УчМаг - Интернет-магазин УчМаг - Психологам УчМаг - Логопедам УчМаг - Специальным педагогам УчМаг - Социальным педагогам
УчМаг - Электронные продукты УчМаг - Родителям УчМаг - Детский мир УчМаг - Педагогам ДО УчМаг - Переподготовка, курсы, вебинары

ПРОГРАММА

по курсу "КОРРЕКЦИЯ ПСИХОМОТОРИКИ
И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ"

для учащихся 2 классов
специальной /коррекционной/общеобразовательной школы VIII вида.

(68 часов)

ПРОГРАММА КУРСА ДЛЯ 2 КЛАССА ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ РАЗДЕЛЫ:

РАЗДЕЛ   1. Комплексное обследование детей.
Определение первичного уровня развития.   (4 часа)

         Исследование общей осведомлённости и кругозора учащихся. Исследование мелкой и крупной моторики рук. Динамическая, статическая координация. Ловкость и точность движений.
         Исследование сенсорных процессов. Исследование восприятия   (форма, цвет, размер, материал, пространство и время). Представления о внешних свойствах предметов. Эмоции.

РАЗДЕЛ  2. Развитие крупной и мелкой моторики,
графомоторных навыков.   (28 часов)

1   МОДУЛЬ. Приёмы правильного диафрагментального дыхания. 

 (6 часов)

 Повторяем приёмы 2-х фазного диафрагментального дыхания ("Вдох - Выдох"). Изучаем 4-х фазное диафрагментальное дыхание Тренировка правильного дыхания. Этапы правильного дыхания "Вдох - Выдох", "Вдох - Задержка - Выдох - Задержка" Практическое освоение этапов (длительность 2-3 сек, постепенное увеличение до 4-5 сек.) дыхания. Выполнение дыхательных упражнений.

2  МОДУЛЬ. Оптимизация тонуса. Приёмы релаксации.  (4 часа)

 Вспоминаем пройденное и знакомимся с новыми приёмами релаксации.Этапы релаксации. Тренировка навыка расслабления и напряжения. Практическое освоение этапов. Выполнение упражнений на расслабление частей тела.

3   МОДУЛЬ. Коррекция крупной моторики  (9 часов)

Подвижные игры на развитие моторных навыков. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога. Развитие быстроты, ловкости и точности движений. Развитие умения контролировать сменяемость действий. Развитие согласованности и одновременности движений различных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты).Развитие устойчивости. Развитие слуховой и тактильной координации.

4   МОДУЛЬ. Коррекция мелкой моторики и графомоторных навыков  (9 часов)

 Развитие координации движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Изучение нескольких видов штриховальных линий. Рисование, штриховка, обводка, по трафарету. Соединение точек по порядку. Развитие счётных навыков. Развитие координации движений руки и глаза. Рисуем вторую половинку картинки. Аппликация из пластилина и кусочков цветной бумаги. Развитие моторной координации. Упражнения с массажными мячами. Выполнение графических работ под диктовку.

РАЗДЕЛ   3. Коррекция сенсорных процессов.     (30 часов)

1   МОДУЛЬ. Восприятие формы, цвета, звуков. Конструирование предметов   (9 часов)

  Назначение предметов. Дом, мебель, продукты, одежда, подарки. Количество. Сложные настольные игры с правилами (переход хода, пропуск хода, движение по стрелкам и т.д.). Форма предметов. Конструирование без опоры на образец. Восприятие сенсорных эталонов. Классификация предметов. Цвета и оттенки предметов. Погружаемся в мир звуков.

2   МОДУЛЬ. Развитие зрительно-моторной координации.(5 часов)

Ориентировка на собственном теле и теле другого человека. Определение расположения предметов в пространстве. Справа-слева. Вверху-внизу. В центре. Выше-ниже. Движение в заданном направлении.Правый - верхний угол. Правый - нижний угол. Левый - верхний угол. Левый - нижний угол. Ориентировка на листе бумаги.

3   МОДУЛЬ. Восприятие времени.  (5 часов)

 Повторяем времена года. Смена времён года. Раньше - позже. Месяцы. Год - 12 месяцев. Последовательность событий. Дни недели. Сутки: День и ночь. Вечер и утро.

4   МОДУЛЬ.Тактильно-двигательное восприятие.  (4 часа)

Определение на ощупь предметов, их величины. Учимся сочинять сказку. Работа с разными видами материалов.

5   МОДУЛЬ.Эмоциональный мир.  (7 часов)

 Эмоциональный мир человека. Радость. Страх/испуг. Грусть/печаль. Гнев. Спокойствие. Злость. Удивление. Пантомима. Игры на определение эмоций.

РАЗДЕЛ   4. Повторяем пройденное.(2 часа)

         Выполняем упражнения на 4-х фазное дыхание. Повторяем элементы релаксации. Упражнение на развитие мелкой моторики. Упражнения на развитие восприятия.

РАЗДЕЛ  5. Итоговая диагностика учащихся(4 часа)

 Групповое и индивидуальные обследования: Графомоторные методики, координация движений, сенсорные эталоны.

ИТОГО:  68 ЧАСОВ

Учащиеся 2 класса должны уметь:

  • целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
  • быстро и точно передвигаться в пространстве;
  • анализировать и сравнивать предметы по двум признакам (форма, величина, цвет);
  • последовательно соединять точки; владеть счётными операциями по программе;
  • выполнять творческие работы из пластилина по образцу педагога;
  • конструировать несложные предметы без опоры на образец;
  • выделять предмет из группы;
  • определять картинку к заданному эталону;
  • определять материал, из которого сделан предмет; -- выполнять упражнения на дыхание и расслабление;
  • выполнять пальчиковые упражнения;
  • различать основные цвета, знать оттенки цветов;
  • классифицировать фигуры по нескольким признакам;
  • ориентироваться на листе бумаги и на собственном теле;
  • распознавать основные эмоции;
  • составлять предмет из частей;
  • знать элементы 2-х фазного и 4-х фазного дыхания и стараться выполнять по команде педагога;
  • выполнять графические работы под диктовку педагога;

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 класс


урока
Темы занятий
К-во час.
 
   Раздел   1.   ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ
4:
1
   Общая осведомлённость. Мелкая моторика.
1 ч.
2
  Динамическая и статическая координация, пластичность и ловкость движений.
  Быстрота и точность, одновременность движений, Мимика, пантомимика.
1 ч.
3
  Восприятие. Представления о внешних свойствах предметов.
1 ч.
4
  Основные эмоции. Методика "Пиктограммы. Тренинг ощущений.
1 ч.
 
   Раздел  2.   КОРРЕКЦИЯ ПСИХОМОТОРИКИ:
28:
 
1   МОДУЛЬ. Приёмы правильного диафрагментального дыхания.
6 ч.
5,6
  Повторяем приёмы 2-х фазного диафрагментального дыхания ("Вдох - Выдох"). "Приключения Незнайки и его друзей".
2 ч.
7,8
  Изучаем 4-х фазное диафрагментальное дыхание (2 - 3 сек.) "Приключения Незнайки и его друзей". Приключения продолжаются.
2 ч.
9,10
  Практическое освоение этапов правильного дыхания (3-4 сек.). Соединение дыхания с простыми движениями.
2 ч.
 
   2  МОДУЛЬ. Оптимизация тонуса. Приёмы релаксации.
4 ч.
11,12
  Вспоминаем пройденное и знакомимся с новыми приёмами релаксации.Этапы релаксации."Незнайка в стране снов".
2 ч.
13,14
  Тренировка навыка расслабления и напряжения. Практическое освоение этапов. Выполнение упражнений на расслабление частей тела."Незнайка мечтает".
2 ч.
 
3   МОДУЛЬ. Коррекция крупной моторики
9 ч:
15
  Подвижные игры на развитие моторных навыков. "Весёлые старты Незнайки и его друзей"*
1 ч.
16,17
  Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога. Игротренинг "Подготовка к спортивным соревнованиям"*
2 ч.
18
  Развитие быстроты, ловкости и точности движений. "Спортивные соревнования Незнайки и его друзей"
1 ч.
19,20
  Развитие умения контролировать сменяемость действий.
2 ч.
21,22
  Развитие согласованности и одновременности движений различных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты).
2 ч.
23
  Развитие устойчивости. Развитие слуховой и тактильной координации. Игротренинг "Игры коротышек".
1 ч.
 
4   МОДУЛЬ. Коррекция мелкой моторики и графомоторных навыков
9 ч:
24
  Развитие координации движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. "Приключения Незнайки и его друзей".
1 ч.
25
  Изучение нескольких видов штриховальных линий. Рисование, штриховка, обводка, по трафарету.
1 ч.
26
  Соединяем точки по порядку и рисуем картинки. Развитие счётных навыков. Психотренинг "Незнайка учится".
1 ч.
27
  Развитие координации движений руки и глаза. Рисуем вторую половинку картинки.
1 ч.
28,29
  Аппликация из пластилина и кусочков цветной бумаги. "Незнайка в цветочном городе".
2 ч.
30
  Развитие моторной координации. Упражнения с массажными мячами.
1 ч.
31,32
  Выполнение графических работ под диктовку "Транспорт".
2 ч.
 
3.    КОРРЕКЦИЯ СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ.
30:
 
1   МОДУЛЬ. Восприятие. Конструирование предметов.
9 :
33
  Назначение предметов. Дом, мебель, продукты, одежда, подарки. Психотренинг "День рождения Незнайки".
1 ч.
34
  Количество. Дом, мебель, продукты, одежда. Психотренинг "Город котортышек"
1 ч.
35
  Сложные настольные игры с правилами (переход хода, пропуск хода, движение по стрелкам и т.д.).Игротренинг "Приключения Незнайки и его друзей".
1 ч.
36
  Форма предметов. Выделение признаков формы. Конструирование без опоры на образец (круглые, треугольные, квадратные). Классификация по форме. Игротренинг "Строим новый город".
1 ч.
37
  Восприятие сенсорных эталонов.  Занятие с использованием ИКТ.
1 ч.
38
  Цвета и оттенки предметов. АРТ-Тренинг "Путешествие в страну цвета".
1 ч.
39
  АРТ-тренинг "Приключения в стране цвета".
1 ч.
40
  Погружаемся в мир звуков. Мульттренинг "Поход в лес. Эхо."
1 ч.
41
  Аудиотренинг "Слушаем звуки леса: животные и птицы. Звуки леса, ручья".
1 ч.
 
2   МОДУЛЬ. Развитие зрительно-моторной координации.
5:
42
  Ориентировка на собственном теле и теле другого человека "Незнайка и его друзья".
1 ч.
43
  Определение расположения предметов в пространстве. Игротренинг "Незнайка ищет клад".
1 ч.
44
  Справа-слева. Вверху-внизу. В центре. Выше-ниже. Движение в заданном направлении. Игротренинг "Путешествие Незнайки на космическом корабле".
1 ч.
45,46
  Правый - нижний угол. Левый - верхний угол. Левый - нижний угол. Ориентировка на листе бумаги.
2 ч.
 
3   МОДУЛЬ. Восприятие времени.
5 ч:
47, 48
  Повторяем времена года. Смена времён года. Последовательность событий. Раньше - позже.
2 ч.
49, 50
  Месяцы. Год - 12 месяцев. Последовательность событий.
2 ч.
51
  Дни недели.
1 ч.
52
Сутки: День и ночь. Вечер и утро. 1 ч.
 
4   МОДУЛЬ.Тактильно-двигательное восприятие.
4 ч:
53, 54
  Определение на ощупь предметов, их величины. Учимся сочинять сказку.
2 ч.
55, 56
   Работа с разными видами материалов. Учимся сочинять сказку. "Волшебный мешочек"
2 ч.
 
5   МОДУЛЬ.Эмоциональный мир.
7 ч:
57
  Страх/испуг. Тренинг "Кого и чего я боюсь"
1 ч.
58
   Грусть/Печаль. Тренинг "Что такое грусть".
1 ч.
59
  Радость. Игротренинг "Я и моя радость".
1 ч.
60
  Злость. Игротренинг с использованием ИКТ.
1 ч.
61
  Спокойствие. Игротренинг с использованием ИКТ.
1 ч.
62
  Спокойствие. Игротренинг с использованием ИКТ.
1 ч.
63, 64
  Удивление. Игротренинг с использованием ИКТ.
2 ч.
 
4.  ВТОРИЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОМОТОРИКИ
И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ.
4:
65
  Исследование общей осведомлённости. Мелкая моторика.
1 ч.
66
  Динамическая и статическая координация, пластичность и ловкость движений. Быстрота и точность, одновременность движений, Мимика, пантомимика.
1 ч.
67,68
  Восприятие. Представления о внешних свойствах предметов. Основные эмоции. Методика "Пиктограммы". Тренинг ощущений.
2 ч.
 
 
68 ч.
Иванова Елена Михайловна
Педагог - психолог
г. Чебоксары
<-- В   НАЧАЛО             ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ ПСИХОМОТОРИКИ         ДАЛЕЕ -->
И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ.