УчМаг - Интернет-магазин УчМаг - Психологам УчМаг - Логопедам УчМаг - Специальным педагогам УчМаг - Социальным педагогам
УчМаг - Электронные продукты УчМаг - Родителям УчМаг - Детский мир УчМаг - Педагогам ДО УчМаг - Переподготовка, курсы, вебинары

ПРОГРАММА

по курсу "КОРРЕКЦИЯ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ"

для учащихся 1 классов
специальной /коррекционной/общеобразовательной школы VII вида.
(66 часов)

ПРОГРАММА КУРСА ДЛЯ 1 КЛАССА ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ РАЗДЕЛЫ:

РАЗДЕЛ 1. Комплексное обследование детей.
Определение первичного уровня развития.  (4 часа)

Исследование общей осведомлённости и кругозора учащихся. Исследование мелкой и крупной моторики рук. Динамическая, статическая координация. Ловкость и точность движений.
         Исследование сенсорных процессов. Исследование восприятия   (форма, цвет, размер, материал, пространство и время). Представления о внешних свойствах предметов. Эмоции.

РАЗДЕЛ 2. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.  (24 часа)


1 МОДУЛЬ. Знакомство с приёмами правильного дыхания

(2 часа)

 Знакомство с элементами приёмов правильного диафрагментального. Тренировка правильного дыхания. Этапы правильного дыхания "Вдох - Выдох" Практическое освоение этапов (длительность 2-3 сек) дыхания. Выполнение дыхательных упражнений.

2 МОДУЛЬ. Оптимизация тонуса и обучение приёмам релаксации.

(4 часа)

 Знакомство с приёмами релаксации. Тренировка навыка расслабления и напряжения. Этапы релаксации. Практическое освоение этапов Выполнение упражнений на расслабление частей тела.

3 МОДУЛЬ. Коррекция крупной моторики

(7 часов)

Общеразвивающие подвижные игры. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по "дорожке следов"). Развитие точности движений. Развитие умения контролировать сменяемость действий. Развитие ловкости движений. Развитие устойчивости. Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие слуховой и тактильной координации.

4 МОДУЛЬ. Коррекция мелкой моторики и графомоторных навыков

(10 часов)

 Развитие координации движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Изучение штриховальных линий. Развитие координации движений руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков). Рисование, штриховка, обводка, по трафарету. Соединение линий по точкам. Контурная аппликация из пластилина и кусочков цветной бумаги. Развитие моторной координации. Упражнения с массажными мячами.

РАЗДЕЛ 3. Коррекция сенсорных процессов.   (36 часов)


1 МОДУЛЬ. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. Зрительное и слуховое восприятие.

(21 час)
          
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) в процессе выполнения упражнений. Назначение основных форм. Описание предметов. Живое - неживое. Выделение признака формы; Сопоставление размеров двух предметов, контрастных по высоте, длине, ширине, толщине. Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (3-4 детали).

2 МОДУЛЬ. Восприятие пространства

(9 часов)

 Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (справа - слева, выше - ниже и др.). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая (левая) сторона); расположение геометрических фигур по речевой инструкции, перемещение их на плоскости листа. Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, геометрических фигур.

3 МОДУЛЬ. Восприятие времени

(4 часа)

Изучение временных показателей: времён года, дней недели. Последовательность событий. Раньше - позже.

4 МОДУЛЬ. Тактильно-двигательное восприятие

(2 часа)

Определение на ощупь предметов. Определение на ощупь величины предметов из разного материала.

5 МОДУЛЬ. Восприятие эмоций человека.

(6 часов)

Знакомство с эмоциональным миром человека. Радость. Страх/испуг. Грусть/печаль. Гнев. Спокойствие. Злость. Удивление.

РАЗДЕЛ  4. Итоговая диагностика учащихся   (4 часа)


Групповое и индивидуальные обследования: Графомоторные методики, координация движений, сенсорные эталоны.

ИТОГО:    66 ЧАСОВ

Учащиеся должны уметь:

  • целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
  • правильно пользоваться письменными принадлежностями;
  • анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков (форма, величина, цвет);
  • различать основные цвета;
  • классифицировать фигуры по одному признаку;
  • ориентироваться на плоскости листа бумаги и на собственном теле;
  • знать элементы 2-х фазного дыхания и стараться выполнять по команде педагога;
  • распознавать основные эмоции;
  • выполнять несложные графические работы под диктовку педагога;
  • составлять предмет из частей;

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс
на учебный год

урока
Темы занятий
К-во час.
1

Исследование психомоторики и сенсорных процессов.

>4:
1.1.    Общая осведомлённость. Мелкая моторика.
1 ч.
1.2.   Динамическая и статическая координация, пластичность и ловкость движений.
  Быстрота и точность, одновременность движений, Мимика, пантомимика.
1 ч.
1.3.   Восприятие. Представления о внешних свойствах предметов.
1 ч.
1.4. 1.4.  Основные эмоции. Методика "Пиктограммы. Тренинг ощущений.
1 ч.
2

Коррекция психомоторики:

24:
   2.1.  Знакомство с приёмами правильного дыхания.
3 ч:
5
  Обучение приёмам правильного диафрагментального дыхания "Весёлое путешествие гномов".
1 ч.
6
  С задержкой 2-3 секунды.
1 ч.
7
  С задержкой 3-4 секунды.
1 ч.
     2.2.  Оптимизация и стабилизация общего тонуса; обучение приёмам релаксации.
4 ч:
8
  "Гномики в лесу".
1 ч.
9
  "Гномы и эльфы".
1 ч.
10
  "В мире животных".
1 ч.
11
  "В стране кукол".
1 ч.
     2.3.  Коррекция крупной моторики.
7 ч:
12
  Общеразвивающие подвижные игры. Игровой практикум "Весёлые забавы гномов".  
1 ч.
13
  Развитие быстроты движений, умения контролировать сменяемость действий. Игротренинг "Гномики на стадионе".
1 ч.
14,
15
  Развитие ловкости движений, умения контролировать сменяемость действий "Гномики в цирке".
2 ч.
16
  Развитие устойчивости. Игротренинг "Морские приключения гномов".
1 ч.
17
  Развитие слуховой и тактильной координации. Игротренинг "Игры гномов".
1 ч.
     2.4.  Коррекция мелкой моторики и графомоторных навыков.
10 ч.
18
  Учимся делать штриховку. Разукрашиваем и штрихуем. "Путешествие в сказку начинается. 12 месяцев".
1 ч.
19
  Обводим по трафарету, разукрашиваем. "Путешествие продолжается. Осенние месяцы. Приметы осени".
1 ч.
20
  Соединяем точки и рисуем узоры. Психотренинг "Зимние месяцы. Приметы зимы".
1 ч.
21
  Контурная аппликация из пластилина. Психотренинг "Весенние месяцы. Приметы весны".
1 ч.
22
  Нанизываем бусы. Завязываем узелки. Психотренинг "Летние месяцы. Приметы лета".
1 ч.
23
  Аппликация из полосок бумаги. АРТ-тренинг "Приметы 12 месяцев"
1 ч.
3

Коррекция сенсорных процессов.

42:
  
  3.1.   Восприятие формы, величины, цвета. Восприятие целостности предмета. Конструирование предметов. Зрительное и слуховое восприятие.  
24,
25
  Назначение предметов. Школьные предметы и принадлежности. Психотренинг "Гномики в пришли в школу".
2 ч.
26
  Количество. Столько же. Больше, меньше на… Настольные игры с фишками. Игротренинг "Что возьмём в школу".
1 ч.
27
  Размер. Высота. Большой - маленький. Видеотренинг "Самый маленький гном".
1 ч.
28
  Простая форма. Конструирование с опорой на образец. Психотренинг "Мир вокруг нас".
1 ч.
29,
30
  Составляем целое из частей. Классифицируем по форме.
2 ч.
31
  Выделение признаков формы. Классификация предметов (круглые, треугольные, квадратные). "Мир вокруг нас".
1 ч.
32
33
  Знакомство с сенсорными эталонами. 1 Занятие с использованием ИКТ. 2. Закрепление изученных эталонов.
2 ч.
34
  Цвета предметов. Различение основных цветов. АРТ-Тренинг "Путешествие в страну цвета".
1 ч.
35
    Белый цвет. Тренинг "Снежное королевство".
1 ч.
36
  Синий цвет. АРТ-тренинг "Морское путешествие гномов"
1 ч.
37
  Зелёный цвет. АРТ-Тренинг "Лесное царство".
1 ч.
38
  Жёлтый цвет. АРТ-Тренинг "Солнечные зайчики".
1 ч.
39
  Красный цвет. АРТ-Тренинг "Красная шапочка".
1 ч.
40
  Черный цвет. АРТ-Тренинг "Гномики в стране ночи".
1 ч.
41
  АРТ-тренинг "Цветная сказка".
1 ч.
42
  Знакомимся с миром звуков. Мульттренинг "Эхо".
1 ч.
43
  Аудиотренинг "Слушаем звуки леса".
1 ч.
 
    3.2.  Восприятие пространства.  
44,
45
  Ориентировка на собственном теле и теле другого человека.
2 ч.
46
  Определение расположения предметов в пространстве. Игротренинг "Гномики ищут клад".
1 ч.
47,
48
  Справа-слева. Выше-ниже. Игротренинг "Путешествие вокруг света".
2 ч.
49
  Движение в заданном направлении. Игротренинг "Вниз по Волшебной реке".
1 ч.
50
  Пространственная ориентировка в помещении. Игровой практикум.
1 ч.
 
  3.3.   Восприятие времени.  
51,
52
  Времена года. Путешествие в сказку. 12 месяцев
2 ч.
53,
54
  Смена времени года. Последовательность событий. Раньше - позже.
1 ч.
55,
56
  Сегодня, завтра, вчера.
1 ч.
57
  Дни недели. Гномики и Белоснежка.
1 ч.
 
  3.4.   Тактильно-двигательное восприятие.  
58,
59
  Определение на ощупь предметов, их величины.
2 ч.
60,
61
  Работа с разными видами материалов. "Волшебный мешочек"
2 ч.
62
  Эмоции: Знакомимся с эмоциями.
1 ч.
63,
64
  Эмоция "Радость". Пиктограммы. Игротренинг.
2 ч.
65
  Эмоции "Грусть - Печаль". Пиктограммы. Игротренинг.
1 ч.
66
  Эмоция "Спокойствие" Пиктограммы. Игротренинг.
1 ч.
67
  Эмоции "Страх/испуг". Пиктограммы.Сказкотерапия "Три поросёнка".
1 ч.
68
   Эмоция "Злость". Пиктограммы. Сказкотерапия "Заюшкина избушка".
1 ч.
69,
70
  Эмоция "Удивление". Пиктограммы. Игротренинг
2 ч.
4

  Вторичное исследование психомоторики и сенсорных процессов

4:
71
  Исследование общей осведомлённости. Мелкая моторика.
1 ч.
72
  Динамическая и статическая координация, пластичность и ловкость движений. Быстрота и точность, одновременность движений, Мимика, пантомимика.
1 ч.
73,74
  Восприятие. Представления о внешних свойствах предметов. Основные эмоции. Методика "Пиктограммы". Тренинг ощущений.
2 ч.
 
  Кол-во занятий спланировано с учётом дополнительных каникул для учащихся в феврале месяце.
66 ч. + 8 часов дополнительных на обследование учащихся.
  
Иванова Елена Михайловна
Педагог - психолог
г. Чебоксары
<-- В   НАЧАЛО            ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ ПСИХОМОТОРИКИ             ДАЛЕЕ -->
И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ.