В тренинге коммуникативных умений рассматривается формирование навыков и умений общения с группой сверстников.Учащимся крайне важно научиться жить среди людей, общаться с удовольствием, не избегать, а использовать любую возможность контакта с человеком для того, чтобы понять других.
Схема проведения остаётся такая же, как и во всех коррекционно-развивающих занятиях.
1. Разминка.
2. Основная часть.
3. Заключение.
№ |
Содержание |
Время |
1 |
Вступление. Настрой на работу. | |
2 |
Упражнение "ТЫ МНЕ НРАВИШЬСЯ" | 5 мин. |
3 |
Упражнение "ЗУМ" | 5 мин. |
4 |
Упражнение "АПАРАТЧИКИ" | 5 мин. |
5 |
Упражнение "ЗДРАВСТВУЙ, ТЫ ПРЕДСТАЛЯЕШЬ?" | 5 мин. |
6 |
Упражнение "ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН" | 5 мин. |
7 |
Упражнение "ИЩУ ДРУГА" | 6 мин. |
8 |
Упражнение "ОБЪЯТИЕ" | 5 мин. |
9 |
Завершение занятия. | 2 мин. |
40 мин. |
Цели: Это прекрасное упражнение способствует развитию хороших отношений между детьми. Некоторые дети легко могут выражать свои эмоции, для других это - проблема. В этой игре все участники получают реальную возможность развить этот важный навык. "Ты мне нравишься" представляет собой отличную метафору взаимосвязанности всех учеников класса.
Материалы: Мяч
Инструкция: Сядьте, пожалуйста, все в один общий круг. Я хочу предложить вам принять участие в одной очень интересной игре. Каждый из нас сейчас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим одноклассникам. Тот, к кому попадёт мой мяч должен посмотреть на своего соседа "добрым взглядом" и сказать: "Ты мне нравишься, потому что...", назвав его по имени.
Внимательно проследите, чтобы в ходе игры все дети получили мяч и сказали добрые слова своему соседу. Объясните детям, что мы любим не только своих самых близких друзей, но и каждого ученика в классе. Ведь в каждом есть что-то такое, что достойно уважения и любви. Эти мысли очень важно постоянно повторять и подчеркивать в современном обществе, наполненном конкурентной борьбой за место под солнцем. Ни одна семья, ни один коллектив не смогут быть полноценными и эффективными, пока в них будут оставаться "козлы отпущения" и "аутсайдеры". Если у некоторых детей будут сложности с произнесением начальной фразы "Ты мне нравишься, потому что...", то позвольте им заменить ее словами "Мне понравилось, как ты...".
Анализ упражнения:
- Легко ли тебе говорить приятные вещи другим детям?
- Кто тебе уже говорил что-нибудь приятное до этой игры?
- Достаточно ли дружен наш класс?
- Почему каждый ребенок достоин любви?
- Что-нибудь удивило тебя в этой игре?
Участники сидят в кругу.
Ведущий говорит, что сейчас мы попали на трассу, где с огромной скоростью проносятся машины. А едем мы так: я резко поворачиваю голову к правому соседу и передаю ему звук "зум", он передает его своему правому соседу и т. д. Если кто-то хочет притормозить или остановиться, то он немного отклоняется назад и издает звук тормозов, а "зум" передается в обратном направлении.
Это упражнение эффективно использовать в том случае, когда вам нужно создать из отдельных членов группы "единый организм". Оно проходит на достаточно высоком эмоциональном уровне, поэтому не рекомендуется использовать его перед серьезными занятиями.
Из группы вызываются 3 человека - это механики-аппаратчики. Все остальные участники - роботы.
Задача механиков-аппаратчиков - сделать так, чтобы роботы не сталкивались друг с другом и не ломались.
Роботы двигаются по комнате только по прямым линиям в указанном механиком-аппаратчиком направлении, в том случае когда они натыкаются на стену или другого робота, они ломаются и начинают громко пищать. Направлять их в другую сторону может только механик-аппаратчик.
Секрет работы механиков-аппаратчиков состоит в том, что им необходимо образовать импровизированный треугольник (встать на трех вершинах) и направлять роботов по его граням. Но ведущий не говорит об этом участникам, они сами стараются догадаться, найти правильную стратегию.
Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы:
o что вы чувствуете после выполнения этого упражнения?
o удалось ли вам справиться с заданием?
o сколько времени вам на это понадобилось?
o какую стратегию вы выбрали для выполнения задачи?
o что вы сделали для того, чтобы ее выполнить?
o какую роль играл каждый участник-аппаратчик?
o что мешало вам при выполнении задания?
o как можно было бы выполнить это задание по-другому?
Ведущий поворачивается к участнику, (сидящему (стоящему) слева от него, и весело говорит: "Здравствуй! Ты представляешь...", а затем сообщает ему какую-нибудь новость, рассказывает смешную историю, случай, анекдот.
Задача участника - внимательно выслушать и порадоваться вместе с ведущим. Затем участник обращается к соседу слева и тоже радостно произносит: "Здравствуй! Ты представляешь..." и заканчивает фразу уже своей новостью, случаем, историей.
Замечания. Можно в процессе игры изменить задание. Например попросить детей пересказывать одну и ту же новость, историю, случай. Проследите за тем, как изменяется первоначально сообщенная информация (она может становиться более краткой, а может и более пространной).
Играющие сидят так, чтобы каждый мог шепнуть на ухо своему соседу то, что услышит от другого.Ведущий придумывает слово и говорит его на ухо первому участнику, тот передает второму то, что услышал, второй - третьему и так до последнего играющего.
Затем ведущий подходит к последнему участнику и спрашивает, что он услышал.
Почти всегда с загаданным словом происходит интересное превращение. Например, слово "красавица" превратилось в "пшик". Но не забудьте предупредить, что нельзя намеренно искажать услышанное и переспрашивать.
Каждый участник группы пишет на чистом листе объявление о поиске друга. При этом ограничений в тексте и четкого алгоритма написания нет. Главное - не подписываться. На это отводится достаточное количество времени, например 8-10 минут. Эти объявления расклеиваются по комнате.
Затем все участники, прогуливаясь по комнате, читают их, выбирают максимум 3 объявления, на которые они откликнулись бы, и ставят на них галочку или крестик.
Потом все объявления собираются и подсчитывается количество откликов. Можно обсудить, почему то или иное объявление набрало определенное количество откликов, с чем это связано.
Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы:
o что вы чувствуете после выполнения этого упражнения?
o чем вы руководствовались, когда выбирали объявление, на которое откликнулись?
o сколько времени вам на это понадобилось?
o сколько объявлений вы выбрали?
o на чем сделан акцент в вашем объявлении: на описании себя или предъявлении требований к потенциальному другу? почему? о чем это может говорить?
o сколько человек откликнулись на ваше объявление?
o сейчас изменили бы вы текст своего объявления?
Это простое, на первый взгляд, упражнение может дать богатый материал для анализа. Постарайтесь вывести свою группу на обсуж-дение отношений между людьми, на то, что превалирует в их собственных отношениях - предъявление требований и ожиданий чего-то от других или предложение всего того, что есть в них самих. Не говорите им, что правильно, а что нет - правильного поведения не существует, не оценивайте позиции участников в группе. Пусть они дадут друг другу обратную связь - что они чувствуют и думают в ответ на ту или иную позицию, пусть сами определятся с тем, какая позиция для них наиболее приемлема.
Цели: Это очень увлекательная игра, которая особенно нравится дотям младшего возраста. Она позволяет детям физически выражать свои положительные чувства, тем самым способствуя развитию в классе групповой сплоченности. Стеснительным детям эта игра помогает более близко общаться с другими.
Упражнение вполне годится для "разогрева" класса в начале учебного дня. Проводя его, вы показываете свое стремление видеть перед собой единую сплоченную группу, объединяющую всех учеников класса, независимо от уровня их общительности.
Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Кто из вас еще помнит, что он делал со своими мягкими игрушками, чтобы выразить свое хорошее отношение к ним? Правильно, вы брали их на руки. Я хочу, чтобы вы все хорошо относились друг другу и дружили между собой. Естественно, иногда можно и поспорить друг с другом, ведь когда люди дружны, им проще переносить обиды или разногласия. Я хочу, чтобы вы выразили свои дружеские чувства к остальным ученикам, обнимая их. Быть может, будет такой день, когда кто-нибудь из вас не захочет, чтобы его обнимали. Тогда дайте нам знать, что вы хотите пока просто посмотреть, но не участвовать в игре. Тогда все остальные не будут трогать этого ребенка. Я начну с легкого, совсем маленького объятия и надеюсь, что вы мне поможете превратить это объятие в более крепкое и дружеское. Когда объятие будет доходить до вас, любой из вас может добавить в него энтузиазма и дружелюбия, чтобы мы все сделали наши хорошие взаимоотношения еще более крепкими.
Проверьте, хочет ли сидящий рядом с вами ребенок участвовать в упражнении. Вы можете определить это по некоторым невербальным признакам. Но иногда вы можете спросить его и открыто: "Хочешь ли ты, чтобы я обняла тебя?" Большинство детей ответит вам: "Да". После этого начинайте первый кон игры, нежно и мягко обняв сидящего рядом с вами ребенка. Он в свою очередь спрашивает своего соседа, хочет ли он принять участие в игре, и если да, то обнимает его. Таким образом, дружеское объятие передается по кругу, пока не вернется к Вам. Мы надеемся,что, дойдя до Вас, оно станет более крепким и будет сделано с большим энтузиазмом.
Анализ упражнения:
- Понравилась ли тебе эта игра?
- Почему хорошо обнимать других детей?
- Как ты себя чувствуешь, когда другой ребенок тебя обнимает?
- Берут ли тебя дома на руки? Часто ли это бывает?
3. Заключение. Прощание. Подведение итогов. Рефлексия