ПРОГРАММА
по курсу "КОРРЕКЦИЯ ПСИХОМОТОРИКИ
И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ".
Программное обеспечение
Нормативные документы
- Закон об образовании РФ.
- Конвенция о правах ребёнка
- Федеральная программа развития образования. 2000г.
- Учебные стандарты школ России. М.: Прометей, 1998г.
- Государственный образовательный стандарт (НРК), 1999г.
- Устав МОУ "СОШ № 19 г. Чебоксары"
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
- Агафонова И. "Рисую и читаю, учусь и играю". - СПб, "Светлячок", 1998.
- Бабкина И. В. Радость познания. - М.: 2000 г.
- Венгер Л. А. "Психолог в детском саду". - ИНТОР, 1995.
- Вайзман И. П. Психомоторика. - М., 1976.
- Винник М. О. "Задержка психического развития". - Ростов - на -Дону: "ФЕНИКС", 2007.
- Гунина Е. В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников". - КЛИО, 1997.
- Демирчоглян Г. Г. "Гимнастика для глаз". - М: "ФиС", 1988.
- Журнал "Обучение и воспитание детей с нарушениями развития". -Статья "Развитие психомоторики и сенсорных процессов у учащихся начальных классов..." авторы: Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова Н. Новгород, 2005 г.
- Забрамная С. Д. "От диагностики к развитию". - М: Новая школа, 1998.
- Игры - обучение, тренинг, досуг...// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х томах. - М.: Новая школа, 1994.
- Ильина М. В. "Чувствуем, познаём, размышляем". - М.: АРКТИ, 2004.
- Калинина Н. В., Разинкина А. В. "Подготовка дошкольников к обучению каллиграфии". Ульяновск, 1996.
- Карелина И. О. "Эмоциональное развитие детей". - Ярославль: "Академия развития", 2006.
- Ковалько В. И. "Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток". - М: ЭКСМО, 2007 г.
- Козак О. Н. "Путешествие в страну игр". - СПб.: "Союз", 1997.
- Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 1998 г.
- Кряжева Н. Л. "Мир детских эмоций". - Ярославль: "Академия развития", 2001.
- Локалова Р. П. "90 уроков психологического развития младших школьников". - М.: 1995.
- Любимова Т. Г. "Учить не только мыслить, но и чувствовать". -Чебоксары: "КЛИО", 1994.
- Никольская И. Л., Тигранова Л. И. "Гимнастика для ума" - М: 1997
- Новотворцева Н. В. "Развитие речи детей: Популярное пособие для родителей и педагогов". - Ярославль: "Академия развития", 1997.
- Семенович А. В. "Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза" - М.: ГЕНЕЗИС, 2007 г.
- Семенченко П. М. "399 задач для развития ребёнка". - М.: 2000
- Стрелкова Л. П. "Уроки сказки". -М: Педагогика, 1989
- Умайская А. А. "Волшебные точки". - М.: 1987.
- Фопель К. "Как научить детей сотрудничать" в 4-х томах. М.: ГЕНЕЗИС, 2001.
- Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. "Психотехнические игры и упражнения в спорте". - М.: КЛАСС, 2001 г.
- Чистякова М. И. "Психогимнастика". -М.: Просвещение, 1990
- Шмаков С, Безбородова Н. "От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций". - М.: Новая школа, 1993 и др.
ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ
- Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии" http://w w w .school press, ru/j orna 1/issues/razvitie/index.php
- Газета "Школьный психолог"
- "Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - http .'//festival.! septeinber.ru
- "Педагогическая библиотека" - http://www.pedlib.ru
- "Мир Психологии" - http://psychology.net.ru
- Презентации на сайте: http://www.danilova.ru
Перечень средств,
необходимых для реализации программы.
Аппаратные средства
- Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео -изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
- Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
- Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер.
Не аппаратные средства
(игры, специализированные приспособления)
- Функционально-ориентированные игрушки и пособия
(строительные конструкторы, раскладные пирамидки, плоские и объёмные геометрические фигуры, геометрическое лото, логические кубики, пазлы, машинка с эмоциями и т.д.)
- Спортивные пособия и предметы (мячи разной величины:
массажные и гладкие, кольцебросы, шнуровки)
- Арсенал для техники АРТ-терапии (куклы, сюжетные картинки,
журналы, вырезки, альбомные листы формата А 1, А 2, А 3, А 4, А 5, краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для воды, пластилин, восковые карандаши)
- Игрушки разных материалов и размеров (пластмассовые, металлические, мягкие, картон и т.д.)
- Тетради для творческих работ учащихся
- Записи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия, инструментальная музыка, детские песни и т.д.
ПРИНЦИПЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ:
- Принцип единства диагностики и коррекции - определение методов коррекции с учётом диагностических данных
- Безусловное принятие каждого ребёнка со всеми индивидуальными чертами характера и особенностями личности.
- Принцип компенсации - опора на сохранные, более развитые психические процессы.
- Принцип системности и последовательности в подаче материала -опора на разные уровни организации психических процессов.
- Соблюдение необходимых условий для развития личности учащегося: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.
Иванова Елена Михайловна
Педагог - психолог
г. Чебоксары
<-- В НАЧАЛО ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ ПСИХОМОТОРИКИ
И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ.