Экспериментальная часть программы.
Комплексная программа "Профилактика конфликтных ситуаций" составлена старшим преподавателем кафедры ГОУ ВПО "ЧГПУ им. И. Я. Яковлева" факультета ДиКПиП Ивановой Галиной Витальевной и педагогом-психологом РГОУ "С/К/ОШ № 2" МО и МП ЧР Ивановой Еленой Михайловной в рамках запроса администрации РГОУ "С/К/ОШ № 2" с учетом достижений современной отечественной психологии и педагогики.
Программа адресована: членам педагогических коллективов школ,центров, МДОУ;
Экспериментальное исследование по программе "Профилактика конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе" проводилось на базе Республиканского государственного общеобразовательного учреждения "Специальная коррекционная общеобразовательная школа № 2" Министерства образования и Молодёжной политики ЧР (РГОУ "СКОШ № 2" МО и МП ЧР). В нем принимали участие учителя и воспитатели ГПД. Общее количество участников эксперимента - 26 человек. Возраст участников эксперимента - 30 - 65 лет. Опыт педагогической работы участников программы от 5 до 40 лет. Все имеют высшее педагогическое и профессиональное техническое образование.
Исследование, проводимое по выбранной нами теме, состояло из трех этапов.
Первый этап заключался в Первичном диагностическом обследовании учителей и воспитателей ГПД, которое проводилось индивидуально и в микрогруппах по 2-4 человека в специализированном кабинете педагога-психолога. В первичной диагностике приняло участие 26 человек.
Цель исследования состояла в том, чтобы определить уровень социально- психологического климата в с/к/оу и на основании запроса администрации школы провести работу по сплочению членов педагогического коллектива.
При изучении социально-психологического климата в педагогическом коллективе использовались методики, которые были максимально приближены к условиям реальной деятельности учителя, отвечали требованиям надёжности и валидности, а также были приемлемы для учителей, работающих по разным учебным программам.
Описание методов исследования.
В обследовании были использованы следующие методики:
1)
Экспресс-методика оценки социально-психологического климата в трудовом коллективе (А. С. Михалюк, Л. Ю. Шалыто) позволила определить уровень социально-психологического климата в коллективе. Она также диагностирует уровень сформированности группы как коллектива и позволяет (при многократном исследовании) проследить приспособление). Эта методика позволяет также оценить степень адаптации каждого члена коллектива к совместной деятельности.
ЭКСПРЕСС-МЕТОДИКА
"ОЦЕНКА COЦИaЛЬHO-ПCИXОЛOГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ"
Авторы: А. С. Михалюк и Л.Ю. Шалыто
(Санкт - Петербургский Университет)
ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ:
ИНСТРУКЦИЯ:
Просим вас принять участие в исследовании, целью котopoгo является совершенствование психологического климата в вашем коллективе. Для от-вета на предлагаемые вопросы необходимо:
1. Внимательно прочитать варианты ответов.
2. Выбрать один из них, наиболее соответствующий вашему мнению.
3. Поставить знак "+" в пустой клетке против выбранного вами ответа.
1) Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных ниже утверждений вы больше всего согласны?
А) Большинство членов нашего коллектива - хорошие, симпатичные люди
Б) В нашем коллективе есть всякие люди
В) Большинство членов нашего коллектива - люди малоприятные
2) Считаете ли вы, что было бы хорошо, если бы члены вашего коллектива жили близко дpyг от дpyга?
а) Нет, конечно
б) Скорее нет, чем да
в) Не знаю, не задумывался об этом
г) Скорее да, чем нет
д) Да, конечно
3) Как вам кажется, могли бы вы дать достаточно полную характеристику:
а) да
б) пожалуй, да
в) не знаю, не задумывался над этим
г) пожалуй, нет
д) нет
4) Обратите внимание на npиведенную ниже шкалу.
Цифра 1 характеризует коллектив, который вам очень нравится, а цифра 9 - коллектив, который вам очень не нравится.
В какую метку вы поместите ваш кoллектив?
5) Если бы у вас возникла возможность провести отпуск вместе с членами вашего коллектива, то как бы вы к этому отнеслись?
а) Это меня бы вполне бы устроило
б) Не знаю, не задумывался над этим
в) Это меня бы совершенно не устроило
6) Могли бы вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве членов вашего коллектива, с кем они охотно общаются по деловым вопросам:
а) Нет, не мог бы
б) Не могу сказать, не задумывался над этим
в) Да, мог бы
7) Какая атмосфера обычно преобладает в вашем коллективе?
На приведенной ниже шкале цифра 1 соответствует нездоровой, нетоварищеской атмосфере, а 9, наоборот, атмосфере взаимопомощи, взаимного уважения и т.п. В какую из меток вы поместили бы свой коллектив?
8) Как вы думаете, если бы Вы долго не работали по какой-либо причине, стремились бы вы встречаться с членами вашего коллектива?
а) Да, конечно
б) Скорее да, чем нет
в) Затрудняюсь ответить
г) Скорее нет, чем да
д) Нет, конечно
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
Обработка результатов, полученных при использовании методики, стандартизована и имеет следующий алгоритм. Анализируются различные стороны отношения к коллективу для каждого человека в отдельности. Каждый компонент тестируется тремя вопросами, причем ответ на каждый из них принимает только одну из трех возможных форм: +1: -1; 0. Следовательно, для целостной характеристики компонента полученные сочетания ответов каждого испытуемого на вопросы по данному компоненту могут быть обобщены следующим образом:
-- положительная оценка (к этой категории относятся те сочетания, в которых положительные ответы даны на все три вопроса, относящихся к данному компоненту, или два ответа - положительных, а третий - имеет любой другой знак);
- отрицательная оценка (сюда относятся сочетания, содержащие три отрицательных ответа, или два ответа - отрицательные, а третий может выступать с любым другим знаком);
- неопределенная, противоречивая оценка (эта категория включает следующие случаи: на все три вопроса дан неопределенный ответ: ответы на два вопроса неопределенны, а третий ответ имеет любой дрyгoй знак; один ответ неопределенный, а два других имеют разные знаки).
Полученные по всей выборке данные можно свести в таблицу следующего вида.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ ОТДЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ ОТНОШЕНИЙ
Участники опроса |
Эмоциональный компонент |
Когнитивный компонент |
Поведенческий компонент |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
4 |
|
|
|
5 |
|
|
|
В каждой клетке такой таблице должен стоять один из трех знаков: +: -: 0. На следующем этапе обработки для каждого компонента выводится средняя оценка по выборке. Например, для эмоционального компонента
М = ( Е (+) - Е (-) ) / n
М - средняя оценка по выборке
где Е (+) - количество положительных ответов, содержащихся в столбце,
Е (-) - количество отрицательных ответов,
n - число членов коллектива, принявших участие в исследовании.
Очевидно, что для любого компонента средние оценки могут располагаться в интервале от -1 до +1.
В соответствии с принятой трехчленной оценкой ответов классифицируются полученные средние. Для этого континуум возможных оценок (от -1 до +1) делится на три pавныe части:
от -1 до -0,33; - Средние оценки, попадающие в этот интервал, будем считать отрицательные,
от -0,33 до +0,33 - Средние оценки, попадающие в этот интервал, будем считать противоречивыми, неопределёнными
от +0,33 до +1 - Средние оценки, попадающие в этот интервал, будем считать положительными
Произведенные вычисления позволяют вывести структуру отношения к коллективу для рассматриваемого подразделения. Тип отношения выводится аналогично процедуре, описанной выше. Следовательно, с учетом знака каждого компонента возможны следующие сочетания рассматриваемого отношения:
1) Полностью положительное;
2) Положительное;
3) Полностью отрицательное;
4) Отрицательное;
5) Противоречивое, неопределенное.
В первом случае психологический климат коллектива трактуется как весьма блaгoприятный; во втором - как в целом благоприятный; в третьем - как совершено неудовлетворительный; в четвертом - как в целом неудовлетворительный; в пятом случае считается, что тенденции противоречивы и неопределенны.
На опросном листе
вопросы 1, 4 и 7 относятся к эмоциональному компоненту;
2, 5,8 - к поведенческому компоненту;
3, 6 - когнитивный компонент, причем вопрос 3 содержит два вопроса.
- Обследование по данной методике может проводиться как индивидуально, так и в группе.
- Время тестирования - 5-10 мин.
- Простота обработки результатов дает возможность быстрого их получения.
МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА
МЕТОДИКА А. БЕЛОВА
ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ:
Шкалы: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик
Назначение теста:
Лица с четко выраженными свойствами, относящимися только к одному типу темперамента, встречаются сравнительно редко. Гораздо чаще людям свойственны смешанные типы темперамента, характеризующиеся наличием свойств, характерных для разных типов темперамента с преобладанием одного из них.
Методика А.Белова служит для определения преобладающего типа темперамента и выявления представленности в нем свойств других типов. Испытуемому последовательно предъявляются четыре карточки, на каждой из которых написано по 20 свойств, характерных для представителей каждого типа темперамента.
Инструкция к тесту:
Внимательно прочитайте перечень свойств и поставьте знак (+), если считаете, что это свойство Вам присуще, и знак (-) - если оно у Вас отсутствует.
В сомнительных случаях ничего не ставьте.
Тестовый материал
1. Блок (Холерический тип)
1. Неусидчивость, суетливость.
2. Невыдержанность, вспыльчивость.
3. Нетерпеливость
4. Резкость и прямолинейность в отношениях с людьми.
5. Решительность и инициативность.
6. Упрямство.
7. Находчивость в споре.
8. Неритмичность в работе.
9. Склонность к риску.
10. Незлопамятность, необидчивость.
11. Быстрота и страстность речи.
12. Неуравновешенность и склонность к горячности.
13. Нетерпимость к недостаткам.
14. Агрессивность забияки.
15. Выразительность мимики.
16. Способность быстро действовать и решать.
17. Неустанное стремление к новому.
18. Обладание резкими, порывистыми движениями.
19. Настойчивость в достижении поставленной цели.
20. Склонность к резкой смене настроения.
2. Блок (Сангвинистический тип)
1. Жизнерадостность.
2. Энергичность и деловитость.
3. Недоведение начатого дела до конца.
4. Склонность переоценивать себя.
5. Способность быстро схватывать новое.
6. Неустойчивость в интересах и склонностях.
7. Легкое переживание неудачи и неприятностей.
8. Легкое приспособление к разным обстоятельствам.
9. Увлеченность любым делом.
10. Быстрое остывание, когда дело перестает интересовать.
11. Быстрое включение в новую работу и переключение с одного вида работы на другой.
12. Тяготение однообразной, будничной, кропотливой работой.
13. Общительность и отзывчивость, не скованность в общении с другими людьми.
14. Выносливость и работоспособность.
15. Громкая, быстрая, отчетливая речь.
16. Сохранение самообладания в неожиданной, сложной ситуации.
17. Обладание всегда добрым настроением.
18. Быстрое засыпание и пробуждение.
19. Частая несобранность, поспешность в решениях.
20. Склонность иногда скользить по поверхности, отвлекаясь.
3. Блок (Флегматический тип)
1. Спокойствие и хладнокровие.
2. Последовательность и обстоятельность в делах.
3. Осторожность и рассудительность.
4. Умение ждать.
5. Молчаливость, нежелание болтать по пустякам.
6. Обладание спокойной, равномерной речью, без резко выраженных эмоций, жестикуляций и мимики.
7. Сдержанность и терпеливость.
8. Доведение начатого дела до конца.
9. Умение применять свои силы в дело (не растрачивать их по пустякам).
10. Строгое придерживание выработанного распорядка жизни, системы в работе.
11. Легкое сдерживание порывов.
12. Маловосприимчивость к одобрению и порицанию.
13. Незлобивость, проявление снисходительного отношения к колкостям в свой адрес.
14. Постоянство в своих отношениях и интересах.
15. Медленное вовлечение в работу и переключение с одного вида работы на другой.
16. Ровность в отношении со всеми.
17. Аккуратность и порядок во всем.
18. Трудное приспособление к новой обстановке.
19. Обладание выдержкой.
20. Постепенное схождение с новыми людьми.
4. Блок (Меланхолический тип)
1. Стеснительность и застенчивость.
2. Растерянность в новой обстановке.
3. Затруднительность в установлении контактов с незнакомыми людьми.
4. Неверие в свои силы.
5. Легкое перенесение одиночества.
6. Чувство подавленности и растерянности при неудачах.
7. Склонность уходить в себя.
8. Быстрая утомляемость.
9. Обладание тихой речью, иногда снижающейся до шепота.
10. Невольное приспособление к характеру собеседника.
11. Впечатлительность до слезливости.
12. Чрезвычайная восприимчивость к одобрению и порицанию.
13. Высокая требовательность к себе и окружающим.
14. Склонность к подозрительности, мнительности.
15. Болезненная чувствительность и легкая ранимость
16. Чрезмерная обидчивость.
17. Скрытность и необщительность, не делитесь ни с кем своими мыслями.
18. Малая активность и робость.
19. Уступчивость и покорность.
20. Стремление вызвать сочувствие и помощь у окружающих.
Обработка результатов теста
Подсчитать количество плюсов по каждой карточке отдельно.
Вычислить процент положительных ответов по каждому типу темперамента:
Х = (А1 / А) * 100%;
С = (А2 / А) * 100%;
Ф = (А3 / А) * 100%;
М = (А4 / А) * 100%; где
X, С, Ф, М - типы темперамента;
a1, a2, a3, a4 - число положительных ответов по карточкам соответствующего блока;
А - общее число положительных ответов по четырем карточкам.
В конечном виде "формула темперамента" приобретает, например, такой вид:
Т = 35%Х + 30%С + 14%Ф + 21%М;
Это значит, что данный темперамент на 35% - холерический, 30% - сангвинический, 14% - флегматический и 21% - меланхолический.
- Если относительный результат числа положительных ответов по какому-либо типу составляет 40% и выше, значит, данный тип темперамента у вас доминирующий.
- Если этот результат составляет 30-39%, то качества данного типа выражены достаточно ярко.
- Если результат 20-29%, то средне выражены.
- При результате 10-19% можно утверждать, что черты этого типа темперамента выражены в малой степени.
3) Методика, определяющая склонность к внутриличностному конфликту "Тест на конфликтность" (Кноблох-Фальконетт) и оценивающая данный критерий по двум шкалам "эго хватание" и "гармоничность".
Тест на конфликтность
(Автор: Кноблох - Фальконетт).
ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ:
Инструкция: ответьте "да" или "нет" на следующие вопросы:
1. Я хотел бы в большей степени контролировать свои мысли.
2. Если я попадаю в дурацкую ситуацию, то воспринимаю это серьёзно.
3. Я всегда желаю делать дела лучше, чем делаю.
4. Обычно у меня всего достаточно для исполнения желания.
5. Я фактически живу для будущего.
6. Если я смог прожить жизнь заново, то сделал всё иначе.
7. Редко, если это вообще бывает, я испытываю потребность в контроле моих мыслей.
8. Обычно я, принимая мои личные проблемы.
9. Я в конфликте с тем, что даёт мне судьба.
10. Нет ничего важнее для меня, чем пребывать под контролем.
11. Обычно я удовлетворён уровнем моей деятельности.
12. Нет одного правильного способа бытия.
13. Я хотел всё объединить всё воедино.
14. Если бы я мог делать дела лучше, то моя жизнь была бы лучше.
15. Я фактически борюсь против превратностей жизненного пути.
16. Я желаю больше, чем обычно получаю.
17. Моя жизнь улучшится, будь я более удачлив.
18. Когда я хочу делать что - либо лучше, я понимаю, что это имеет ограниченную возможность.
19. Понимание моих личных проблем наступает легче, если я не оказываю им сопротивление.
20. Удовлетворённость моим уровнем деятельности только препятствует реализации моего потенциала на жизненном пути.
КЛЮЧ К МЕТОДИКЕ.
№ |
ДА |
НЕТ |
1 |
Гармоничность |
Эгохватание |
2 |
Эгохватание |
Гармоничность |
3 |
Эгохватание |
Гармоничность |
4 |
Эгохватание |
Гармоничность |
5 |
Эгохватание |
Гармоничность |
6 |
Эгохватание |
Гармоничность |
7 |
Гармоничность |
Эгохватание |
8 |
Гармоничность |
Эгохватание |
9 |
Эгохватание |
Гармоничность |
10 |
Эгохватание |
Гармоничность |
11 |
Эгохватание |
Гармоничность |
12 |
Эгохватание |
Гармоничность |
13 |
Эгохватание |
Гармоничность |
14 |
Эгохватание |
Гармоничность |
15 |
Эгохватание |
Гармоничность |
16 |
Эгохватание |
Гармоничность |
17 |
Эгохватание |
Гармоничность |
18 |
Гармоничность |
Эгохватание |
19 |
Гармоничность |
Эгохватание |
20 |
Эгохватание |
Гармоничность |
Интерпретация.
Эгохватание - это внутренняя конфликтность личности. Склонность к самообвинениям, нерешительности и неуверенности в себе. Потребность в постоянной опёке.
Гармоничность - спокойствие, уверенность в себе, сбалансированность желаний, стремлений, уровня притязаний. Последовательность поведения.
Подсчитать количество ответов, относящихся к тому или иному критерию. Полученный результат свидетельствует о преобладающем компоненте.
МЕТОДИКА "ОЦЕНКА СПОСОБОВ РЕАГИРОВАНИЯ В КОНФЛИКТЕ"
Автор: К.Н ТОМАС
ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ:
С помощью данного теста оказывается возможным определить свой собственный стиль поведения в ситуации разногласий. Всего таковых стилей пять: сотрудиичество - оптимально почти всегда;
Компромисс - вполне приемлемо в ряде случаев;
Избегаиие (уход) - рекомендовано в случае неспровоцированных партнером "пожаров";
Приспособление - возможно в тех случаях; когда оппонент действительно прав.
Соперничество - наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах.
Для того, чтобы определить, к какому способу склоняется человек, нужно внимательно прочитав каждое из двойных высказываний а) и б) выбрать то из них, которое в большей степени соответствуют тому, как он обычно поступает и действует.
1. а) Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.
б) Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов и другого человека, и моих собственных.
3. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
4. а) Я пытаюсь найти компромиссное решение.
б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.
5. а) Улаживая спорную ситуацию, я не всегда пытаюсь найти поддержку у другого.
б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6. а) Я пытаюсь избежать неприятности для себя.
б) Я стараюсь добиться своего.
7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем, решить его окончательно.
б) я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
9. а) Я думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий.
б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10. а) Я твердо стремлюсь добиться своего.
б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11. а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
б) Я стараюсь успокоить другого, и, главным образом, сохранить наши отношения.
12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая, может вызвать споры.
б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.
13. а) Я предлагаю среднюю позицию.
б) я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.
14. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.
15. а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.
16. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.
б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.
19. а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
б) Я стараюсь отложить спорные вопросы, чтобы со временем решить их окончательно.
20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21. а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому.
б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22. а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и позицией другого человека.
б) Я отстаиваю свою позицию.
23. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
б) Иногда я представляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24. а) Если позиция другoгo кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.
б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.
25. а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.
б) Ведя пepeгoворы, я стараюсь быть внимательным к аргументам дpyгого.
26. а) Я обычно предлагаю среднюю позицию.
б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.
21. а) Зачастую стремлюсь избежать споров.
б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другoгo.
29. а) Я предлагаю среднюю позицию.
б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.
30. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.
б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.
КЛЮЧ ОПРОСНИКА.
№ |
Соперничество |
Сотрудничество |
Компромисс |
Избежание |
Приспособление |
1 |
|
|
|
а |
б |
2 |
|
б |
а |
|
|
3 |
а |
|
|
|
в |
4 |
|
|
а |
|
б |
5 |
|
а |
|
б |
|
6 |
б |
|
|
а |
|
7 |
|
|
б |
а |
|
8 |
а |
б |
|
|
|
9 |
б |
|
|
а |
|
10 |
а |
|
б |
|
|
11 |
|
а |
|
|
б |
12 |
|
|
б |
а |
|
13 |
б |
|
а |
|
|
14 |
б |
а |
|
|
|
15 |
|
|
|
б |
а |
16 |
б |
|
|
|
а |
17 |
а |
|
|
б |
|
18 |
|
|
б |
|
а |
19 |
|
а |
|
б |
|
20 |
|
а |
б |
|
|
21 |
|
б |
|
|
а |
22 |
б |
|
а |
|
|
23 |
|
а |
|
б |
|
24 |
|
|
б |
|
а |
25 |
а |
|
|
|
б |
26 |
|
б |
а |
|
|
27 |
|
|
|
а |
б |
28 |
а |
б |
|
|
|
29 |
|
|
а |
б |
|
30 |
б |
|
|
|
а |
ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНФЛИКТНОСТИ
В тесте использованы диагностические показатели, которые являются наиболее устойчивыми в течение всей жизни человека.
Тестовые задания:
1. Переплетите пальцы рук и заметьте, какой палец оказывается сверху.
2. Прицельтесь, выбрав мишень, и определите, какой глаз у Вас ведущий.
3. Переплетите на груди руки ("наполеоновская поза") и заметьте, какая рука окажется сверху.
4. Проверьте, какая рука при аплодировании оказывается сверху.
Анализ полученных данных:
ПППП. Избегают конфликтов, но все же идут на них. В конфликтах последовательны, стремятся довести их до разрешения. Тщательно соотносят цель со средствами. Не сторонники разрешения конфликтов любой ценой. Сначала обдумывают действия, потом принимают решения. Проявляют недостаток гибкости.
ПППЛ. Стремятся избегать конфликтов. Предпочитают разрешить их любыми способами. Нередко могут отказаться от прежней позиции. Могут быстро принимать решения. Достаточно гибки, но не всегда последовательны. Очень находчивы в погашении конфликта.
ППЛП. Не любят конфликтовать, но не избегают конфликтов. Входят в них охотно. Ведут себя свободно, находчиво. Прибегают к юмору, находят нестандартные пути разрешения конфликтных ситуаций. Не всегда доводят задуманное до конца.
ППЛЛ. Избегают конфликтов. Но если сталкиваются с ними, то ведут себя твердо. Решения принимают после серьезного обдумывания или совета с посредниками и близкими. Обидчивы, в определенной мере злопамятны. Никогда не выступают инициаторами столкновений. Готовы идти на уступки. Внешняя мягкость сочетается с внутренней твердостью.
ПЛПЛ. Очень заметное неприятие конфликтов. Постоянное стремление выйти из него. Попытки загладить, стушевать конфликт. Выход из конфликта могут осуществлять за счет отказа от собственных требований. Решения принимают, поддаваясь эмоциональным, а не рациональным состояниям. Для них лучше не входить в конфликт, чем выходить из него. Выходят чаще всего с потерями собственных интересов, не находят способы оправдать свои действия. Стремятся принимать решения после обсуждения ситуации с кем-либо из опытных доверенных друзей или родственников.
ПЛПП. Готовы идти на конфликт. Отчетливо понимают свои интересы, находят наиболее рациональные пути их защиты. Хорошо подсчитывают свои возможности. В разрешении конфликта не всегда считаются со средствами. Не отказываются от компромиссов. Охотно вступают в конфликт. Часто выступают его инициатором. Преувеличивают при условии доминирования своих интересов. В конфликте чувствуют себя уверенно, комфортно. Иногда могут сами спровоцировать конфликт, но не столько потому, что не могут без него обходиться, сколько в целях самоутверждения.
ПЛЛП. Не любят конфликтов. Легкий характер. Склонны преувеличивать свои и недооценивать чужие возможности. Быстро и хорошо ориентируются в ситуации. Много друзей. Эмоционально реагируют на события, но принимают достаточно обдуманные решения. Стремятся доводить их до конца, но не исключают компромиссов, возможно и за счет отказа от некоторых требований. Не всегда цель соизмеряют со средствами достижения. Находят неожиданные решения. Действуют гибко, но последовательно. К советам прислушиваются.
ПЛЛЛ Охотно вступают в конфликт. Часто выступают его инициатором. Преувеличивают собственные возможности, но в случае неудачи не отступают. Не склонны к компромиссам. Действуют в конфликте обдуманно, последовательно Конфликт прекращают только при условии выполнения своих требований. Не всегда средства соизмеряют с целями. Излюбленный прием - "психологическая атака". Действуют по собственной инициативе, не очень любят советоваться, прислушиваться к чужим советам.
ЛППП. Конфликтов избегают, чувствуют себя в конфликтных ситуациях неуверенно. Проявляют большую гибкость в их разрешении. Достижение целей соотносят с реальными средствами. Склонны к компромиссам, готовы отказаться от защиты части своих интересов. Решение принимают скорее эмоционально, чем после серьезного обдумывания. Склонны выслушивать советы, но не всегда им следуют. Имеется тенденция преувеличивать собственные возможности.
ЛППЛ. Избегают конфликтов. Но в тех случаях, когда считают свои интересы затронутыми, идут на конфликт без особых колебаний. Позицию держать твердо, не очень склонны к компромиссам, К помощи посредников могут обращаться, но решение принимают самостоятельно. Вопросы самоутверждения - на втором плане. На первом плане - интересы дела.
ЛПЛП. Считают конфликты неизбежными, смело идут на их решение. В конфликтах твердо добиваются поставленных задач. При достижении целей не считаются со средствами. Иногда большое значение придают несущественным, второстепенным сторонам конфликта. Не склонны к компромиссам, если они не решают всех поставленных задач. Могут создавать видимость уступок, но внутренняя позиция остается неизменной. Преобладает рациональная сторона. Скрытны, не склонны обращаться за советами, хотя помощь со стороны не исключают.
ЛПЛЛ. Внутренне агрессивны. Постоянно ищут повод для конфликта. Руководствуются не всегда существенными моментами Конфликтность прикрывается внешней мягкостью. Последовательны в достижении целей. Линию поведения ведут искусно тщательно все просчитывают. Не склонны к компромиссам независимо от удовлетворения собственных интересов. Проявляют большую гибкость и изобретательность в решении конфликта с собственных позиций. Нередко интересы дела не могут отделить от внутренней психологической позиции.
ЛЛПП. Избегают конфликтов.Предпочитают спорные вопросы решать мирным путем. Готовы отказаться от защиты собственных интересов, но последовательно защищают интересы других. Цель всегда стремятся сочетать с соответствующими средствами. Наиболее сильная их сторона - стремление предупредить конфликты или погасить в зародыше.
ЛЛПЛ. Стремятся избежать конфликта, хотя не умеют предупреждать. Очень склонны к компромиссам. Уступают требованиям конфликтующих сторон, если противник оказывается сильным. Однако по отношению к более слабому проявляют неуступчивость. Не могут правильно рассчитать свои силы, склонны преувеличивать силы противника. Неспособны плести нить интриги. Охотно прислушиваются к советам других, следуют их рекомендациях. Имеют склонность скрывать наличие конфликтной ситуации, искренне веря в её отсутствие. Недостаточно принципиальны.
ЛЛЛП. Конфликтов не избегают, хотя редко являются их инициаторами. Слабо продумывают линию поведения в решении конфликтов, больше руководствуются эмоциями. В конфликтах действуют смело, решительно, но допускают опрометчивые решения. Склонны к компромиссам. Четко продумывают возможные последствия конфликта, стремятся их предупредить. Нередко выступают инициаторами компромисса. Глубоко переживают нежелательные последствия конфликтов.
ЛЛЛЛ. Конфликтов избегают. Отличаются большой способностью предупреждать их. Однако, принимая участие в конфликтах, умеют произвести впечатление на противника, используя прием демонстрации несуществующих возможностей. Умеют использовать слабости противной стороны. Хорошо просчитывают возможные последствия конфликта и умеют вовремя скорректировать свое поведение. Упрямы, скрытны.
Второй этап - Практический (ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ).
На основе полученных, на первом этапе данных, разрабатываются основные меры психологической поддержки. Данный этап из двух блоков:
1 БЛОК: Педагогам предлагается прослушать доклад на тему "Методы разрешения педагогических конфликтов", который состоял из нескольких частей, в частности:
o Понятие конфликта, отличие конфликтной ситуации от конфликта, структура динамика, функции, типология
o Методы и стадии разрешения конфликтов
2 БЛОК: Специально разработанные игры и упражнения на сплочение коллектива. Материал для занятий подобран из различных
психологических источников (см. Список литературы). Здесь были использованы упражнения на исследование участниками своих
личностных особенностей, такие как "Имя и эпитет": "Сделай также как я"; "Скажи мне, кто твой друг"; "Мои сильные стороны" и другие.
Среди упражнений на развитие навыков владения собою были следующие: "Заблудившийся рассказчик"; "Цвета эмоций" "Нахал"; "Выдержка" и другие.
На тренинговых занятиях внимание также уделялось развитию навыков совместной работы и стилям общения. Среди упражнений, использованных для этих целей были: "Перевоплощение": "Анабиоз": "Взаимодействие"; "Волшеб-ный карандаш", "Гомеостат". "Резервуар" и т.д.
Занятия проводились в двух группах, созданных из числа воспитателей и учителей школы. В каждой группе занимались 13 человек (для проведения оптимальной работы). Группы создавались на основе пожелания самих участников. На отдельных занятиях (Занятие №2, Занятие № 5, Занятие № 8) участники объединялись в одну группу для наиболее эффективного усвоения материала.
Основная цель данного этапа: Организация деятельности по развитию межличностных отношений в педагогическом коллективе школы.
(Краткое содержание занятий по теме представлено в Программе и Презентации на страницах сайта).
Третий этап - Констатирующий эксперимент.
Данное исследование проводится по окончании тренинговых занятий аналогично первичной диагностике.
Цель данного этапа: Установление различий в отношениях между педагогами до тренинговых занятий и после их проведения.
Для повторного обследования педагогов были использованы те же методики, что и на первом этапе.
Таким образом, психологическое исследование и воздействие на педагогов осуществлялось в экспериментальных группах как органически единый процесс, направленный на определение основ психоло-педагогической диагностики и развитие взаимоотношений между членами педагогического коллектива.