ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩЕГОСЯ СПЕЦИАЛЬНОГО /КОРРЕКЦИОННОГО/ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
"ШАГ ЗА ШАГОМ"
Содержание программы (направления и формы работы):
1. Намеченные пути поддержки и коррекции выявленной проблемы:
- нормализация эмоционального поведения: создание атмосферы безопасности;
- стимулирование положительных эмоций; актуализация эмоционального общения с учителем и воспитателем;
- знакомство с обстановкой класса;
- вовлечение ребенка в простую и доступную игру; привлечение внимания мальчика к интересным и красочным пособиям, игрушкам; стимулирование желания поиграть вместе со взрослым;
- установление доверительных отношений со взрослыми;
- вовлечение в игровую ситуацию с участием других детей в целях нормализации эмоционального поведения и развития контактов между учениками.
2. Укрепление нервной системы
- Наблюдение у школьного психиатра (2 раза в год.).
- Совместный контроль и наблюдение психолога, врача и воспитателя за состоянием, изменениями настроения в период медикаментозного лечения.
- Релаксационные методы (аутогенная тренировка, обучение навыкам самоконтроля).
- Осуществление комплексного подхода в укреплении Н.С. (контроль учебной нагрузки, медикаментозного лечения, реализация релаксационных методов и единого педагогического подхода).
- Оздоровительный психофизический тренинг (1 мес.)
3. Укрепление эмоционально - личностной сферы
- Оздоровительный психофизический тренинг (1 мес.).
- Диагностика эмоционально- личностной сферы (2 раза в год).
- Овладение учебными навыками.
- Овладение навыками самоконтроля и саморегуляции.
- Система групповых и индивидуальных занятий.
4. Развитие познавательной сферы:
- Индивидуальные коррекционно - развивающие занятия (когнитивные процессы).
- Диагностика познавательной сферы (2 раза в год).
5. Формирование устойчивой адекватной самооценки:
- Организация единого психологического пространства, единство требований и отношений (всеми специалистами).
- Индивидуальные беседы учителя, воспитателя, психолога, социального педагога.
- Диагностика уровня самооценки, знакомство с результатами диагностики.
- Тренинг коммуникативного общения (4мес.).
Прогноз: Учитывая особенности циклоидного типа акцентуации, успешность адаптации будет зависеть от фаз. При грамотном педагогическом подходе возможно позитивное взаимодействие с Ивановым С., а также формирование позитивного отношения к обучению в школе.
Индивидуальная профилактическая программа
Индивидуальная профилактическая программа направлена на предупреждение развития у ребенка негативных привычек, нежелательного поведения, нервно-психического утомления, срывов и т.д. В ней предусматривается формирование и выработка позитивного поведения, положиельных привычек.
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа должна содержать такие задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха.
Содержание каждой программы должно быть предметом обсуждения специалистов школьного ПМПк, учителей и воспитателей группы. При этом необходимо решить следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях логопеда, психолога, а какие - на учебных занятиях и занятиях воспитателей группы; как будут осуществляться закрепление и перенос усвоенных умений в иную ситуацию.
Составление индивидуальной программы развития ребенка - процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу, мы открываем перед ребенком новые возможности его развития.
Аналитическая справка.
Данные психолого-педагогического обследования в возрасте 7 лет.
При проведении первичной диагностики учащегося выявлено:
- Запас знаний об окружающем мире ограничен. Не знает домашнего адреса, в какой школе учится, как зовут родителей.
- Восприятие сильно нарушено: фрагментарно. Выделяет из предложенной картинки часть предмета и соотносит его с заданным эталоном, допускает большое количество ошибок. Не может зеркально отобразить заданный предмет. Имеет представления о временах года и днях недели. Не знает названия месяцев, не может соотнести их с временами года.
- Мышление конкретно-предметное: затрудняется в обобщении, не умеет классифицировать предметы, не находит лишний предмет. Не умеет сравнивать предметы. Собирает целое из частей методом проб и ошибок, не умеет переносить способы действия на аналогичные задания. Не улавливает смысл инструкций, плохо понимает смысл сюжетных картин. Задание выполняет без опоры на инструкцию.
- Память механическая развита слабо. Запоминает предложенный материал медленно, отсроченное воспроизведение плохое, быстро забывает заученный материал.
- Внимание неустойчивое, рассеянное, работоспособность снижена.
- Эмоционально-волевая сфера незрелая. Иногда возникают беспричинные вспышки агрессии. Может поднять руку на взрослого, ударить. В поведении наблюдаются "странности" и демонстративность. Мальчик может разговаривать сам с собой, на уроке встать и пойти по классу, залезть под парту. Может отказаться выполнять задание и заниматься своим делом. Доминирует плохое настроение, иногда высказывает вслух фразы из "страшных" фильмов, часто плачет. Ему не нравится ходить в школу, он просится домой, плохо успокаивается. На уговоры не реагирует.
- Межличностные отношения с детьми нарушены. Наблюдается изолированность от других детей. По результатам социометрического опроса учащихся класса является изолированным.
- Внутренняя позиция школьника не сформирована.
- Необходимо установить связь с семьёй по проблемам воспитания, обучения, наблюдения у врачей-специалистов.
Заключение: Выраженные отклонения в поведении ребенка в связи с нарушенными аффективно-личностно ферой.
При планировании индивидуальной работы обращаем внимание на несформированность учебных навыков; незрелость эмоционально-волевой сферы, частые конфликты с одноклассниками и классным руководителем, изолированность от других детей, несформированность внутренней позиции школьника. В ходе психокоррекционной работы планируем проведение работы по коррекции познавательных процессов
(в ходе тренингов по коррекции поведения, ЭВС, межличностных отношений).
ЦЕЛИ: Коррекция агрессивного проведения, формирование адекватного восприятия окружающего мира.
№ |
Наименование проводимой работы |
Кол-во часов |
Сроки |
1 |
Игровой тренинг "Снятие агрессии" |
8 ч: |
|
|
" Снятие вербальной и невербальной агрессии ("Спустить пар", "Два барана", "Слушай звуки", "Угадай, что изменилось", "Довольный - сердитый", "Безмолвный крик") |
2 ч. |
|
|
"Снятие негативных эмоций ("Тух-тиби-дух", "Кукла БОБО", "Датский бокс") |
2 ч. |
|
|
" Обучение эффективным способам общения ("Взаимоотношения" обсуждение стихотворения "Дом с колокольчиком") |
2 ч. |
|
|
" Установление доверительных отношений ("Я вижу!" "Новоселье", "Строитель", "Общий ритм", "Кулачок", "Брыкание", "Кто я?") |
2 ч. |
|
2 |
АРТ - тренинг "Прогноз погоды" - рисование настроения. |
3 ч. |
|
3 |
АРТ - тренинг "Неожиданные картинки" |
3 ч. |
|
4 |
АРТ - тренинг "Лепим сказку":
Сказка "Три медведя"
Сказка "Маша и медведь"
Сказка "Колобок" |
3 ч. |
|
5 |
"Граффити" ТЕМЫ:
"Что я люблю",
"Что я хочу знать",
"Что меня пугает" |
3 ч. |
|
6 |
"Сочувствие, сопереживание:
"Хорошо - плохо",
"Рассказ о товарище",
"Копилка хороших поступков" |
3 ч. |
|
7 |
Коррекция произвольности психических процессов |
4 ч. |
|
8 |
Формирование внутреннего плана действий |
4 ч. |
|
Список литературы
- Разенкова Ю.А. Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в доме ребенка/ Альманах института коррекционной педагогики РАО. 2003, № 6.
- Тюленев П.В. Индивидуальная программа развития ребенка от 0 до 1 года. Руководство для родителей, воспитателей и педагогов. 2005.
- Вебер Н.П. Работа по индивидуальным программам развития как одно из направлений деятельности с одаренными детьми. - Нерюнгри. 2002.
- Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" Могила Ольга Ильинична "Опыт создания индивидуальной программы развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося в специальной (коррекционной) школе-интернате"
<-- В НАЧАЛО ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩЕГОСЯ