УчМаг - Интернет-магазин УчМаг - Психологам УчМаг - Логопедам УчМаг - Специальным педагогам УчМаг - Социальным педагогам
УчМаг - Электронные продукты УчМаг - Родителям УчМаг - Детский мир УчМаг - Педагогам ДО УчМаг - Переподготовка, курсы, вебинары

ПРОГРАММА


по курсу "КОРРЕКЦИЯ ПСИХОМОТОРИКИ
И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ"

для учащихся 4 классов
специальной /коррекционной/общеобразовательной школы VIII вида.

(68 часов)

ПРОГРАММА КУРСА ДЛЯ 4 КЛАССА ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ РАЗДЕЛЫ:

РАЗДЕЛ   1. Комплексное обследование детей.
Определение первичного уровня развития.

(4 часа)

Исследование общей осведомлённости и кругозора учащихся. Исследование мелкой и крупной моторики рук. Динамическая, статическая координация. Ловкость и точность движений.
         Исследование сенсорных процессов. Исследование восприятия   (форма, цвет, размер, материал, пространство и время). Представления о внешних свойствах предметов. Эмоции.

РАЗДЕЛ  2. Развитие крупной и мелкой моторики,
графомоторных навыков.

(28 часов)

1   МОДУЛЬ. Приёмы правильного диафрагментального дыхания.  (6 часов)

Повторяем приёмы 4-х фазного диафрагментального дыхания ("Вдох - Задержка - Выдох - Задержка"). Тренировка правильного дыхания (длительность 5-6 сек, постепенное увеличение до 7-8 сек.). Выполнение дыхательных упражнений в движениях (прыжки, бег).Тренировка дыхания во время движения. Массаж и самомассаж. Повторяем элементы массажа.

2  МОДУЛЬ. Оптимизация тонуса. Приёмы релаксации.(4 часа)

         Вспоминаем пройденные приёмы релаксации.Этапы релаксации. Тренировка навыков расслабления и напряжения. Практическое повторение этапов. Выполнение упражнений на расслабление частей тела.

3   МОДУЛЬ. Коррекция крупной моторики  (9 часов)

Подвижные игры на развитие моторных навыков. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога. Развитие быстроты, ловкости и точности движений. Развитие умения контролировать сменяемость действий. Развитие согласованности и одновременности движений различных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты).Развитие выразительности движений. Развитие слуховой и тактильной координации.

4   МОДУЛЬ. Коррекция мелкой моторики и графомоторных навыков  (9 часов)

Развитие координации движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Штрихуем, используя различные виды штриховки. Рисование, обводка, по трафарету с дорисовыванием фигур и предметов, придумыванием сюжета. Соединение точек по порядку (по программе 4-класса в пределах 150). Развитие счётных навыков. Составляем рассказы по картинкам. Развитие координации движений руки и глаза. Рисуем вторую половинку картинки. Аппликация из различного материала. Развитие моторной координации. Упражнения с массажными мячами. Выполнение графических работ под диктовку ("Морской бой").Движение по клеткам вверх-вниз, вправо-влево, по диагонали.

РАЗДЕЛ   3. Коррекция сенсорных процессов.

(30 часов)

1   МОДУЛЬ. Восприятие формы, цвета, звуков. Конструирование предметов   (9 часов)

 Назначение предметов. Спорт, игры, увлечения. Количество. Столько же. Больше, меньше в... Экономическая игра. Сложные настольные игры. Правила придумываем сами. Форма предметов. Конструирование предметов сложной формы. Формирование сенсорных эталонов.
         Классификация предметов. Цвета спектра. Погружаемся в мир звуков. Ориентировка на собственном теле и теле другого человека. Определение расположения предметов в пространстве. Справа-слева. Вверху-внизу. В центре. Выше-ниже. Движение в заданном направлении. Составляем целое из частей. Пазлы. Классифицируем по различным признакам: форма, цвет, размер. Составляем рассказы по картинкам. Определение расположения предметов в пространстве. Движение в заданном направлении. Классификация предметов. Цвета и оттенки предметов. Погружаемся в мир звуков.

2   МОДУЛЬ. Развитие зрительно-моторной координации.(5 часов)

Ориентировка на собственном теле и теле другого человека. Определение расположения предметов в пространстве. Справа-слева. Вверху-внизу. В центре. Выше-ниже. Движение в заданном направлении.Правый - верхний угол. Правый - нижний угол. Левый - верхний угол. Левый - нижний угол. Ориентировка на листе бумаги.

3   МОДУЛЬ. Восприятие времени.  (5 часов)

Повторяем времена года. Смена времён года. Раньше - позже. Месяцы. Год - 12 месяцев. Последовательность событий. Дни недели. Сутки: День и ночь. Вечер и утро.

4   МОДУЛЬ.Тактильно-двигательное восприятие. Развитие обоняния  (4 часа)

Определение на ощупь предметов, их величины. Учимся сочинять сказку. Работа с разными видами материалов. Определение на вкус, на запах.

5   МОДУЛЬ.Эмоциональный мир.  (7 часов)

Повторяем изученные эмоции. Радость. Страх/испуг. Грусть/печаль. Гнев. Доброта. Злость.

РАЗДЕЛ   4. Повторяем пройденное.

(2 часа)

Выполняем упражнения на 4-х фазное дыхание. Повторяем элементы релаксации. Упражнение на развитие мелкой моторики. Упражнения на развитие восприятия.

РАЗДЕЛ  5. Итоговая диагностика учащихся

(4 часа)

Групповое и индивидуальные обследования: Графомоторные методики, координация движений, сенсорные эталоны.

ИТОГО:  68 ЧАСОВ

Учащиеся 4 класса должны уметь:

  • целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
  • быстро и точно передвигаться в пространстве;
  • анализировать и сравнивать предметы по предложенным признакам (форма, величина, цвет);
  • определять времена года и называть их признаки;
  • последовательно соединять точки; владеть счётными операциями по программе;
  • выполнять творческие работы из различных материалов;
  • конструировать без опоры на образец;
  • выделять предмет из группы;
  • определять картинку к заданным эталонам;
  • определять материал, из которого сделан предмет;
  • выполнять упражнения на дыхание и расслабление;
  • выполнять пальчиковые упражнения;
  • различать основные цвета, знать оттенки цветов;
  • классифицировать фигуры по нескольким признакам;
  • ориентироваться на листе бумаги и в пространстве;
  • распознавать основные эмоции, уметь их показывать;
  • составлять предмет из частей;
  • знать элементы 2-х фазного и 4-х фазного дыхания и выполнять по команде педагога;
  • выполнять графические работы под диктовку педагога;

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
4 класс


урока
Темы занятий
К-во час.
 
   Раздел   1.   ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ
4:
1
   Общая осведомлённость. Мелкая моторика.
1 ч.
2
  Динамическая и статическая координация, пластичность и ловкость движений.
  Быстрота и точность, одновременность движений, Мимика, пантомимика.
1 ч.
3
  Восприятие. Представления о внешних свойствах предметов.
1 ч.
4
  Основные эмоции. Методика "Пиктограммы. Тренинг ощущений.
1 ч.
 
   Раздел  2.   Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.
28:
 
1   МОДУЛЬ. Приёмы правильного диафрагментального дыхания.
6 ч.
5,6
  Повторяем и закрепляем приёмы 4-х фазного диафрагментального дыхания ("Вдох - Задержка - Выдох - Задержка"). "В стране невыученных уроков. Приключения начинаются".
3 ч.
7,8
  Тренировка правильного дыхания (длительность 5-6 сек.). "В стране невыученных уроков". Приключения продолжаются.
2 ч.
9,10
  Практическое освоение этапов правильного дыхания (5-6 сек.). Соединение дыхания с движениями (убыстряем шаг, выполняем бег).
2 ч.
 
   2  МОДУЛЬ. Оптимизация тонуса. Приёмы релаксации.(4 часа)
4 ч.
11,12
  Вспоминаем изученные приёмы релаксации.Этапы релаксации."Путешествие на экзотические острова".
2 ч.
13,14
  Тренировка навыка расслабления и напряжения. Практическое повторение этапов. Выполнение упражнений на расслабление частей тела."Наши мечты".
2 ч.
 
3   МОДУЛЬ. Коррекция крупной моторики
9 ч:
15
  Подвижные игры на развитие моторных навыков. "В стране невыученных уроков"*
1 ч.
16,17
  Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога. Игротренинг Мим-театр"Курочка Ряба"
2 ч.
18
  Развитие быстроты, ловкости и точности движений. "Путешествие в тридевятое царство"
1 ч.
19,20,21,22
  Развитие умения контролировать сменяемость действий "Придумываем сказку и играем её".
4 ч.
23,24
  Развитие согласованности и одновременности движений, устойчивости. Игротренинг "Мы - бродячие артисты".
2 ч.
 
4   МОДУЛЬ. Коррекция мелкой моторики и графомоторных навыков
9 ч:
24
  Развитие координации движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Сказкотренинг "В стране невыученных уроков". Рисуем сказку.
2 ч.
25
  Повторение видов штриховальных линий. Рисование, штриховка, обводка, по трафарету.Сказкотренинг "Приключения продолжаются..." (Придумай историю сам)
1 ч.
26
  Соединяем точки по порядку и рисуем картинки. Развитие счётных навыков.
1 ч.
27
  Развитие координации движений руки и глаза. Рисуем сложную картинку по образцу. Придумываем историю.
1 ч.
28,29
  Аппликация из разного материала. "Сочиняем сказку сами".
2 ч.
30
  Развитие моторной координации. Упражнения с массажными мячами.
1 ч.
31,32
  Выполнение графических работ под диктовку "Техника, транспортные средства".
2 ч.
 
3.    КОРРЕКЦИЯ СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ.
30:
 
1   МОДУЛЬ. Восприятие. Конструирование сложных предметов.
9 :
33
  Назначение предметов. Назначение предметов. Транспорт. Техника".
1 ч.
34
  Количество. Путешествия.
1 ч.
35
  Настольные игры придумываем сами.
1 ч.
36
  Форма предметов. Выделение признаков формы. Конструирование без опоры на образец (многоугольник, ромб и т.п.). Классификация по форме, цвету, величине.
1 ч.
37
  Восприятие сенсорных эталонов.  Занятие с использованием ИКТ.
1 ч.
38
  Знакомимся с цветами спектра. АРТ-Тренинг "Путешествие в страну цвета".
1 ч.
39
  АРТ-тренинг "Путешествие в страну цвета".
1 ч.
40
  Погружаемся в мир звуков.
1 ч.
41
  Аудиотренинг "Слушаем звуки леса: Звуки природы (гроза, град, молния, гром прибой)".
1 ч.
 
2   МОДУЛЬ. Развитие зрительно-моторной координации.
5:
42
  Ориентировка на собственном теле и теле другого "Вовка в тридевятом царстве".
1 ч.
43
  Определение расположения предметов в пространстве. Игротренинг..
1 ч.
44
  Справа-слева. Вверху-внизу. В центре. Выше-ниже. Движение в заданном направлении. Игротренинг..
3 ч.
 
3   МОДУЛЬ. Восприятие времени.
5 ч:
47, 48
  Повторяем месяцы. Смена месяцев. Последовательность событий. Раньше - позже.
2 ч.
49, 50
  Вчера, сегодня, завтра. Назад в будущее.
3 ч.
52
Сутки: День и ночь. Вечер и утро. 1 ч.
 
4   МОДУЛЬ.Тактильно-двигательное восприятие.
4 ч:
53, 54
  Определение на ощупь предметов, их величины, материала. Сочиняем сказку сами.
2 ч.
55, 56
   Работа с разными видами материалов. Сочиняем сказку. "Волшебный мешочек"
2 ч.
 
5   МОДУЛЬ.Повторяем изученные эмоции.
7 ч:
57
  Страх/испуг. Видеотренинг "Самый маленький гном.
1 ч.
58
   Грусть/Печаль. Видеотренинг "Возвращение блудного попугая".
1 ч.
59
  Радость. Игротренинг "Возвращение блудного попугая".
1 ч.
60
  Доброта "Самый маленький гном".
1 ч.
61
  Гнев. Сказкотренинг "Возвращение блудного попугая.".
1 ч.
62
  Злость. Сказкотренинг"Беляночка и Розочка".
1 ч.
 
4.  ВТОРИЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОМОТОРИКИ
И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ.
4:
65
  Исследование общей осведомлённости. Мелкая моторика.
1 ч.
66
  Динамическая и статическая координация, пластичность и ловкость движений. Быстрота и точность, одновременность движений, Мимика, пантомимика.
1 ч.
67,68
  Восприятие. Представления о внешних свойствах предметов. Основные эмоции. Методика "Пиктограммы". Тренинг ощущений.
2 ч.
 
  
68 ч.
Иванова Елена Михайловна
Педагог - психолог
г. Чебоксары
<-- В   НАЧАЛО             ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ ПСИХОМОТОРИКИ         ДАЛЕЕ -->
И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ.