20 ноября 2009 года в рамках проходившей в школе недели Толерантности, прошёл день семейного отдыха для учащихся инклюзивного образования и их родителей. Всего в мероприятии приняли участие 14 семей.
ЦЕЛИ: развитие толерантных отношений, вовлечение родителей в воспитательный и образовательный процесс школы, повышение познавательной активности, учащихся инклюзивного образования.
В празднике приняли участие учащиеся 1-3 специальных/коррекционных/ классов VII вида для детей с задержкой психического развития, их мамы, папы и бабушки. Ребята вместе с родителями путешествовали по станциям, организованным педагогами инклюзивного образования.
Праздник начался с общего сбора, на котором собравшимся было рассказано о Всемирном дне Толерантности.
Здесь же все участники поделились на команды: родитель - ребёнок. Всем были даны маршрутные листы.
Продолжительность 1 этапа: 7 минут.
Время на переход: 2 минуты.
Станции игры:
1 ЭТАП: Город МАСТЕРОВ.
В городе "Мастеров" участники изготавливали поделки из цветной бумаги.
2 ЭТАП: Город ТАНЦОРОВ
В городе "Танцоров" танцевали все: и взрослые и дети. Ведущая станции - классный руководитель 2 класса сначала предоставила возможность проявить себя участникам игры. От каждой команды по 1 представителю показывали движения
(по очереди) и все повторяли за ним. Затем руководитель станции сама показала движения, и все участники повторяли их за ней, разучив, таким образом, много новых интересных танцевальных движений.
3 ЭТАП: Город "Дружбы"
В городе "Дружбы" разучивали новые психологические игры на взаимодействие, взаимопонимание.
СПРАВА, СПРАВА ОТ МЕНЯ ЕСТЬ ОДНО МЕСТЕЧКО
Игра связана с пространственно-временными отношениями, развитием эмоциональной сферы. У многих детей с нарушениями в развитии пространственные отношения могут быть сильно искажены. Понятия "справа-слева", "спереди-сзади", "внизу-вверху" относительно самого себя является одним из базовых понятий в развитии человека. Если эти понятия сформированы неправильно, то нарушается адекватное восприятие реальности.
В этой игре заложен также положительный эмоциональный момент: Играющий, возле которого освобождается место, приглашает стать рядом с ним человека, который ему приятен.
Итак, играющие встают в круг, оставляя рядом с одним игроком
(справа от него) свободное место.
Все поют:
Справа, справа от меня есть одно местечко,
я хочу, чтоб...
(игрок называет имя любого участника, стоящего в кругу)
Встал, со мной рядом постоял.
Игрок переходит и встает справа от позвавшего. Теперь следующий игрок, рядом с которым образовалось свободное место, называет еще одного участника и т.д.
УТОЧКА УТИ-УТИ
Игра является одной из самых ритмичных. В ней важно и то, как двигаются участники
(они имитируют движение, подобное утиному - "вразвалку"), и ритм исполняемой песни. Для многих детей с серьезными нарушениями чувства ритма эта игра является ведущей. Дети как бы впадают в пространство игры, их движения становятся скоординированными, а речь четко соответствует ритму слов.
Играющие встают в круг, держа друг друга за руки. Первый игрок выходит и, двигаясь вперевалочку, как уточка, идет, проходя под поднятыми руками игроков, стоящих в кругу.
Когда произносятся последние слова "бери за хвост", игрок тихонько хлопает того, кто оказывается рядом с ним. Этот игрок становится позади первого, кладет ему руки на пояс.
Теперь двигаются уже двое игроков. Они проходят под руками всех стоящих в кругу по очереди. Стоящие же в кругу поют и притопывают в ритм песни.
Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не соберутся в одну цепочку.
Уточка ути-ути,
Негде уточке пройти,
Негде сунуться,
Попросунуться.
Кабы уточке вода,
Потопила бы меня,
Кабы волчий хвост -
Бери за хвост!
МАГНИТ
Место проведения: Круг
Попросите нежно и бережно дотрагиваться до "магнита", роль которого исполняет один из детей. Для тех, кому неприятны физические контакты, которые предполагает эта деятельность, попробуйте придумать другой, схожий по смыслу вид деятельности.
Важные слова:
- Имена
- Группа
- Класс
- Нежное прикосновение
- Бережно
- Общность
Ход задания:
- Попросите детей стать в круг и взяться за руки. Когда начинает звучать музыка, дети начинают водить хоровод. Когда музыка прекращается, вы на-зываете имя одного из детей. Все сразу же разнимают руки, подбегают к этому ребенку и осторожно до него дотрагиваются (он "магнит"). Напомните детям, что дотрагиваться надо бережно и нежно.
- Как только последний ребенок дотронулся до "магнита", снова включите музыку. Все опять становятся в круг; берутся за руки, и все повторяется снова.
- Продолжайте эту игру, пока каждый ребенок не побывает "магнитом".
Усложняем задание:
Вместо того, чтобы дотрагиваться до "магнита", остальные дети могут ок-ружить ребенка, взявшись за руки и напевая:
Здравствуй, Лера, здравствуй, Лера. Как живешь? Как живешь? Здравствуй, Лера, здравствуй, Лера. С нами песенку споешь?
Сразу же после этого снова включите музыку и продолжайте игру.
ЗВУКОВЫЕ ВОЛНЫ
Место проведения: Круг
В этой игре будьте готовы к настоящим глупостям. Смейтесь вместе с детьми. Если дети не понимают, как "звуковые волны" должны идти по кругу, объяс-ните им, что значит делать что-то по очереди.
Важные слова:
- Группа
- Человек
- Класс
- Принадлежность
- По очереди
Ход задания
- Соберите детей в круг и скажите, что хотите посмотреть, умеют ли они копировать звуки. Станьте в центр круга и издайте какой-нибудь простой звук. Попросите группу повторить его хором, после чего "звуковая волна" идет по кругу - все дети по очереди повторяют этот звук. Затем попросите желающего произвести другой звук, который смогла бы хором повторить группа. После этого попросите детей сделать "звуковую волну".
- Повторите то же с другими желающими. Каждый раз последовательность одна и та же: ребенок издает звук, вся группа повторяет его хором, а потом звуковая волна идет по кругу.
Усложняем задание
Чтобы облегчить детям задачу, попросите их передавать по кругу мяч. Как только в руки ребенку попадает мячик, он должен повторить звук и передать его следующему. Со старшими детьми можно пустить по кругу сразу две "звуковые волны" в противоположенных направлениях. (Звуковую волну можно заменить волной телодвижений, использовать каждый раз какую-то одну часть тела: руки, ноги, ступни и т.д.)
ТИХАЯ ВОДА
Место проведения: Круг
Этот вид деятельности наиболее эффективен в маленьких группах. Если в группе более 9 человек, продолжайте выполнять задание, пока, по крайней мере, половина детей, не попробовала надеть на глаза повязку. Остальные смогут сделать это на следующий день.
Важные слова:
- Имена
- Бережно
- Группа
- Класс
- Повязка на глаза
- Доброволец
Материалы:Повязка на глаза
Ход задания:
- Соберите в круг 5 - 9 детей. Объясните правила игры. Повяжите желающему на глаза повязку. Он должен стоять в центре круга. Остальные дети берутся за руки и начинают водить вокруг него хоровод, напевая:
Вокруг Андрея мы шагаем.
Где мы остановимся, Андрей не знает.
- Через несколько секунд ребенок в центре говорит: "Тихая вода!", и дети останавливаются. Ребенок в повязке идет вперед, пока не дотронется до одного из детей в круге. Ощупав его лицо и одежду, он пытается угадать, кто перед ним и называет имя этого ребенка.
- Теперь названный ребенок может в свою очередь надеть повязку, или же вы можете попросить сделать это любого желающего.
- Объясните детям, что когда у них завязаны глаза, они должны дотрагиваться до другого ребенка бережно и осторожно. Когда дело касается физических контактов, маленькие дети могут быть непреднамеренно грубы и не осторожны. Внимательно наблюдайте за детьми и, если необходимо, направляйте их.
- 5. Если ребенок в повязке не может определить, кто перед ним стоит, попросите стоящего перед ним одноклассника сказать несколько слов.
Усложняем задание
Чтобы усложнить задание, можно попросить детей вытягивать руки навстречу ребенку с завязанными глазами, который должен определить, кто перед ним стоит, только касаясь его рук.
Или же поменяйте роли, попросив всех в круге закрыть глаза. Выберите ребенка, который станет в центре круга. Он может открыть глаза. Попросите детей в круге взяться за руки и медленно идти вокругстоящего в центре. Когда они остановятся на словах "Тихая вода", ребенок в центре должен подойти к ребенку, стоящему в кругу, которыйокажется напротив и дотронуться до него, а тот должен угадать, кто перед ним стоит, и назвать его (ее) имя.
ИМЕНА И ПАНТОМИМА
Место проведения: Круг
Возможно, застенчивые дети будут чувствовать дискомфорт, оказавшись в центре внимания. Поэтому такие нерешительные и робкие могут выполнять свои действия, оставаясь в круге.
Важные слова:
- Имена
- Группа
- Класс
- Доброволец
- Копировать
Ход задания.
- Попросите детей стать в круг и взяться за руки. Скажите, что вы будете играть в игру с именами. Первый, кто начнет игру, выходит в центр круга и говорит:
Привет, ребята,
Я с вами дружу.
Меня зовут _____
Смотрите, что я покажу.
И в этот момент ребенок должен сделать какое-нибудь простое телодвижение. Например, он может помахать руками, как птица крыльями. После этого остальные дети отвечают ему:
Привет, ______________
Мы с тобой дружим тоже,
И мы так сделать можем!
Вся группа копирует показанное ей движение.
- Начните игру сами. Сказав свое имя, сделайте простое движение при по-мощи рук, тела или ног. Вы можете сделать круг при помощи рук, похлопать в ладоши или повернуться вокруг своей оси.
- Скажите детям, что они должны совершать движения, которые могли бы скопировать другие.
Усложняем задание.
Задание можно сделать более сложным. Добровольцы могут совершать движения сразу разными частями тела, например, одновременно хлопать в ладоши и поворачиваться вокруг своей оси. Можно также попробовать более сложные танцевальные движения.
Дополнительные игры можно найти на сайте в разделе Материалы к занятиям
4 ЭТАП: Город "Всезнаек"
В городе "Всезнаек" отвечали на вопросы и отгадывали загадки.
"Узнай нас?"
- На сметане мешён,
На окошке стужён,
Круглый бок, румяный бок
Покатился ... (Колобок)
- Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё.
А ну, подскажите имя её. (Красная шапочка)
- Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек - копытца.
Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три поросёнка)
- Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор .... (Айболит)
- Возле леса на опушке,
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
- Толстяк живёт на крыше,
Летает он всех выше (Карлсон)
- Вместе с Карлсоном
Прыгал с крыш
Шалунишка наш.... (Малыш)
- У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный,
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует свой длинный
Кто же это? (Буратино)
ЗАДАНИЯ НА СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ, ЗАДАЧКИ - ШУТКИ можно найти на сайте в дополнительных материалах к занятиям
5 ЭТАП: Город "Волшебников"
В городе "Волшебников" рисовали "Дружбу" красками, карандашами, мелками. А потом каждая команда рассказывала о том, что они нарисовали и почему.
6 ЭТАП: Город "Талантов"
В городе "Талантов" все участники пели песни, читали стихи, показывали то, что умеют "СЛАБО?".
По окончании всех этапов участники и организаторы собрались в школьной столовой, где состоялось чаепитие.
Праздник получился весёлым и увлекательным: каждый здесь смог найти себе дело по душе. А родители смогли отдохнуть вместе со своими детьми и посмотреть, что же они умеют и как ведут себя в школе.
В конце состоялось традиционное награждение победителей
(Проходило по номинациям: лучшему танцору, лучшему исполнителю, за дружбу и взаимопонимание, самому эрудированному и т.д.). А победителями сегодня были все!!!