УчМаг - Интернет-магазин УчМаг - Психологам УчМаг - Логопедам УчМаг - Специальным педагогам УчМаг - Социальным педагогам
УчМаг - Электронные продукты УчМаг - Родителям УчМаг - Детский мир УчМаг - Педагогам ДО УчМаг - Переподготовка, курсы, вебинары

ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ.

Тренинг коммуникативных умений
"СРЕДИ ЛЮДЕЙ"

 В тренинге коммуникативных умений рассматривается формирование навыков и умений общения с группой сверстников.Учащимся крайне важно научиться жить среди людей, общаться с удовольствием, не избегать, а использовать любую возможность контакта с человеком для того, чтобы понять других.

         Схема проведения остаётся такая же, как и во всех коррекционно-развивающих занятиях.

1. Разминка.
2. Основная часть.
3. Заключение.

Занятие 4. Принципы хорошего слушания "Я СЛУШАЮ!"

ХОД ЗАНЯТИЯ

Содержание
Время
1
Вступление. Настрой на работу.
2 мин.
3
Упражнение "Вертушка"
3 мин.
2
Упражнение "Три беседы"
10 мин.
4
Упражнение "Резервуар"
5 мин.
5
Упражнение "Холодный психотерапевт"
5 мин.
7
Упражнение "Мои родители"
5 мин.
8
Упражнение "Экзамен"
5 мин.
6
Упражнение "Правила хорошего слушания "
5 мин.
7
Упражнение "Испорченный телефон"
3 мин.
8
Упражнение "Фигура"
5 мин.
9
Заключение. Рефлексия
2 мин.
 
50 мин.

1. Вступление. Приветствие. Настрой на работу.

Упражнение "ВЕРТУШКА".

Цель упражнения - показать на собственном примере и примере учеников трудности слушания как вида речевой деятельности
Игровой этап. Преподаватель просит пятерых учеников (наиболее близко сидящих к двери) выйти на несколько минут из класса, а сам без всякой установки на слушание читает текст: "Ученик Юрий перешёл в новую школу, так как они вместе с родителями переехали в новый дом. Он хотел, чтобы в новой школе у него было много новых друзей. Мама говорила, что надо быть доброжелательным и хорошо учиться, чтобы одноклассники с ним подружились". По цепочке приглашаются ученики, вышедшие из класса, и учитель предлагает сначала кому-либо из присутствующих, а потом по очереди входящим передать услышанную информацию, учитывая, что каждый новый входящий с этой информацией не знаком.

Упражнение "ТРИ БЕСЕДЫ".

Группа разбивается на "тройки".
Инструкция: "Во время выполнения упражнения два человека беседуют, третий выступает в роли "контролера". Будут проведены три беседы: каждый поговорит с каждым и каждый по очереди выступит в роли контролера. Один разговор рассчитан минут на 8-10. Я буду следить за временем и скажу вам, когда надо поменяться ролями. Беседуя в паре, соблюдайте следующее правило: прежде чем высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу, надо повторить то, что сказал собеседник.
Повторение может начинаться словами: "Ты думаешь...", "Ты говоришь...". Контролер следит за соблюдением этого правила и имеет право вмешаться в разговор, когда беседующие забывают его выполнять".
Тема для беседы предлагается тренером и зависит от состава группы. Например, в группе учащихся можно предложить такую тему: "Выбрать три наиболее важных качества, которыми должен обладать настоящий друг".
После завершения упражнения целесообразно обсудить в группе такой вопрос: "Как влияло на беседу повторение слов собеседника?" Как правило, в процессе обсуждения высказываются такие идеи:
- это позволяло проверить, правильно ли я понял собеседника;
- давало возможность не отклоняться от темы обсуждения, держаться в "русле" проблемы, говорить об одном и том же;
- в процессе повторения происходило осмысление слов собеседника;
- давало возможность лучше запомнить то, что сказал собеседник;
- улучшало эмоциональный контакт (приятно убедиться, что тебя услышали, поняли);
- слушая свои слова в изложении другого, начинаешь лучше понимать себя, замечать новые аспекты обсуждаемой проблемы и т. д.

Упражнение "РЕЗЕРВУАР"

Цель игры - совершенствование нерефлексивного слушания.
            В беседе с учителем, родителями, старшей сестрой или братом, другом или подругой, любым человеком, находящимся в состоянии возбуждения или обиды на вас, сыграйте роль "пустой формы", "резервуара", в которые ваш собеседник "вливает", "закладывает" свои слова, мысли, чувства, эмоции. Постарайтесь достигнуть внутреннего состояния "резервуара": вы форма, вы не реагируете на внешние воздействия, а только принимаете их в своё внутреннее пространство. Отбросьте свои личные оценки, - вас как бы нет в реальности, есть только пустая форма!
         Это трудно. Но проиграйте это 2-3 раза, и у вас будет легко получаться. Затем, когда вы будете уверены, что сформировали внутреннее состояние "резервуара", вступайте в разговор с самым конфликтным человеком и постарайтесь беспристрастно и нетенденциозно отнестись к своему собеседнику. Используйте умения, приобретённые вами в предыдущем упражнении.

Упражнение "ХОЛОДНЫЙ ПСИТХОТЕРАПЕВТ"

Цель игры - совершенствование нерефлексивного слушания.
Все ученики разбиваются на пары: задача одного из пары - рассказать о чём-либо, всеми силами стараясь "достать до души", второй должен слушать, сохраняя душевное безразличие (на определённом отрезке времени выражать внимание, на другом - не выражать внимания).
Рефлексия:
         o Кто из рассказчиков доволен собой?
         o Кто из слушателей доволен собой?
         o Рассказчики, оцените внимание своих слушателей.
         o Кто из рассказчиков думает, что его слушатель был искренним?
         o Кто чувствовал отзывчивую душу?

Упражнение "МОИ РОДИТЕЛИ"

Цель игры - совершенствование рефлексивного слушания.
Все ученики разделяются на пары: один из пары рассказывает о своих родителях (7 минут), второй должен пересказать.
Рефлексия:
         o У кого информация носила поверхностный характер? У кого была глубина в рассказе? Кто разобрался в своих проблемах - рассказывая или слушая?
         o Что было в душе говорящего? слушающего? Как это выражалось внешне (мимика, поза, дыхание, жесты)? Что помогало? мешало?

Упражнение "ЭКЗАМЕН"

Цель игры - дать понятие о видах активного слушания: парафразе, редакции и вербализации.
Ученики разбиваются на пары и проверяют друг у друга домашнее задание по одному из учебных предметов: по очереди задают вопросы, каждый отвечает в трёх вариантах: в форме парафраза, редакции и вербализации (см. Словарь терминов).
Образец парафраза:
         - Что называется суффиксом?
         - Ты хочешь знать, что называется суффиксом?
         - Да.
   -       Суффиксом называется значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
         - Как я понял, суффикс - значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. А разве суффикс не служит для образования форм слов? и т.д.
Образец редакции.
         - Как пишется слово "бесписьменный"?
         - Тебя интересует написание приставки или суффикса в этом слове?
Образец вербализации.
         - Как пишется слово "апелляция"?
         - Ты знаешь значение этого слова?
         - Да, я знаю значение этого слова.
         - Ты раньше писал это слово?
         - Писал, но помню, что сделал ошибку. Не помню, какую?

Упражнение "ПРАВИЛА ХОРОШЕГО СЛУШАНИЯ"

Участники остаются на своих местах.
Инструкция: "Сейчас мы будем выполнять упражнение, в ходе которого нам понадобятся правила хорошего слушания. Прослушайте их, пожалуйста (можно раздать участникам группы карточки с напечатанными правилами)".
Правила хорошего слушания:
         1. Полностью сконцентрируй свое внимание на собеседнике. Обращай внимание не только на слова, но и на позу, мимику, жестикуляцию.
         2. Проверяй, правильно ли ты понял слова собеседника.
         3. Не давай советов.
         4. Не давай оценок.

Упражнение мы будем выполнять в парах.
"Распределите между собой роли: один из вас будет "говорящим", другой - "слушающим".
Задание будет состоять из нескольких шагов (этапов). Каждый шаг (этап) рассчитан на определенное время, но вам не надо следить за временем. Я каждый раз буду говорить, что надо делать и когда надо завершить выполнение задания. Сначала правилами хорошего слушания руководствуется "слушающий". "Говорящий" может пока отложить их в сторону.
         Итак, "говорящий" в течение пяти минут рассказывает "слушающему" о своих трудностях, проблемах в общении. Особое внимание при этом он обращает на те свои качества, которые порождают эти трудности. "Слушающий" соблюдает правила хорошего слушания и тем самым помогает "говорящему" рассказывать о себе". Через 5 минут тренер останавливает беседу.
         "Сейчас у "говорящего" будет одна минута, в течение которой ему надо будет сказать "слушающему", что в поведении последнего помогало ему открыто высказываться, рассказывать о себе, а что затрудняло этот рассказ. Отнеситесь, пожалуйста, к этому заданию очень серьезно, потому что именно от вас ваш собеседник может узнать, что в его поведении побуждает других людей высказываться открыто, говорить о себе, а что затрудняет такой рассказ, а знать это каждому очень важно".
После того как I минута прошла, тренер дает следующее задание.
         "Теперь "говорящий" в течение пяти минут будет рассказывать "слушающему" о том, что ему помогает устанавливать контакты, строить взаимоотношения с людьми. "Слушающий", не забывая соблюдать правила хорошего слушания, должен учесть ту информацию, которую он получил от "говорящего" в течение предыдущей минуты".
Через 5 минут тренер останавливает беседу и предлагает перейти к следующему шагу.
         "Слушающий" за пять минут должен повторить "говорящему", что он понял из двух его рассказов о себе, т. е. о трудностях, и проблемах в общении. На протяжении этих пяти минут "говорящий" все время молчит и только движением головы показывает, согласен он или нет с тем, что говорит "слушающий". Если он делает отрицательное движение головой в знак того, что неправильно поняли, то "слушающий" должен поправляться до тех пор, пока не получит подтверждения правильности своих слов. После того как "слушающий" скажет все, что он запомнил из двух рассказов "говорящего", последний может сказать, что было пропущено, что искажено".
         Во второй части упражнения участники пары меняются ролями: тот, кто был "слушающим", становится "говорящим", и наоборот. Все четыре шага упражнения повторяются, при этом тренер каждый раз сам дает задание на следующий шаг.
         В ходе обсуждения упражнения можно задать группе такие вопросы: "Как вам удавалось выполнять предложенные правила, какие правила было легче выполнять, какие - сложнее?", "О чем вам было легче говорить - о своих трудностях и проблемах в общении или о сильных сторонах?", "Какое впечатление произвела на вас та часть упражнения, когда вы были "говорящим"; какое влияние на вас оказывали различные действия "слушающего", как они вами воспринимались?" и т. д.
         Данное упражнение в зависимости от того, как будет организовано его обсуждение, может дать очень разноплановые результаты. Наиболее простой путь - рефлексия процесса слушания, в результате чего формируется умение слушать другого, осознаются такие барьеры слушания, как оценивание, желание дать совет, рассказать что-то из своего опыта и т. д. Более сложный путь - анализ возникающих в ходе работы чувств, в частности, таких, которые сопровождали рассказ о трудностях и проблемах в общении и рассказ о сильных сторонах.

Упражнение "ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН"

         Играющие сидят так, чтобы каждый мог шепнуть на ухо своему соседу то, что услышит от другого. Ведущий придумывает слово и говорит его на ухо первому участнику, тот передает второму то, что услышал, второй - третьему и так до последнего играющего. Затем ведущий подходит к последнему участнику и спрашивает, что он услышал.
         Почти всегда с загаданным словом происходит интересное превращение. Например, слово "красавица" превратилось в "пшик". Но не забудьте предупредить, что нельзя намеренно искажать услышанное и переспрашивать.

Упражнение "ФИГУРА"

         Все встают в тесный круг, прижавшись друг к другу плечами. Задача: с закрытыми глазами перестроиться в квадрат. Ведущий стоит в центре и следит, чтобы глаза были закрыты.
         Интересно, как игроки будут переговариваться. Эта игра хороша и для диагностики социально-ролевых позиций, распределения ролей в группе, лидерства. В хорошо "разогретой" и сработавшейся группе задачу можно усложнить и выключить из процесса не зрение, а голос, т. е. устранить возможность переговариваться. Можно провести такую игру и в начале работы и в конце, чтобы посмотреть, произошли ли какие-либо изменения в стиле взаимодействия группы. Можно также строить и другие геометрические фигуры, разные по степени сложности их построения: круг, треугольник, ромб, параллелепипед и т. д.


<-- В   НАЧАЛО.             ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ.          ДАЛЕЕ -->