УчМаг - Интернет-магазин УчМаг - Психологам УчМаг - Логопедам УчМаг - Специальным педагогам УчМаг - Социальным педагогам
УчМаг - Электронные продукты УчМаг - Родителям УчМаг - Детский мир УчМаг - Педагогам ДО УчМаг - Переподготовка, курсы, вебинары

ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ
СОЦИАЛЬНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ.

Тренинг коммуникативных умений
"СРЕДИ ЛЮДЕЙ"

В тренинге коммуникативных умений рассматривается формирование навыков и умений общения с группой сверстников.Учащимся крайне важно научиться жить среди людей, общаться с удовольствием, не избегать, а использовать любую возможность контакта с человеком для того, чтобы понять других.

         Схема проведения остаётся такая же, как и во всех коррекционно-развивающих занятиях.

1. Разминка.
2. Основная часть.
3. Заключение.

СЦЕНАРИИ ЗАНЯТИЙ.

Занятие 1. Приемы активного общения
"Я и другие". Часть 1.


ХОД ЗАНЯТИЯ

Содержание
Время
1
Вступление. Настрой на работу.
2 мин.
2
Упражнение "ТЫ МНЕ НРАВИШЬСЯ"
5 мин.
3
Упражнение "ЗУМ"
5 мин.
4
Упражнение "АПАРАТЧИКИ"
5 мин.
5
Упражнение "ЗДРАВСТВУЙ, ТЫ ПРЕДСТАЛЯЕШЬ?"
5 мин.
6
Упражнение "ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН"
5 мин.
7
Упражнение "ИЩУ ДРУГА"
6 мин.
8
Упражнение "ОБЪЯТИЕ"
5 мин.
9
Завершение занятия.
2 мин.
 
40 мин.


Упражнение "ТЫ МНЕ НРАВИШЬСЯ"

Цели: Это прекрасное упражнение способствует развитию хороших отношений между детьми. Некоторые дети легко могут выражать свои эмоции, для других это - проблема. В этой игре все участники получают реальную возможность развить этот важный навык. "Ты мне нравишься" представляет собой отличную метафору взаимосвязанности всех учеников класса.
Материалы: Мяч
Инструкция: Сядьте, пожалуйста, все в один общий круг. Я хочу предложить вам принять участие в одной очень интересной игре. Каждый из нас сейчас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим одноклассникам. Тот, к кому попадёт мой мяч должен посмотреть на своего соседа "добрым взглядом" и сказать: "Ты мне нравишься, потому что...", назвав его по имени.
         Внимательно проследите, чтобы в ходе игры все дети получили мяч и сказали добрые слова своему соседу. Объясните детям, что мы любим не только своих самых близких друзей, но и каждого ученика в классе. Ведь в каждом есть что-то такое, что достойно уважения и любви. Эти мысли очень важно постоянно повторять и подчеркивать в современном обществе, наполненном конкурентной борьбой за место под солнцем. Ни одна семья, ни один коллектив не смогут быть полноценными и эффективными, пока в них будут оставаться "козлы отпущения" и "аутсайдеры". Если у некоторых детей будут сложности с произнесением начальной фразы "Ты мне нравишься, потому что...", то позвольте им заменить ее словами "Мне понравилось, как ты...".

Анализ упражнения:
- Легко ли тебе говорить приятные вещи другим детям?
- Кто тебе уже говорил что-нибудь приятное до этой игры?
- Достаточно ли дружен наш класс?
- Почему каждый ребенок достоин любви?
- Что-нибудь удивило тебя в этой игре?

Упражнение "ЗУМ"

            Участники сидят в кругу.
            Ведущий говорит, что сейчас мы попали на трассу, где с огромной скоростью проносятся машины. А едем мы так: я резко поворачиваю голову к правому соседу и передаю ему звук "зум", он передает его своему правому соседу и т. д. Если кто-то хочет притормозить или остановиться, то он немного отклоняется назад и издает звук тормозов, а "зум" передается в обратном направлении.
            Это упражнение эффективно использовать в том случае, когда вам нужно создать из отдельных членов группы "единый организм". Оно проходит на достаточно высоком эмоциональном уровне, поэтому не рекомендуется использовать его перед серьезными занятиями.

Упражнение "АПАРАТЧИКИ"

            Из группы вызываются 3 человека - это механики-аппаратчики. Все остальные участники - роботы.
            Задача механиков-аппаратчиков - сделать так, чтобы роботы не сталкивались друг с другом и не ломались.
            Роботы двигаются по комнате только по прямым линиям в указанном механиком-аппаратчиком направлении, в том случае когда они натыкаются на стену или другого робота, они ломаются и начинают громко пищать. Направлять их в другую сторону может только механик-аппаратчик.
            Секрет работы механиков-аппаратчиков состоит в том, что им необходимо образовать импровизированный треугольник (встать на трех вершинах) и направлять роботов по его граням. Но ведущий не говорит об этом участникам, они сами стараются догадаться, найти правильную стратегию.
Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы:
         o что вы чувствуете после выполнения этого упражнения?
         o удалось ли вам справиться с заданием?
         o сколько времени вам на это понадобилось?
         o какую стратегию вы выбрали для выполнения задачи?
         o что вы сделали для того, чтобы ее выполнить?
         o какую роль играл каждый участник-аппаратчик?
         o что мешало вам при выполнении задания?
         o как можно было бы выполнить это задание по-другому?

Упражнение "ЗДРАВСТВУЙ, ТЫ ПРЕДСТАЛЯЕШЬ?"

         Ведущий поворачивается к участнику, (сидящему (стоящему) слева от него, и весело говорит: "Здравствуй! Ты представляешь...", а затем сообщает ему какую-нибудь новость, рассказывает смешную историю, случай, анекдот.
         Задача участника - внимательно выслушать и порадоваться вместе с ведущим. Затем участник обращается к соседу слева и тоже радостно произносит: "Здравствуй! Ты представляешь..." и заканчивает фразу уже своей новостью, случаем, историей. Замечания. Можно в процессе игры изменить задание. Например попросить детей пересказывать одну и ту же новость, историю, случай. Проследите за тем, как изменяется первоначально сообщенная информация (она может становиться более краткой, а может и более пространной).

Упражнение "ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН"

         Играющие сидят так, чтобы каждый мог шепнуть на ухо своему соседу то, что услышит от другого.Ведущий придумывает слово и говорит его на ухо первому участнику, тот передает второму то, что услышал, второй - третьему и так до последнего играющего.
         Затем ведущий подходит к последнему участнику и спрашивает, что он услышал.
         Почти всегда с загаданным словом происходит интересное превращение. Например, слово "красавица" превратилось в "пшик". Но не забудьте предупредить, что нельзя намеренно искажать услышанное и переспрашивать.

Упражнение "ИЩУ ДРУГА"

            Каждый участник группы пишет на чистом листе объявление о поиске друга. При этом ограничений в тексте и четкого алгоритма написания нет. Главное - не подписываться. На это отводится достаточное количество времени, например 8-10 минут. Эти объявления расклеиваются по комнате.
            Затем все участники, прогуливаясь по комнате, читают их, выбирают максимум 3 объявления, на которые они откликнулись бы, и ставят на них галочку или крестик.
            Потом все объявления собираются и подсчитывается количество откликов. Можно обсудить, почему то или иное объявление набрало определенное количество откликов, с чем это связано.
Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы:
         o что вы чувствуете после выполнения этого упражнения?
         o чем вы руководствовались, когда выбирали объявление, на которое откликнулись?
         o сколько времени вам на это понадобилось?
         o сколько объявлений вы выбрали?
         o на чем сделан акцент в вашем объявлении: на описании себя или предъявлении требований к потенциальному другу? почему? о чем это может говорить?
         o сколько человек откликнулись на ваше объявление?
         o сейчас изменили бы вы текст своего объявления?
         Это простое, на первый взгляд, упражнение может дать богатый материал для анализа. Постарайтесь вывести свою группу на обсуж-дение отношений между людьми, на то, что превалирует в их собственных отношениях - предъявление требований и ожиданий чего-то от других или предложение всего того, что есть в них самих. Не говорите им, что правильно, а что нет - правильного поведения не существует, не оценивайте позиции участников в группе. Пусть они дадут друг другу обратную связь - что они чувствуют и думают в ответ на ту или иную позицию, пусть сами определятся с тем, какая позиция для них наиболее приемлема.

Упражнение "ОБЪЯТИЕ"

Цели: Это очень увлекательная игра, которая особенно нравится дотям младшего возраста. Она позволяет детям физически выражать свои положительные чувства, тем самым способствуя развитию в классе групповой сплоченности. Стеснительным детям эта игра помогает более близко общаться с другими. Упражнение вполне годится для "разогрева" класса в начале учебного дня. Проводя его, вы показываете свое стремление видеть перед собой единую сплоченную группу, объединяющую всех учеников класса, независимо от уровня их общительности.
Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Кто из вас еще помнит, что он делал со своими мягкими игрушками, чтобы выразить свое хорошее отношение к ним? Правильно, вы брали их на руки. Я хочу, чтобы вы все хорошо относились друг другу и дружили между собой. Естественно, иногда можно и поспорить друг с другом, ведь когда люди дружны, им проще переносить обиды или разногласия. Я хочу, чтобы вы выразили свои дружеские чувства к остальным ученикам, обнимая их. Быть может, будет такой день, когда кто-нибудь из вас не захочет, чтобы его обнимали. Тогда дайте нам знать, что вы хотите пока просто посмотреть, но не участвовать в игре. Тогда все остальные не будут трогать этого ребенка. Я начну с легкого, совсем маленького объятия и надеюсь, что вы мне поможете превратить это объятие в более крепкое и дружеское. Когда объятие будет доходить до вас, любой из вас может добавить в него энтузиазма и дружелюбия, чтобы мы все сделали наши хорошие взаимоотношения еще более крепкими.
         Проверьте, хочет ли сидящий рядом с вами ребенок участвовать в упражнении. Вы можете определить это по некоторым невербальным признакам. Но иногда вы можете спросить его и открыто: "Хочешь ли ты, чтобы я обняла тебя?" Большинство детей ответит вам: "Да". После этого начинайте первый кон игры, нежно и мягко обняв сидящего рядом с вами ребенка. Он в свою очередь спрашивает своего соседа, хочет ли он принять участие в игре, и если да, то обнимает его. Таким образом, дружеское объятие передается по кругу, пока не вернется к Вам. Мы надеемся,что, дойдя до Вас, оно станет более крепким и будет сделано с большим энтузиазмом.

         Анализ упражнения:
- Понравилась ли тебе эта игра?
- Почему хорошо обнимать других детей?
- Как ты себя чувствуешь, когда другой ребенок тебя обнимает?
- Берут ли тебя дома на руки? Часто ли это бывает?

3. Заключение. Прощание. Подведение итогов. Рефлексия

<-- В   НАЧАЛО.             ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ
И    КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ.
         ДАЛЕЕ -->