УчМаг - Интернет-магазин УчМаг - Психологам УчМаг - Логопедам УчМаг - Специальным педагогам УчМаг - Социальным педагогам
УчМаг - Электронные продукты УчМаг - Родителям УчМаг - Детский мир УчМаг - Педагогам ДО УчМаг - Переподготовка, курсы, вебинары

ПРОГРАММА

по курсу "КОРРЕКЦИЯ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ"
для учащихся 1- 4 классов
специальной /коррекционной/общеобразовательной школы VIII вида.


АКТУАЛЬНОСТЬ
         Забота нашего государства о подрастающем поколении распространяется и на детей с физическими и психическими недостатками, в частности, на этих детей распространяется Закон о всеобщем обязательном образовании. Основным типом школ для таких детей являются специаль-ные /коррекционные/ школы, в которых осуществляется обучение и под-готовка их к посильной трудовой деятельности, дальнейшей социализации в обществе. Учащиеся получают всестороннее духовное и физическое развитие, овладевают основами научных знаний. Задачи гуманизации и индивидуализации процесса воспитания и обучения детей с интеллек-туальными нарушениями требуют создания необходимых условий для их полноценного развития, становления как субъектов учебной деятельности.
         Целостное восприятие - важное условие правильной ориентировки в окружающем предметном мире. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушение аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти, характерные для детей с интеллектуальными нарушениями, затрудняют знакомство с окружающим миром. Нарушение функции поиска и замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации ведут к неполному, нестойкому и не всегда правильному узнаванию предъявляемого материала. Кроме того, сенсорное развитие ребенка с интеллектуальными нарушениями в целом, значительно отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Отечественные исследования показывают, что несовершенство восприятия детей с интеллектуальными отклонениями состоит не столько в нарушениях воспринимающих аппаратов, сколько в отклонениях в восприятии как сложной психической функции.
         Ученый-психолог И. М. Соловьев отмечал, что многопредметный участок действительности оказывается для таких детей "малопредметным". Слабость обозрения объясняется особенностями взора: то, что ребенок с нормальным развитием видит сразу, дети с интеллектуальной недостаточностью - последовательно, а значит, воспринимают меньше и больше деталей "теряют". Ж. И. Шиф отмечала, что дети с интеллектуальной недостаточностью значительно позже своих сверстников начинают различать цвета, при этом, характерным является соединение в одну группу несходных цветов и оттенков, не различение промежуточных цветов и малонасыщенных цветовых оттенков. Своеобразие зрительного восприятия детей с интеллектуальными нарушениями отчетливо проявляется при рассматривании сюжетных картин, понимание которых оказывается неполным, поверхностным, а в ряде случаев и неадекватным (И. М. Соловьев и др.).
         Трудности восприятия пространства и времени замедляют процесс ориентировки в окружающем мире. Пространственные нарушения оцениваются многими исследователями (Т. И. Головина, И. М. Соловьев и др.) как один из наиболее распространенных и ярко выраженных дефектов, встречающихся при данной патологии развития. А. П. Розова исследовала особенности узнавания при помощи осязания объемных предметов и их контурных изображений. По результатам исследований выявлено, что объемные изображения легче распознаются всеми детьми. Опознание предмета с помощью осязания при включении зрения требует активного привлечения прошлого опыта, сопоставления полученных данных с имеющимися представлениями и знаниями о данном предмете, правильной организации процесса обследования. Ошибки при распознавании предметов зачастую обусловлены асинхронностью и несогласованностью движений рук, импульсивностью, поспешностью, недостаточной сосредоточенностью всей деятельности. Кроме того, у многих детей с проблемами развития отмечается скованность, неполный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Слабое различение ими мышечных ощущений, неточность проприоцептивных ощущений движения приводят к плохой координации. Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной мере связано с физическим недоразвитием.
         Относительно разных видов ощущений и восприятия можно сослаться на положение В. И. Лубовского о том, что всем детям с отклонениями развития свойственны снижение темпа и качества переработки информации, ограниченность и неполнота формирования образов и понятий.
         Поисковые действия детей с интеллектуальной недостаточностью характеризуются импульсивностью, хаотичностью. Отсутствует планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия такие дети ни использовали (слуховой, зрительный, тактильный и т. д.), а по результатам проявляется меньшая полнота и недостаточная точность, односторонность.          Отметим, что выделенные особенности восприятия ярко видны у детей с интеллектуальной недостаточностью в младшем школьном возрасте и только под влиянием коррекционного обучения они постепенно сглаживаются.
         Коррекционная работа с данной категорией детей основывается на положении Л. С. Выготского о единстве законов развития нормально развивающегося ребенка и отсталого ребенка, выделившего следующие общие закономерности психического развития:
  • общность основных факторов и движущих сил развития;
  • возможность появления качественно новых психических образований при взаимодействии с социальной средой, в процессе общения с взрослыми и сверстниками, при включении ребенка в самостоятельную деятельность;
  • сохранение при аномальном развитии всех стадий психического развития, что и в норме; при этом развитие идет в той же последовательности, но с изменением временных границ и при выраженной специфике проявления;
  • органический дефект головного мозга накладывает существенные ограничения на возможности его психического развития.
         Отечественные ученые (С. Д. Забрамная, В. П. Кащенко и др.) отмечали, что, хотя возможности развития интеллекта при умственной недостаточности ограничены, все же, в условиях коррекционного обучения, возможно их поступательное развитие. При этом учитываются не только особенности, но и возможности развития каждого ребенка. Значительным показателем является восприимчивость учащихся к помощи, их реакция на характер и объем помощи со стороны взрослого. При проведении коррекционных занятий необходимо разделение учащихся на группы с целью осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к обучению.
         Новый базисный учебный план для специальных/коррекционных/ образовательных учреждений VIII вида, за основу принятый руководством специальной /коррекционной/ общеобразовательной школы № 21 г. Чебоксары в 2005 году впервые предусматривает проведение в 1 - 4 классах занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов. Введение нового предмета поставило перед администрацией школы множество вопросов, одним из которых был: кто же должен проводить занятия? Первый год занятия проводили учителя начальных классов, однако, часто коррекционные занятия подменялись дополнительными уроками, в ходе которых велась работа с отстающими учениками по предметам основного цикла. Уже в следующем году часы по курсу "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" были переданы педагогу - психологу школы. Базисной программы по данному курсу не было и решено со-ставить собственную программу. При непосредственном консультировании с директором МОУ ЦППРК была составлена настоящая программа по "Развитию психомоторики и сенсорных процессов" для учащихся специальной /коррекционной/ общеобразовательной школы VIII вида.

         Программа "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" имеет своей целью: дать ребенку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в обществе на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков.

         Достижение цели предполагает решение ряда задач:
  • обогащение чувственного познавательного опыта (на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи), нацеленное на развитие памяти, мышления, речи, воображения;
  • формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
  • коррекция недостатков познавательной деятельности детей в процессе систематического и целенаправленного формирования полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
  • формирование пространственно-временных ориентировок;
  • развитие слухоголосовых координаций;
  • формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
  • совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
  • обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
  • исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно-двигательной координации;
  • формирование точности и целенаправленности движений и действий.

             Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушения аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти умственно отсталого ребенка затрудняют его знакомство с окружающим миром. Такого ребенка следует научить наблюдать за объектом, рассматривать его, ощупывать и обследовать; определять отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов (т.е. ученик должен овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически, - сенсорными эталонами). Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия. Усвоение сенсорных эталонов - системы геометрических форм, шкалы величины, цветового спектра и предусматривает данная программа.
             Совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового, осяза-тельного является необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности умственно отсталых школьников. Эффективность аналити-ко-синтетической деятельности в процессе восприятия также обеспечивает использование сенсомоторных действий: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать и т.д. Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторики, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости.
             Для умственно отсталых детей характерны выраженные отклонения в речевом развитии. Применение на психокоррекционных занятиях приемов, облегчающих восприятие (показ предметов, использование стимулирующих реплик и направляющих внимание вопросов, рассказ педагога, игра, создание проблемной ситуации и т.д.), побуждает учеников к оречевлению того, что они видят, к выполнению действий с объектом и к формулированию полученных результатов. Разные виды деятельности предоставляют большие возможности для обогащения словарного запаса детей.
             Особое внимание уделяется специальному формированию умений планировать предстоящую деятельность, контролировать ход работы и давать отчет по ее окончании.
             Программа предусматривает развитие и воспитание детей в различных видах деятельности (игра, изо-деятельность, аппликация и т.д.), преимущественно коллективных, что взаимно обогащает учеников, вызывает у них положительные эмоции, учит управлять собственным поведением.
             Программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:
  • развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков;
  • восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
  • восприятие пространства;
  • восприятие времени;
  • восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
  • кинестетическое и кинетическое развитие;
  • тактильно-двигательное восприятие;
  • развитие слухового восприятия и слуховой памяти;
  • развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.
         Программа строится на обучении учащихся по группам, 2 раза в неделю, в связи с особенностями детей, характера имеющихся у них затруднений и отклонений в развитии. Тренинговые формы работы включают обучение, игру, изобразительную деятельность, элементы занятий с прослушиванием музыки, физкультуры, развития речи. Это позволяет создавать основу для более успешного усвоения учащимися программных знаний; способствует развитию у них рефлексивных начал; дает возможность спрогнозировать дальнейшую положительную социализацию в обществе.
         По каждому разделу предусмотрено усложнение заданий от первого к четвертому классу. В основе программы лежит комплексный подход. Он предполагает решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы. Это способствует целостному психи-ческому развитию ребенка. Педагог-психолог самостоятельно определяет круг задач, решаемых на каждом конкретном занятии и выделяет из них приоритетную.
         Коррекционные групповые занятия проводятся во второй половине дня по специально составленному расписанию, в соответствии с учебным планом, то есть 68 часов в год.
         Для проведения коррекционной работы требуется специально организованная предметно-пространственная развивающая среда:
  • функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сен-со-моторных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геомет-рические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули и др.);
  • игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвен-тарь для развития крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи, коль-цебросы, обручи, сенсорная "тропа" для ног, массажный коврик, полу-сфера и др.);
  • оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной дея-тельностью (магнитофон, набор аудио- и видеокассет для релаксации, звучащие музыкальные инструменты, изобразительные материалы и др.);
  • разнообразный арсенал техники арттерапии (различные куклы, сюжет-ные игрушки, элементы одежды, принадлежности для аромотерапии и др.).
СТРУКТУРА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ.

Содержание первого и последнего разделов составляют психодиагностические методики для определения уровня сформированности сенсомоторных процессов у учащихся и эффективности проводимых коррекционных занятий на каждом этапе.

Содержание второго раздела начинается со знакомства с приёмами правильного диафрагментального дыхания и релаксации. Упражнения данной группы включены в большинство предлагаемых занятий, так как способствуют оптимизации систем организма, общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Успокаивают и способствуют концентрации внимания. Упражнения на релаксацию способствуют снятию усталости, восстановлению сил. А хорошо подобранная к данным упражнениям музыка, цвет благотворно влияют на соматическое и психическое состояние ребёнка. Также в этом разделе подобраны следующие упражнения:

- стимулирующие, повышающие энергетический потенциал;

- направленные на оптимизацию тонуса и обучение релаксации;

- работа с локальными мышечными движениями;

- для повышения устойчивости;

- работа с патологическими ригидными телесными установками.

Следующая группа упражнений направлена на коррекцию таких недостатков:

  • бедность, однотипность движений тела в пространстве, недостаточная координация и несформированность сенсомоторных координации;
  • обеднение перцептивных и мнестических возможностей ребенка;
  • несформированность пространственных представлений.

К ней относятся:

  • упражнения на развитие чувства ритма;
  • развитие перцептивных и мнемических возможностей;
  • формирование пространственных представлений;
  • упражнения, связанные с динамической организацией двигательного акта;
  • развитие ловкости, точности, одновременности движений;
  • развитие произвольного внимания.

Раздел 3 содержит упражнения и задания, способствующие сенсорному развитию учащихся - развитию целостности восприятия, формированию представлений о внешних свойствах предметов, величине, форме, цвете; формированию временных и пространственных представлений. Кроме этого несколько занятий отводится на развитие тактильно - слухового восприятия.
В этом же разделе учащиеся знакомятся с основными эмоциями и учатся их распознавать.

В программе определен объем умений, которым должны овладеть учащиеся в конце каждого года обучения.

ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ:

На занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов школьники должны научиться:

  • целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
  • ориентироваться на сенсорные эталоны;
  • узнавать предметы по заданным признакам;
  • анализировать и сравнивать предметы по внешним признакам;
  • различать и уметь находить различные цвета и оттенки, формы;
  • классифицировать предметы по форме, цвету, величине, функциональному назначению;
  • составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
  • практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
  • давать полное описание объектов и явлений;
  • различать противоположно направленные действия и явления;
  • видеть временные рамки своей деятельности;
  • определять последовательность событий;
  • выделять части суток и определять порядок дней недели;
  • различать речевые и неречевые звуки;
  • составлять предмет из частей;
  • определять на ощупь величину предметов;
  • зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов;
  • распознавать эмоции;
  • ориентироваться в пространстве и на листе бумаги;
  • целенаправленно выполнять действия по инструкции;
  • самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
  • опосредовать свою деятельность речью.
Иванова Елена Михайловна
Педагог - психолог
г. Чебоксары

                               ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ ПСИХОМОТОРИКИ         ДАЛЕЕ -->
И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ.