УчМаг - Интернет-магазин УчМаг - Психологам УчМаг - Логопедам УчМаг - Специальным педагогам УчМаг - Социальным педагогам
УчМаг - Электронные продукты УчМаг - Родителям УчМаг - Детский мир УчМаг - Педагогам ДО УчМаг - Переподготовка, курсы, вебинары

ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ.

Тренинг коммуникативных умений
"СРЕДИ ЛЮДЕЙ"

В тренинге коммуникативных умений рассматривается формирование навыков и умений общения с группой сверстников.Учащимся крайне важно научиться жить среди людей, общаться с удовольствием, не избегать, а использовать любую возможность контакта с человеком для того, чтобы понять других.

         Схема проведения остаётся такая же, как и во всех коррекционно-развивающих занятиях.

1. Разминка.
2. Основная часть.
3. Заключение.

Занятие 3. Качества общения "Какой я и какие другие"

ХОД ЗАНЯТИЯ

Содержание
Время
1
Вступление. Настрой на работу.
2 мин.
2
Упражнение "ПРОШЕПЧИ ИМЯ НА УШКО"
3 мин.
3
Упражнение "ИНТЕРВЬЮ"
10 мин.
4
Упражнение "ЧТО ВАЖНО ДЛЯ МЕНЯ"
5 мин.
5
Упражнение "ОТДАМ ТЕБЕ ТО, ЧТО ЕСТЬ У МЕНЯ"
5 мин.
6
Упражнение "ХОРОШИЙ ДРУГ"
5 мин.
7
Упражнение "БИОГРАФИЯ ДРУГА"
5 мин.
8
Упражнение "ВСЕ МЫ ЧЕМ-ТО ПОХОЖИ"
5 мин.
9
Упражнение "НИКТО ИЗ ВАС НЕ ЗНАЕТ, ЧТО Я..."
3 мин.
10
Заключение. Рефлексия
2 мин.
 
45 мин.

1. Вступление. Приветствие. Настрой на работу.

Упражнение "ПРОШЕПЧИ ИМЯ НА УШКО"

Цели: Эта веселая игра помогает детям сблизиться друг с другом.
         Игра кажется детям привлекательной и необычной, поскольку говорить в ней можно только шепотом. Она позволяет "задействовать" даже застенчивых детей, так как в ней можно вести себя тихо и незаметно. При этом дети наслаждаются интимностью отношений "один на один", и им становится легче воспринимать свои и чужие ошибки.
         Когда все уже хорошо знают друг друга и "обыгрывать" имена становится неинтересно, можно использовать и другие варианты игры. Например, можно предложить: "Прошепчите другому на ушко самое прекрасное из того, что вы пережили вчера!", "Прошепчите другому на ушко, что вы делали в эти выходные!", "Прошепчите другому на ушко, чему новому вы научились!" и так далее. Инструкция: Уберите в сторону парты и стулья, чтобы у нас в классе было достаточно свободного места... Начните ходить пo классу... При этом подходите к разным детям и шепчите им на ушко свое имя... (2-3 минуты.) Теперь, пожалуйста, остановитесь... Сейчас, когда вы снова станете бродить по классу, вам нужно будет подходить к разным детям и шептать им на ушко теперь уже не свое, а их имена. Если вы не помните чьего-то имени, то попытайтесь угадать его. Пусть участник правит вас, если вы ошибетесь. (2-3 минуты.)

Анализ упражнения:

- Узнал ли ты, как кого зовут?
- Чье имя тебе было труднее всего запомнить?
- Чье имя тебе нравится больше всего?
- Доволен ли ты своим собственным именем?

Упражнение "ИНТЕРВЬЮ"

Цели: Для того, чтобы у детей установился хороший контакт с учителем, им очень важно знать о нем то, про что они время от времени думают или фантазируют. К таким вопросам относят такие вещи, как:
         - Замужем ли Вы?
         - Есть ли у Вас дети?
         - Как Вы обходитесь со своими детьми?
         - Получали ли Вы когда-нибудь двойки?
         - Проваливали ли Вы когда-нибудь экзамен?
         - Чем Вы гордитесь?
         - Чего Вы боитесь? и т.д.
Эта игра поможет Вам улучшить контакт с детьми. Если Вы посто-янно работаете с одними и теми же детьми, то можете повторить это упражнение несколько раз. Если Вы только начали работать с классом, то игра даст Вам возможность создать в нем атмосферу открытости и честности. Особенно хорошо эта игра работает, когда дети ведут себя чересчур неуверенно или слишком беспокойно.
Инструкция: Я хочу предложить вам сыграть в игру, которая протекает следующим образом... Вы получаете десять минут на то, чтобы побольше узнать обо мне. Каждый из вас может подойти ко мне и задать мне какой-нибудь вопрос. Ну, например: "Вы замужем?" После того, как один ученик задаст свой вопрос, он возвращается не свое место, а я отвечаю. Затем ко мне может подойти следующий и задать свой вопрос. Итак, у вас ровно десять минут, чтобы получше познакомиться со мной. Но я хочу удовлетворить и свою собственную любознательность, и потом я буду задавать вопросы всему классу Я уверена, что после такой игры мы будем больше знать друг о друге, и это поможет нам легче находить общий язык.
Вопросы, которые Вы будете задавать всему классу, могут быть, например, такими:
         - Есть ли в вашей семье, кроме вас, еще и другие дети?
         - Кто из вас самый старший (самый младший) ребенок в семье?
         - У кого из вас самое необычное увлечение, хобби?
         - У кого из вас самый активный темперамент?
         - Кого в классе все слушаются?
         - Кто из вас самый большой фантазер?

Упражнение "ЧТО ВАЖНО ДЛЯ МЕНЯ"

         Эта игра способствует развитию взаимодействия между членами группы и дает каждому ребенку возможность представить себя другим детям. Это очень быстро сплачивает учеников класса друг с другом. Многие дети изумляются, когда видят, сколько одноклассников, оказывается, разделяет их интересы и ценности.
Инструкция: Представьте себе, что вы с родителями надолго уезжаете, чтобы провести каникулы на необитаемом острове. Родители говорят вам, что вы можете взять с собой чемодан и упаковать в него ровно три вещи, самые важные для вас. Что вы выберете? Хорошо подумайте над этим и напишите названия этих вещей не листе бумаги. (5 минут.)
         Теперь встаньте и начните бродить по классу. Держите при этом свой лист бумаги перед собой так, чтобы остальные могли прочитать, что на нем написано.          Пожалуйста, ходите молча и лишь читайте, что написано у остальных. Когда я крикну: "Стоп!", вы можете остановиться рядом с кем-нибудь из детей. Расскажите друг другу, почему вы выбрали именно эти три вещи. А теперь начните расхаживать по классу...
         Дайте детям возможность походить примерно с минуту. Ограничьте время обмена мнениями примерно тридцатью секундами. Затем попросите детей вновь побродить в тишине, читая записи других одноклассников. После примерно восьми сигналов "Стоп!" дети возвращаются на свои места в классе.
         - Какой предмет из тех, что кому-нибудь захотелось взять с собой, был, на твой взгляд, самым необычным?
         - О ком ты узнал что-нибудь новое?

Анализ упражнения:
- Кто-нибудь выбрал то же, что и ты?
- Чьи записи тебя удивили?
- Есть ли на свете такие вещи, которые интересны и ижны большинству из нас?

Упражнение "ОТДАМ ТЕБЕ ТО, ЧТО ЕСТЬ У МЕНЯ"

Цели: С помощью этого небольшого ритуала дети могут создавать в классе дружелюбия. Поскольку в ней они передают друг другу что-то невидимое, это активизирует их любопытство и фантазию. Эта игра хорошо работает в качестве "разогрева" в различных ситуациях.
Инструкция: Разбейтесь на группы. Пусть каждая группа образует свой круг. Один из вас начинает игру словами, например: "Тебе, Клава, отдам то, что есть у меня..." Произнося эти слова, этот ученик делает вид, что держит что-то в руках, подходит к Клаве и передает ей это. Клава, в свою очередь, "принимает подарок" обеими руками. Неважно, что это за подарок. Достаточно, если вы поймете, какого он примерно размера, хрупкий он или крепкий, легкий или тяжелый. После этого Клава должна решить, кому бы она хотела сделать подарок, и "передает" его с теми же словами: "Тебе, Олег, дам то, что есть у меня". Игра заканчивается, когда каждый получит хотя бы один подарок.
         Побуждайте детей с помощью пантомимы показывать свойства подарка, не называя его при этом. Для этого вы можете, например, спросить: "Твой подарок тяжелый или легкий на вес?", "Если он упадет, он укатится или останется лежать на месте?"
Анализ упражнения:
- Какой подарок придумал первый ребенок?
- Ты угадал, что это был за подарок?
- Что тебе понравилось больше - дарить или получать подарки?
- Когда ты в последний раз получал подарок?

Упражнение "ХОРОШИЙ ДРУГ"

Цели: Умение налаживать дружеские взаимоотношения дети приобретают еще в семье, но развивать этот навык в полной мере они могут, только находя друзей за пределами свого дома. Поэтому очень важно способствовать развитию дружбы между детьми в классе. Игра "Хороший друг" вносит свою лепту в эту важную воспитательную задачу.
         По завершении этого упражнения Вы можете дать дополнительное задание: представь себе такого человека, который вообще не хочет иметь друзей, этот человек делает все, чтобы остаться в одиночестве. Знаешь ли ты такого человека? Напиши историю или нарисуй картину о том, кто не хочет иметь близких друзей.
Материалы: Бумага, карандаш, фломастеры - каждому ребенку.
Инструкция: Подумай о своем хорошем друге. Это может быть реальный человек, с которым ты на самом деле дружишь. Если же у тебя такого друга еще нет, то ты можешь его себе просто вообразить. А можешь подумать и том, с кем ты только собираешься подружиться.
         Что ты можешь сказать об этом человеке? Что вы любите делать вместе? Как выглядит этот твой друг? Что тебе больше всего нравится в нем? Что вы делаете для того, чтобы ваша дружба все больше и больше крепла?
         Подумай над этими вопросами. Ответы на них ты можешь записать на бумаге, можешь нарисовать, а можешь сделать и то, и другое. (15 минут.)
         Теперь соберитесь в группы по четыре человека. Если хотите, можете показать друг другу свои рисунки и сочинения. А можете еще и рассказать, о чем вы думали, выполняя это упражнение. Внимательно выслушайте, что скажут вам остальные дети из вашей четверки. (10 минут.)
Анализ упражнения:
         - Как человек находит друга?
         - Почему так важны в жизни хорошие друзья?
         - Есть ли у тебя друг в нашем классе?

Упражнение "БИОГРАФИЯ ДРУГА"

Цели: Дети будут развивать и углублять дружеские отношения с другими людьми, если будут проявлять реальный активный интерес к жизни и делам своих друзей. Сравнивая свой образ жизни и образ жизни других людей, они расширяют представление о жизни и мире, развивают терпимость и широту взглядов.
Эта игра побуждает детей задумываться о жизни своих друзей.
Материалы: Анкета участника игры - каждому ребенку. Набор карточек с именами и/или фамилиями всех учеников класса.

Анкета

Напиши историю жизни (биографию) того человека, который достался тебе по жребию. Разузнай о нем как можно больше. При этом обязательно включи в биографию следующее: - имя и фамилию этого ребенка
- возраст
- день рождения
- адрес
- описание его/ее внешности
- имена членов его/ее семьи
- что он/она любит делать?
- что тебе в нем/ней нравится?
- переезжал ли когда-нибудь этот человек на другое место?
- оба ли его/ее родителя работают, и кем?
- что украшает его/ее жизнь?
- твой собственноручный портрет этого человека

Инструкция: Я хочу предложить вам новую, очень интересную игру. Вам нужно будет написать биографии своих друзей. Знаете ли вы, что такое биография?

         Поговорите с детьми о том, что это такое и, по возможности, расскажите, для примера, чью-нибудь биографию.

         Я приготовила карточки, на которых написаны имена всех учеников нашего класса. Вытяните жребий и проверьте, не досталось ли вам ваше собственное имя, в таком случае вам нужно будет поменяться карточками с кем-то. Вы должны будете составить биографию того человека, чье имя написано на вашей карточке. Для того, чтобы помочь вам в этом, я приготовила анкету, на вопросы которой нужно ответить. Прочитайте все пункты анкеты внимательно.
Сейчас я дам вам 5 минут, чтобы поговорить с тем учеником, про которого вы должны написать, и еще 5 минут, чтобы самому ответить на вопросы, которые зададут вам.
         Попросите вспомнить и рассказать биографии. Затем авторы могут подарить биографии своим партнерам.

Анализ упражнения:
         - Узнал ли ты что-нибудь новое о человеке, которого ты описывал?
         - Что общего между вами, чем вы различаетесь?
         - Понравилась ли тебе твоя биография, написанная кем-то другим?
         - Каковы твои важнейшие жизненные цели на настоящий момент?

Упражнение "ВСЕ МЫ ЧЕМ-ТО ПОХОЖИ"

Цели: В ходе этой игры очень красиво проявляется как своеобразие каждого ребенка, так и общие черты, объединяющие его с другими. Каждого успокаивает мысль о том, что в чем-то он не одинок. Относительный недостаток времени обеспечивает некоторую поверхностность общения, что облегчает участие в игре стеснительных детей.
         Эта игра вовлекает детей в интенсивный процесс обмена информацией о себе. Покажите им, что Вы искренне заинтересованы в этом, разместив в классе получившиеся в результате игры списки, и возвращаясь время от времени к тому общему, что дети обнаружили у себя и других. Материалы: Бумага и карандаш - каждому ребенку.
Инструкция: Разбейтесь, пожалуйста, на четверки или пятерки. Пусть каждая группа сядет и составит список того, что объединяет ее членов. В этом списке можно написать, например: "У каждого из нас есть сестра...", "У каждого из нас есть мягкая игрушка...", "Любимый цвет каждого из нас - синий...", "У каждого из нас мама ходит на работу...", "Мы все очень любим макароны...", "Мы все не выносим, когда кто-нибудь ябедничает", "В каникулы мы все любим ездить на море..." и так далее. У вас есть пятнадцать минут. Победит та команда, которая найдет и запишет наибольшее количество общих черт.

Анализ упражнения:
         - Узнал ли ты что-нибудь интересное о ком-нибудь из других детей?
         - Есть ли что-нибудь такое, что объединяет всех детей в классе?
         - Есть ли что-нибудь такое, что отличает тебя от всех детей в классе?
         - Как вы работали в своей команде?
         - Нравится ли тебе быть похожим на других или ты предпочитаешь от всех отличаться?
         - Какими должны быть твои друзья?

Упражнение "НИКТО ИЗ ВАС НЕ ЗНАЕТ, ЧТО Я..."

         Участники сидят в кругу и бросают друг другу мячик. Тот, у кого мячик, завершает фразу: "Никто из вас не знает, что я..." Ведущий контролирует процесс таким образом, чтобы мячик побывал у всех участников.
         С помощью этого упражнения вы можете выявить скрытые ресурсы участников вашей группы, кроме того, повысить уровень уважения, привязанностей, доверия участников группы друг к другу, что поможет вам сделать работу вашей группы еще более эффективной.

<-- В НАЧАЛО.  ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ.   ДАЛЕЕ -->