по принципу игры "Устами младенца". Дается описание события, человека, предмета. Кто из игроков первым догадается:

    Это бывает каждый год. Каждый человек ждет этого, особенно дети...
    Детям тогда очень весело, а людям постарше - не очень, ну , а дедушкам и бабушкам бывает грустно.
    Когда это бывает, мама с утра у плиты. В этот день много подарков, сюрпризов и цветов. Обязательно нужны свечи, и с утра нужно беречь уши, если это твой день.

2 вариант. Задание для команд. Игра " Чехарда ". Расставить полоски словосочетаний по порядку:
Злой кабан
Пароход
Соловей
Дикобраз
Кошка
Маша
Буратино
Портной
Ёж
Чиж
Рак
Стол
Чайник
Мальчик
сидел на ветке
томился в клетке
точил клыки
давал гудки
физику учила
хвостик свой ловила
шил себе штаны
все поел блины
накрыл к обеду стол
усами шевелил
летал под облаками
гонялся за мышами
прыгал во дворе
булькал на костре

Задание для игроков: Составить пословицу из частей.

После правильной расстановки должно получиться:

    Злой кабан точил клыки,
    Пароход давал гудки,
    Соловей сидел на ветке,
    Дикобраз томился в клетке.
    Кошка хвостик свой ловила,
    Маша физику учила,
    Буратино все поел блины,
    Портной сшил себе штаны.
    Ёж гонялся за мышами,
    Чиж летал под облаками,
    Рак усами шевелил.
    Стол накрыт к обеду был,
    Чайник булькал на костре,
    Мальчик прыгал во дворе

         После окончания всех конкурсов подводятся итоги. Учащиеся подсчитывают количество набранных букв. Побеждает команда, набравшая большее количество букв. Далее каждая команда составляет слово. Должно получиться у одной команды : "КАПЕЛЬКИ", у другой команды "СОЛНЦА". Таким образом учащиеся узнают название игры " Капельки солнца ". Победители игры получают в подарок карамель "Капелька".

Иванова Елена Михайловна
Педагог - психолог
г. Чебоксары