Схема проведения остаётся такая же, как и во всех коррекционно-развивающих занятиях.
1. Разминка.
2. Основная часть.
3. Заключение.
№ |
Содержание |
Время |
1 |
Вступление. Настрой на работу. | |
2 |
Упражнение "АКУЛЫ - МАТРОСЫ" | 5 мин. |
3 |
Упражнение "КОПНА - ГОРКА - ТРОПИНКА" | 5 мин. |
4 |
Упражнение "ПЧЁЛЫ И ЗМЕИ" | 5 мин. |
5 |
Упражнение "РЕВУЩИЙ МОТОР" | 5 мин. |
6 |
Упражнение "ПРИВЕТ, ПРИВЕТ" | 5 мин. |
7 |
Упражнение "ВОСТОЧНЫЙ РЫНОК" | 5 мин. |
8 |
Упражнение "УПРЯМАЯ СОРОКОНОЖКА" | 5 мин. |
9 |
Заключение. | 3 мин. |
40 мин. |
Цели: Для этого упражнения Вам понадобится много свободного пространства. В зоне игры не должно находиться никакой мебели с острыми углами и прочих препятствий. С помощью этого упражнения дети могут вступить в честную борьбу и померяться между собой в силе, ловкости и решительности.
Время от времени Вы можете использовать данное упражнение в качестве зажигательной разминки перед занятиями, в которых необходим хороший контакт между детьми. Особенно эта игра эффективна в ситуациях, когда класс ведет себя слишком шумно, когда детям не хватает движения, или когда в группе проявляются признаки скрытой напряженности. Во всех этих случаях игра "Акулы и матросы" помогает установить и закрепить в группе благоприятный психологический климат.
Материалы: Мел или скотч для разметки круга диаметром примерно в 5 метров. Вы можете придать "кораблю" и другую форму, если это позволяет интерьер и площадь класса.
Инструкция: Вы видите перед собой на полу большой круг, начерченный мелом. Представьте себе, что это корабль. В океане вокруг корабля плавают в большом количестве акулы. Эти акулы пытаются затащить матросов в море, а матросы стараются затащить акул на корабль. Когда акулу полностью затаскивают на корабль, она тут же превращается в матроса, а если матроса вытягивают в море полностью, то он превращается в акулу.
Знаете, как вы можете перетягивать друг друга через эту границу? Сейчас я вам расскажу. Хватать друг друга можно только за руки. Кроме того, действует важное правило: один матрос - одна акула. Никто больше не должен вмешиваться. Запомните, что вы сможете тянуть гораздо сильнее, если будете немного сгибать колени. Ведь при этом ваш центр тяжести оказывается ниже, и окружающим становится труднее сдвинуть вас с места.
Все хорошо поняли правила? Теперь нам нужно договориться еще об одном сигнале. Если кто-нибудь из вас испугается, ему будет неприятно или больно он может крикнуть: "Стоп!", тогда вся борьба на время прекращается, но все остаются на своих местах. Когда я крикну "Стоп", происходит то же самое.
А теперь вы можете разделиться на команды. Одна половина детей "забирается на корабль", а вторая становится "акулами, прожорливо рыскающими вокруг судна".
Анализ упражнения:
- Понравилась ли тебе эта игра?
- Кого ты тянул?
- Все ли дети боролись по-честному?
- Какая техника борьбы оказалась самой эффективной?
- Смогла ли одна из команд победить?
Играющие разбиваются на группы по 6-10 человек. Участники каждой группы, взявшись за руки, образуют круг. Игра начинается с легкого бега вправо по кругу.
По сигналу "Тропинка!" играющие должны построиться в цепочку и присесть. Когда ведущий выкрикивает "Копна!", каждая группа делится на две подгруппы, игроки соединяют руки и поднимают их вверх. По сигналу "Горки!" играющие снова строятся в цепочку, но при этом первые встают во весь рост, а следующие за ними приседают, образуя, таким образом, "горку".
Та группа, которая раньше и качественнее других выполнит задание, получает одно очко, после чего игра возобновляется. Выигрывает группа, набравшая большее количество очков.
На основе этого упражнения вы можете очень четко увидеть уровень взаимодействия участников вашей группы друг с другом и проанализировать с ними степень успешности их совместной деятельности.
Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы:
o что вы чувствуете после выполнения этого упражнения?
o удалось ли вам справиться с заданием?
o сколько времени вам на это понадобилось?
o что способствовало выполнению задания?
o что вы сделали для того, чтобы его выполнить?
o какую роль играл каждый участник?
o что мешало вам при выполнении задания?
o как можно было бы выполнить это задание по-другому?
Перед началом игры необходимо разделиться на две примерно равные группы.
Одни будут "пчелами", другие - "змеями".
Каждая группа выбирает себе "короля": "короля пчел" и "короля змей" соответственно. Оба "короля" выходят за дверь.
В это время ведущий прячет два предмета: один из них должен найти "король пчел" - это "мед", другой - "король змей" - это "змеиное яйцо", "пчелы" и "змеи" помогают своим "королям": "пчелы" жужжат: "ж-ж-ж-ж-ж", "змеи" шипят: "ш-ш-ш-ш-ш". Чем ближе "король" подходит к заветному предмету, тем громче ему сообщает об этом группа. Побеждает та группа, чей "король" быстрее нашел предмет. Разговаривать во время игры запрещается!
Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы:
o какая группа наиболее эффективно помогала своему "королю"? как именно?
o как вы взаимодействовали друг с другом?
o как вы чувствовали себя в роли "короля"?
o что было самым трудным в роли?
o "короли" и группы остались довольны друг другом?
Цели: Это оживленная и увлекательная игра, которая создает в классе атмосферу автогонок и высвобождает энергию.
Инструкция: Кто из вас видел настоящие автомобильные шонки? Вы помните, как ревут моторы, когда водители после очередною виража давят на газ? Сейчас мы организуем здесь нечто вроде автогонок по кругу. Представьте себе рев гоночного автомобили "Рррмм". Один из вас начинает, произнося "Рррмм" и быстро поворячиеев аолову налево или направо. Его сосед, в чью сторону он поворнупся, тут же "вступает в гонку" и быстро произносит свое "Рррмм", повернувшись к следующему соседу. Таким образом, "рев мотора" быстро передается по кругу, пока не сделает полный оборот. Кто хотел вы неметь?
Когда "рев мотора" пройдет полный круг, остановите действие и продолжите объяснение игры дальше:
Конечно же, у нашего гоночного автомобиля есть и тормоза. Когда на них нажимают, раздается другой звук- "Иииик".Когда кто-нибудь во время "движения автомобиля" вдруг произносит Иииик, он тем самым останавливает нашу машину и разворачивает её в противоположную сторону. Любой из вас может внезапно остановить автомобиль и заставить его двигаться в противопопожную сторону. Но у каждого есть право только дважды сделать это, чтобы и остальные смогли поучаствовать в игре.
В конце игры Вы можете попросить детей "проехать" круг особенно быстро, и в конце всей "гонки" всем вместе одним единым "Иииик" закончить игру.
Анализ упражнения:
- Понравилась ли тебе эта игра?
- Что тебе понравилось больше - "давить на газ" или "тормозить"?
- Нравятся ли тебе такие быстрые игры или ты предпочитаешь более медленные?
- Чувствуешь ли ты себя сейчас бодрым и активным?
Игра требует скорости и внимания. Если в предыдущей игре ведущему лучше быть за кругом и следить за техникой безопасности, то здесь он может играть со всеми, поскольку она не предполагает опасных моментов.
Играющие стоят в кругу.
Водящий идет по внешней стороне круга и хлопает одного из участников по плечу.
Они разбегаются по внешней стороне круга в разные стороны. Встретившись, они жмут друг другу руки и говорят: "Привет, привет!" (можно называть свои имена) и бегут дальше, стараясь занять свободное место. Участник, который не успел занять место, становится водящим.
Игра направлена на отдых, поэтому не требует серьезных комментариев с нашей стороны, но хочется отметить, что важно следить за тем, чтобы в игровом азарте участники продолжали дружески хлопать по плечу кого-то из круга, а не бить по спине, что, естественно, может вызвать отрицательные эмоции вместо радости от игры.
Цели:
а) помочь участникам лучше узнать друг друга, сократить дистанцию в общении;
б) снизить чувство напряженности благодаря включению в игровую ситуацию "здесь и теперь";
с) обратить внимание участников друг на друга, объединив их соревнованием в партнерских отношениях.
Размер группы: оптимальный - 15-20 человек.
Ресурсы: комната, позволяющая свободное передвижение участников или площадка; лист бумаги, ручка/карандаш на каждого игрока. Карточки приготовить заранее для всех участников.
Время: 10 минут.
Ход упражнения:
- С какими ассоциациями связываете вы словосочетание "восточный базар"?
- Запах еды и пряностей...
- Яркость, буйство красок...
- Бойкая торговля, попытки купить дешевле, продать дороже...
- Замечательно! А вот как описал чувственность и яркую энергетику восточного рынка известный израильский писатель Амос Оз:
...Была невероятная притягательность в этих переливающихся через край и растекающихся вокруг базарах, завораживающих и искушающих так, что перехватывалодыхание и плавилась душа. Коленки дрожали от обилия овощей, фруктов, сыров, сдобренных разными приправами, от острых запахов и кушаний, дерущих горло, потря-сающих, чуждых, чужих, странных, дразнящих, возбуждающих... И эти алчные руки, которые щупают, роются, погружаются в потаенную глубину этих груд из фруктов, зелени, красных перцев, пряных маслин... И изобильная нагота этой мясной плоти, болтающейся на крюках, окровавленной, обнаженной, от которой поднимается пар, лишенной кожи и не знающей стыда... И всё это разнообразие приправ, пряностей, специй, доводящее едва не до обморока, всё это разнузданное и околдовывающее многоцветье горького, острого и соленого. А над всем этим еще и необузданный аромат кофе, проникающий до самых печенок, и запахи, поднимающиеся от всяких стеклянных сосудов, наполненных напитками всех цветов с кусочками льда и дольками лимона. И эти крепкие базарные грузчики, смуглые, взлохмаченные, обнаженные до пояса, мускулы играют под кожей, подрагивая от напряжения, потные тела их лоснятся под солнцем.
Цит. по: Амос Оз. Повесть о любви и тьме. Тель-Авив: Едиот ахронот, 2005. С. 61
Итак, через несколько минут мы попадем с вами на настоящий рынок. Он разный в разных странах, разных культурах. Но всегда и везде это - символ общения, деятельности, активной жизни.
...Каждый получает лист бумаги и карандаш/ручку. Складываем лист пополам по горизонтали и разрываем на две половинки. Их, в свою очередь, опять сгибаем пополам и разрываем. Получившиеся четвертушки тоже складываем и разрываем пополам. Теперь у каждого в руках восьмушки листа. На каждой из восьмушек разборчиво и крупно напишем свои имя и фамилию. Теперь каждую записку несколько раз сложим текстом внутрь, Подготовленные записки со своими именами положите, пожалуйста, в центр комнаты. (Горка записок, тщательно перемешивается тренером.)
Вот теперь, когда все приготовления закончены, мы с вами и отправимся восточный базар. По моему хлопку вы подходите ко мне и берёте одну из записок, на которой написаны имена. Затем в течение 5 минут вам придется уговорами, спорами, путём обмена... найти и вернуть себе - "купить" все восемь записок с вашим именем. Через пять минут рынок закроется, так что советую поспешить. Первые три "покупателя", которым удастся быстрее всех вернуть себе дорогой товар, подойдут ко мне со своими записками. Вопросов нет? Начали!
...Игра начинается. Она сопровождается активнейшим контактом между игроками, криками, смехом и т. д. Тренер поддерживает накал страстей, объявляя, сколько минут осталось до "закрытия рынка". Закрывая "рынок", объявляем имена трех победителей игры.
Подведение итогов
- Что вам понравилось в прошедшей игре, а что - нет?
- Какую тактику вы использовали во время "торга": активный поиск, ожидание встречных предложений, "агрессивный маркетинг", взаимный обмен, попытку обмануть партнера?
- Назовите имена товарищей, которые вам удалось запомнить!
Цели:
а) проверить на опыте эффективность партнерства в условиях коммуникации;
б) пробудить командные эмоции взаимоподдержки, ответственности, сплоченности;
в) практически отработать способы мирного, без насилия, решения актуальных проблем в группе представителей противоположных интересов и задач.
Размер группы: 8-20 участников.
Ресурсы: если тренинг проводится в закрытом помещении, то оно должно быть по-настоящему большим и свободным от мебели; если же упражнение проводится на открытой местности, то размеры площадки могут быть сопоставимы с баскетбольной.
Время: в зависимости от размеров игрового поля и количества игроков, в среднем - 3-7 минут для каждого из двух этапов игры.
Ход упражнения
Все участники собираются в центре игровой площадки, создав круг спинами внутрь, а лицами - наружу круга. Беремся за руки, образуя живое кольцо.
Тренер объясняет правила игры:
- Основное правило, действующее на протяжении всей игры: нельзя расцеплять руки и разрывать круг!
На протяжении первого этапа игры нельзя общаться - разговаривать, обмениваться информацией.
Каждый из игроков определяет для себя любое место в пределах игровой площадки, куда бы он хотел добраться.
По команде тренера каждый должен попытаться как можно скорее достичь намеченного им места и оставаться там не менее трех секунд. После того как все игроки команды побывали на облюбованных местах, можно сообщить тренеру о выполнении группового задания. Чем быстрее команда справится с заданием, тем лучший результат будет зафиксирован в итоге игры.
Завершая объяснение правил, тренер еще раз напоминает о том, что общение между участниками в любой форме категорически запрещено. Кроме того, всякий раз, когда игроки расцепят руки, тренер остановит продвижение группы до полного "восстановления" живого кольца.
3. Заключение. Прощание. Подведение итогов. Рефлексия.