ПРОГРАММА
ПО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОСТИ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ.
Что такое АГРЕССИВНОСТЬ?
"Агрессия" - от латинского "agressio" означает "нападение", "приступ".
Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.).
ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ
- Соматические заболевания или заболевания головного мозга.
- Огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Когда ребенка резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм.
- Большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно при меняют родители в ответ на проявление гнева у своего чад. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаков часто встречаются и у слишком мягких родителей, и чрезмерно строгих.
- Родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям не устраняют это качество, а напротив, взращивают его, развивая в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы.
Всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия - агрессию.
- Если же родители вовсе не обращают внимания н агрессивные реакции своего ребенка, то он очень скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.
- Только родители, которые умеют находить разумны компромисс, "золотую середину", могут научить своих детей справляться с агрессией.
- Привлечение к себе внимания сверстников (вырывает книгу, разбрасывает вещи, начинает громко лаять и т.д.)
- Ущемление достоинств другого с целью подчёркивания своего превосходства
- Защита и месть (в ответ на агрессию)
- Стремление быть главным
- Стремление получить желанный предмет
ПОРТРЕТ АГРЕССИВНОГО РЕБЁНКА
- Нападает на остальных детей.
- Обзывает их
- Отбирает и ломает игрушки и вещи
- Намеренно ищет грубые выражения, одним словом, становится для всего детского коллектива, источником огорчений.
- Агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия - это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.
- Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят.
- Как стать любимым и нужным? - неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников.
Вот как описывает Н.Л.Кряжева поведение этих детей: "Агрессивный ребенок, используя любую возможность, …стремится разозлить маму, воспитателя, сверстников. Он не останавливается до тех пор, пока взрослые не взорвутся, не вступят в драку"
Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со сторон взрослых - наказание. В действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое место под солнцем. Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире как защитить себя.
- Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены
- Любят перекладывать вину за затеянную ими ссор на других.
- Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь боятся их.
- Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона
- Количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции. К тому же они не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение.
- Дети часто перенимают агрессивные формы поведения у родителей.
КАК ВЫЯВИТЬ АГРЕССИВНОГО РЕБЁНКА
Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, чтобы поставить "точный" диагноз и тем более "приклеить ярлык", а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.
Как правило, для воспитателей и учителей не составляет труда определить, у кого из детей повышен уровень агрессивности. Но в спорных случаях можно воспользоваться критериями определения агрессивности, которые разработаны американскими психологами М. Алворд и П. Бейкер.
КРИТЕРИИ АГРЕССИВНОСТИ
(Схема наблюдения за ребёнком)
Ребенок:
- Часто теряет контроль над собой.
- Часто спорит, ругается со взрослыми.
- Часто отказывается выполнять правила.
- Часто специально раздражает Людей.
- Часто винит других в своих ошибках.
- Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
- 7. Часто завистлив, мстителен.
- 8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.
Предположить, что ребенок агрессивен можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.
Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста: психолога или врача.
Кроме того, с целью выявления агрессивности у ребенка в классе можно использовать специальную анкету.
(Анкета имеется в разделе "Диагностика")
ЗАДАЧИ И СРЕДСТВА КОРРЕКЦИИ ДЕТСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ.
- Снятие аффекта "неадекватности", формирование самосознания адекватной самооценки детей;
- Развитие навыков общения, игровых умений и навыков, регуляция социальных отношений детей;
- Формирование у детей моральных представлений;
- Тренаж психомоторных функций;
- Снятие чрезмерного напряжения и тревожности детей;
- Профилактика нежелательных негативных тенденций в поведении детей;
- Развитие и обогащение навыков адекватного, конструктивного поведения.
- Обучение ауторелаксации.
<< Направления психокоррекции агрессивности >>
<< Практическая часть программы по коррекции агрессии >>