В тренинге коммуникативных умений рассматривается формирование навыков и умений общения с группой сверстников.Учащимся крайне важно научиться жить среди людей, общаться с удовольствием, не избегать, а использовать любую возможность контакта с человеком для того, чтобы понять других.
Схема проведения остаётся такая же, как и во всех коррекционно-развивающих занятиях.
1. Разминка.
2. Основная часть.
3. Заключение.
№ |
Содержание |
Время |
1 |
Вступление. Настрой на работу. | |
3 |
Упражнение "Рычи, лев, рычи, стучи, поезд, стучи" | 5 мин. |
2 |
Упражнение "Ролевая гимнастика" | 10 мин. |
4 |
Упражнение "Взаимоотношения" | 10 мин. |
5 |
Упражнение "Розовый куст" | 10 мин. |
7 |
Упражнение "Поза покоя" | 5 мин. |
8 |
Заключение. Рефлексия | 3 мин. |
45 мин. |
1. Вступление. Приветствие. Настрой на работу.
"Все мы превращаемся в стадо львов, большую львиную семью. Эта семья живет в джунглях и охотится за мелкими животными. Звери боятся львов, которые громко рычат. Давайте порычим, как настоящие львы! Как только я скажу: "Рычи, лев, рычи!" - раздастся самое громкое рычание, такое, чтобы все окружающие испугались львов. А кто может рычать еще громче? Давайте еще раз попробуем изобразить самый громогласный рев. Итак: "Рычи, лев, рычи!
А теперь мы превратились в поезд. Давайте построимся в шеренгу, в затылок друг другу, и положим свои руки на плечи стоящим впереди. Поезд поехал. Пыхтим и свистим, как настоящий паровоз и двигаемся по комнате! А теперь самый первый из вас пусть встанет в конец "состава". У нас появился новый паровоз. Он стучит еще громче, чем раньше!"
Игра продолжается до тех пор, пока каждый участик группы побывает в роли "паровоза".
а) Рассказать известное стихотворение следующим образом:
- шепотом;
- с пулеметной скоростью;
- со скоростью улитки;
- как робот;
- как иностранец.
б) Походить как:
- младенец;
- глубокий старик;
- лев.
в) Улыбнуться как:
- кот на солнышке;
- само солнышко.
г) Посидеть как:
- пчела на цветке;
- наездник на лошади;
- Карабас-Барабас.
д) Попрыгать как:
- кузнечик;
- козлик;
- кенгуру.
е) Нахмуриться как:
- осенняя туча;
- рассерженная мама;
- разъяренный лев.
Эта игра направлена на снятие напряжения, эмоциональное оживление, она способствует расширению поведенческого репертуара ребенка.
Игра построена на обсуждении стихотворения Л. Кузьмина "Дом с колокольчиком".
Стоит небольшой старинный
Дом над зеленым бугром.
-У входа висит колокольчик,
Украшенный серебром.
И если ты ласково, тихо
В него позвонишь,
То поверь,
Что в доме проснется старушка,
Седая-седая старушка,
И сразу откроет дверь.
Старушка приветливо скажет:
- Входи, не стесняйся, дружок.
На стол самовар поставит,
В печи испечет пирожок.
И будет с тобою вместе
Чаек распивать дотемна.
И старую добрую сказку
Расскажет тебе она.
Но если,
Но если, но если
Ты в этот уютный дом
Начнешь кулаком стучаться,
Поднимешь трезвон и гром,
То выйдет к тебе не старушка,
А выйдет Баба-Яга,
И не слыхать тебе сказки,
И не видать пирога.
После обсуждения возможно проигрывание ситуаций с нахождение путей выхода из них.
Детям предлагается закрыть глаза, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов и представить, что все они превращаются в красивые цветочные кусты, а вся группа (класс) становится похожа на цветущий розовый сад. Каждый ребенок может превратиться в любой куст, в тот, который ему больше всего нравится.
После превращения группа обсуждает, в какой куст превратился каждый ребенок.
Этот куст маленький или большой?
Сильный или слабый?
Есть ли на этом кусте цветы, если есть, то какие? Какого они цвета? Их много или мало? Это распустившиеся цветы или просто бутоны?
Есть ли на кусте листья? Как они выглядят?
Как выглядят побеги и ветви?
Есть ли у этого куста корни? Какие они: прямые или длинные и изогнутые? Как глубоко они проникают в землю?
Есть ли на кусте шипы?
Где растет этот куст: во дворе, в парке, в пустыне, а может быть, на Луне или на другой планете?
Он стоит в горшке или растет на земле, а может быть, пробивается сквозь бетон или асфальт?
Что находится вокруг куста? Есть ли вокруг него деревья, животные, птицы или люди?
Кто ухаживает за кустом?
Есть ли вокруг него ограда, а может быть, камни или скалы?
Это упражнение не только помогает детям успокоиться и отвлечься от негативных эмоций, но и стимулирует их воображение, предлагает различные варианты и возможности для формирования образа.
Ребенок садится ближе к краю стула, опирается на его спинку. Руки свободно лежат на коленях, ноги слегка расставлены.
Голова опущена на грудь, глаза закрыты. Формула общего покоя произносится медленно, тихим голосом, с длительными паузами:
Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать,
Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая - очень легкая, простая:
Замедляются движенья, исчезает напряженье...
И становится понятно - расслабление приятно!