УчМаг - Интернет-магазин УчМаг - Психологам УчМаг - Логопедам УчМаг - Специальным педагогам УчМаг - Социальным педагогам
УчМаг - Электронные продукты УчМаг - Родителям УчМаг - Детский мир УчМаг - Педагогам ДО УчМаг - Переподготовка, курсы, вебинары

ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩЕГОСЯ СПЕЦИАЛЬНОГО /КОРРЕКЦИОННОГО/ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

"ШАГ ЗА ШАГОМ"

Содержание программы (направления и формы работы):

1.   Намеченные пути поддержки и коррекции выявленной проблемы:

  • нормализация эмоционального поведения: создание атмосферы безопасности;
  • стимулирование положительных эмоций; актуализация эмоционального общения с учителем и воспитателем;
  • знакомство с обстановкой класса;
  • вовлечение ребенка в простую и доступную игру; привлечение внимания мальчика к интересным и красочным пособиям, игрушкам; стимулирование желания поиграть вместе со взрослым;
  • установление доверительных отношений со взрослыми;
  • вовлечение в игровую ситуацию с участием других детей в целях нормализации эмоционального поведения и развития контактов между учениками.

2.   Укрепление нервной системы

  • Наблюдение у школьного психиатра (2 раза в год.).
  • Совместный контроль и наблюдение психолога, врача и воспитателя за состоянием, изменениями настроения в период медикаментозного лечения.
  • Релаксационные методы (аутогенная тренировка, обучение навыкам самоконтроля).
  • Осуществление комплексного подхода в укреплении Н.С. (контроль учебной нагрузки, медикаментозного лечения, реализация релаксационных методов и единого педагогического подхода).
  • Оздоровительный психофизический тренинг (1 мес.)

3.   Укрепление эмоционально - личностной сферы

  • Оздоровительный психофизический тренинг (1 мес.).
  • Диагностика эмоционально- личностной сферы (2 раза в год).
  • Овладение учебными навыками.
  • Овладение навыками самоконтроля и саморегуляции.
  • Система групповых и индивидуальных занятий.

4.   Развитие познавательной сферы:

  • Индивидуальные коррекционно - развивающие занятия (когнитивные процессы).
  • Диагностика познавательной сферы (2 раза в год).

5.   Формирование устойчивой адекватной самооценки:

  • Организация единого психологического пространства, единство требований и отношений (всеми специалистами).
  • Индивидуальные беседы учителя, воспитателя, психолога, социального педагога.
  • Диагностика уровня самооценки, знакомство с результатами диагностики.
  • Тренинг коммуникативного общения (4мес.).

Прогноз: Учитывая особенности циклоидного типа акцентуации, успешность адаптации будет зависеть от фаз. При грамотном педагогическом подходе возможно позитивное взаимодействие с Ивановым С., а также формирование позитивного отношения к обучению в школе.

Индивидуальная профилактическая программа

Индивидуальная профилактическая программа направлена на предупреждение развития у ребенка негативных привычек, нежелательного поведения, нервно-психического утомления, срывов и т.д. В ней предусматривается формирование и выработка позитивного поведения, положиельных привычек.

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа

            Индивидуальная коррекционно-развивающая программа должна содержать такие задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха. Содержание каждой программы должно быть предметом обсуждения специалистов школьного ПМПк, учителей и воспитателей группы. При этом необходимо решить следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях логопеда, психолога, а какие - на учебных занятиях и занятиях воспитателей группы; как будут осуществляться закрепление и перенос усвоенных умений в иную ситуацию.
            Составление индивидуальной программы развития ребенка - процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу, мы открываем перед ребенком новые возможности его развития.

Аналитическая справка.

Данные психолого-педагогического обследования в возрасте 7 лет.
            При проведении первичной диагностики учащегося выявлено:

  1. Запас знаний об окружающем мире ограничен. Не знает домашнего адреса, в какой школе учится, как зовут родителей.
  2. Восприятие сильно нарушено: фрагментарно. Выделяет из предложенной картинки часть предмета и соотносит его с заданным эталоном, допускает большое количество ошибок. Не может зеркально отобразить заданный предмет. Имеет представления о временах года и днях недели. Не знает названия месяцев, не может соотнести их с временами года.
  3. Мышление конкретно-предметное: затрудняется в обобщении, не умеет классифицировать предметы, не находит лишний предмет. Не умеет сравнивать предметы. Собирает целое из частей методом проб и ошибок, не умеет переносить способы действия на аналогичные задания. Не улавливает смысл инструкций, плохо понимает смысл сюжетных картин. Задание выполняет без опоры на инструкцию.
  4. Память механическая развита слабо. Запоминает предложенный материал медленно, отсроченное воспроизведение плохое, быстро забывает заученный материал.
  5. Внимание неустойчивое, рассеянное, работоспособность снижена.
  6. Эмоционально-волевая сфера незрелая. Иногда возникают беспричинные вспышки агрессии. Может поднять руку на взрослого, ударить. В поведении наблюдаются "странности" и демонстративность. Мальчик может разговаривать сам с собой, на уроке встать и пойти по классу, залезть под парту. Может отказаться выполнять задание и заниматься своим делом. Доминирует плохое настроение, иногда высказывает вслух фразы из "страшных" фильмов, часто плачет. Ему не нравится ходить в школу, он просится домой, плохо успокаивается. На уговоры не реагирует.
  7. Межличностные отношения с детьми нарушены. Наблюдается изолированность от других детей. По результатам социометрического опроса учащихся класса является изолированным.
  8. Внутренняя позиция школьника не сформирована.
  9. Необходимо установить связь с семьёй по проблемам воспитания, обучения, наблюдения у врачей-специалистов.

Заключение:  Выраженные отклонения в поведении ребенка в связи с нарушенными аффективно-личностно ферой.

При планировании индивидуальной работы обращаем внимание на несформированность учебных навыков; незрелость эмоционально-волевой сферы, частые конфликты с одноклассниками и классным руководителем, изолированность от других детей, несформированность внутренней позиции школьника. В ходе психокоррекционной работы планируем проведение работы по коррекции познавательных процессов (в ходе тренингов по коррекции поведения, ЭВС, межличностных отношений).

ЦЕЛИ: Коррекция агрессивного проведения, формирование адекватного восприятия окружающего мира.

Наименование проводимой работы
Кол-во
часов
Сроки
1
    Игровой тренинг "Снятие агрессии"
8 ч:
 
      " Снятие вербальной и невербальной агрессии ("Спустить пар", "Два барана", "Слушай звуки", "Угадай, что изменилось", "Довольный - сердитый", "Безмолвный крик")
2 ч.
 
      "Снятие негативных эмоций ("Тух-тиби-дух", "Кукла БОБО", "Датский бокс")
2 ч.
 
      " Обучение эффективным способам общения ("Взаимоотношения" обсуждение стихотворения "Дом с колокольчиком")
2 ч.
 
      " Установление доверительных отношений ("Я вижу!" "Новоселье", "Строитель", "Общий ритм", "Кулачок", "Брыкание", "Кто я?")
2 ч.
 
2
    АРТ - тренинг "Прогноз погоды" - рисование настроения.
3 ч.
 
3
    АРТ - тренинг "Неожиданные картинки"
3 ч.
 
4
    АРТ - тренинг "Лепим сказку":
      Сказка "Три медведя"       Сказка "Маша и медведь"       Сказка "Колобок"
3 ч.
 
5
    "Граффити" ТЕМЫ:
      "Что я люблю",       "Что я хочу знать",       "Что меня пугает"
3 ч.
 
6
    "Сочувствие, сопереживание:
      "Хорошо - плохо",       "Рассказ о товарище",       "Копилка хороших поступков"
3 ч.
 
7
    Коррекция произвольности психических процессов
4 ч.
 
8
    Формирование внутреннего плана действий
4 ч.
 

Список литературы
  1. Разенкова Ю.А. Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в доме ребенка/ Альманах института коррекционной педагогики РАО. 2003, № 6.
  2. Тюленев П.В. Индивидуальная программа развития ребенка от 0 до 1 года. Руководство для родителей, воспитателей и педагогов. 2005.
  3. Вебер Н.П. Работа по индивидуальным программам развития как одно из направлений деятельности с одаренными детьми. - Нерюнгри. 2002.
  4. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" Могила Ольга Ильинична "Опыт создания индивидуальной программы развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося в специальной (коррекционной) школе-интернате"




<-- В   НАЧАЛО    ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩЕГОСЯ