Схема проведения остаётся такая же, как и во всех коррекционно-развивающих занятиях.
1. Разминка.
2. Основная часть.
3. Заключение.
№ |
Содержание |
Время |
1 |
Вступление. Настрой на работу. | |
2 |
Упражнение "Разыгрывание ситуаций" | 10 мин. |
3 |
Упражнение "Встреча сказочных героев". | 10 мин. |
4 |
Упражнение "Сказка наоборот" | 10 мин. |
5 |
Упражнение "Благородный поступок" | 10 мин. |
6 |
Заключение. Рефлексия | 3 мин. |
45 мин. |
1. Вступление. Приветствие. Настрой на работу.
Учащимся предлагается разыграть ситуации и проанализировать их:
Ты вышел во двор и увидел, что там дерутся два незнакомых мальчика. Разними их.
Тебе очень хочется поиграть такой же игрушкой, как у одного из ребят из вашей группы. Попроси себе.
Ты очень обидел своего друга. Попробуй помириться с ним.
Ты нашел на улице слабого, замерзшего котенка - пожалей его.
Два мальчика поссорились - помири их.
Твой друг обиделся на тебя, извинись перед ним и попробуй помириться.
Анализ упражнения. Что ты делал? Какое чувство у тебя было?
Взрослый подбирает каждому ребенку сказочный персонаж, который обладает противоположными личностными особенностями. Например, конфликтному ребенку дается роль персонажа, который со всеми дружит, всем помогает (Золушка, Мальчик с пальчик), ребенку с низкой самооценкой дается роль героя, которым все восхищаются (например, Илья Муромец), активному ребенку с двигательной расторможенностью роль, предусматривающую ограничения активности (стеклянный человечек, стойкий оловянный солдатик) и т. п. Сказочные герои могут быть вымышленными.
Дети садятся в круг и открывают встречу сказочных героев. Тему для разговора дети могут выбрать сами. Они придумывают сказку для своих героев и разыгрывают ее. После игры проходит обсуждение. Примерные вопросы:
- Опишите свои ощущения в новой роли.
- Что мешало сохранять определенный стиль поведения?
- Сможете ли вы в реальной жизни вести себя так, как ваш герой?
- Каковы сильные и слабые стороны каждого героя?
Эта игра хорошо подходит для коррекции негативных поведенческих реакций, формирования нового опыта взаимоотношений друг с другом в процессе игры.
Известная детям сказка разыгрывается в двух частях:
1-я часть - с привычными образами сказочных героев;
2-я часть - черты характера сказочных героев меняются на противоположные.
Каждый ребенок играет одного и того же персонажа и в первой, и во второй части игры.
После игры проходит обсуждение. Примерные вопросы для беседы:
- Кого легче играть (доброго или злого, хитрого или честного)?
- Как в жизни люди относятся к разным характерам?
- Трудно ли переключаться с одного характера на другой?
- Бывают ли в жизни такие ситуации?
Эта игра направлена на расширение понятия о разных стилях поведения и осознание наиболее оптимального.
Для того чтобы жить в мире и согласии с окружающими, приходится иногда чем-то жертвовать. Например, вместо долгожданного визита к другу необходимо идти по заданию мамы в магазин. Вспомните, ради кого вам пришлось отказаться от собственного удовольствия. Ваш самый близкий родственник или очень хороший друг, а может быть, это был совсем незнакомый человек?
Теперь подумайте о том, при каких обстоятельствах вы совершили этот поступок. Была ли это ваша инициатива, вам очень хотелось поступить именно так по отношению к этому человеку? Или он сам попросил, приказал? Вспомните обстоятельства.
Рекомендации ведущему.Этюд лучше проводить в кругу. Во время выступления очередного участника остальные внимательно слушают и помогают ему высказываться (задают вопросы). В случаен отказа участника от выступления надо попросить его выступить после выступления остальных участников.