УчМаг - Интернет-магазин УчМаг - Психологам УчМаг - Логопедам УчМаг - Специальным педагогам УчМаг - Социальным педагогам
УчМаг - Электронные продукты УчМаг - Родителям УчМаг - Детский мир УчМаг - Педагогам ДО УчМаг - Переподготовка, курсы, вебинары

ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ.

Тренинг коммуникативных умений
"СРЕДИ ЛЮДЕЙ"

 В тренинге коммуникативных умений рассматривается формирование навыков и умений общения с группой сверстников.Учащимся крайне важно научиться жить среди людей, общаться с удовольствием, не избегать, а использовать любую возможность контакта с человеком для того, чтобы понять других.

         Схема проведения остаётся такая же, как и во всех коррекционно-развивающих занятиях.

1. Разминка.
2. Основная часть.
3. Заключение.

Занятие 7. "ОБУЧЕНИЕ ВЛАДЕНИЮ СОБОЙ".
Часть 2.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Содержание
Время
1
Вступление. Настрой на работу.
2 мин.
3
Упражнение "Морские волны"
5 мин.
2
Упражнение "Чемодан"
10 мин.
4
Упражнение "Дыши и думай красиво"
5 мин.
5
Упражнение "Замри!"
5 мин.
7
Упражнение "Волшебное слово"
10 мин.
8
Заключение. Рефлексия
3 мин.
 
40 мин.

1. Вступление. Приветствие. Настрой на работу.

"МОРСКИЕ ВОЛНЫ"
(АВТОРЫ Е. К. ЛЮТОВА, Г. Б. МОНИНА)

            Группа детей превращается в морскую пучину, которая в зависимости от погоды может быть спокойной или штормовой. Если взрослый дает команду "Штиль!" - все дети в классе "замирают". Когда раздается команда "Волны!" - дети по очереди, с интервалом в 2-3 секунды встают за своими партами. Сначала поднимаются ученики, сидящие за первыми партами, потом за вторыми и т. д. Как только очередь доходит до обитателей последних парт, они встают и все вместе хлопают в ладоши, затем дети, вставшие первыми, по очереди садятся. По сигналу "Шторм!" - характер и последовательность действий повторяются, их темп убыстряется: дети уже не ждут 2-3 секунды, а встают сразу друг за другом. Игра заканчивается командой "Штиль!"

Упражнение "ЧЕМОДАН"

            Один выходит из комнаты, а остальные начинают "собирать ему в дальнюю дорогу чемодан" (ведь действительно скоро расставание, и нужно помочь человеку в его дальнейшей жизни). В этот "чемодан" складывается то, что, по мнению группы, поможет ему в общении с людьми, т.е. те положительные качества, которые коллектив особенно ценит в нем.
            Обязательно "отъезжающему" напомнить о том, что будет мешать ему в дороге, т.е. обратить внимание на его отрицательные качества, с которыми необходимо поработать, чтобы жизнь стала более приятной и продуктивной. Для проведения этой большой и сложной работы нам необходимо выбрать секретаря, который на листе бумаги будет записывать для каждого участника (вышедшего из комнаты) все названные положительные и отрицательные качества.
            Мнение того или иного члена группы должно быть поддержано большинством. Только после прямого голосования оно вписывается секретарем в лист участника. При наличии возражений, сомнений лучше воздержаться от записи, но, если кто-то настаивает, можно записать такое качество, обязательно указав автора особого мнения. Для хорошего "чемодана" нужно не менее 5-7 характеристик, как положительных, так и отрицательных. Затем выходившему из комнаты зачитывается и передается полученный список. У него есть право задать любой вопрос, если не совсем понятно то, что записал секретарь. Выходит следующий участник (по мере психологической готовности), и вся процедура повторяется. И так до тех пор, пока каждый не получит свой "чемодан".

Упражнение "ДЫШИ И ДУМАЙ КРАСИВО"

ИНСТРУКЦИЯ: Когда вы волнуетесь, попробуйте красиво и спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко вдохни:          - Мысленно скажи: "Я - лев" - выдохни и вдохни;
         - скажи: "Я - птица" - выдохни и вдохни;
         - скажи: "Я - камень" - выдохни и вдохни;
         - скажи: "Я - цветок" - выдохни и вдохни;
         - скажи: "Я - спокоен" - выдохни. Вы действительно успокоишься.

Упражнение "ЗАМРИ!"

Игнрающие стоят в любом порядке. Выбирается водящий, который даёт команды: Замри! Отомри!
- Замри! Посмотри глазами вокруг, что делают другие, мысленно подумай о чём-нибудь хорошем, добром. - Отомри! Расскажи о чём ты подумал. Водящий подходит к игроку и спрашивает: "О чём ты подумал?" Игрок говорит.

Упражнение "ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО"

            Одним из основных коммуникативных умений, которыми должен владеть общительный человек, является умение говорить волшебные слова. В самом начале разговора нужно расположить собеседника к себе, сказать несколько слов, которые помогли бы вам установить доброжелательные отношения.
            Давайте вспомним некоторые волшебные слова и выражения: "пожалуйста", "спасибо", "будьте любезны", "благодарю вас", "извините меня" и т.п. Какие еще волшебные слова вы знаете? Прошу высказываться. При этом желательно обосновать, в каком случае то или иное слово будет уместным и даст нужный эффект. А теперь в ходе взаимных приветствий и контактов постарайтесь употреблять их, каждый раз сознательно отмечая свои собственные ощущения и реакцию партнера.
            Свободно передвигаясь по комнате, вы должны приветствовать друг друга, используя те волшебные слова, которые вспомнили во время общего обсуждения. Время на приветствия - 4 минуты. Желательно подойти к возможно большему числу участников. Рекомендации ведущему. Участников необходимо настроить на серьезный лад, так как многим кажется, что это слишком простое задание. При проведении этюда целесообразно периодически останавливать работу для фиксации впечатлений формирования новой установки. В дальнейшем следует постоянно обращать внимание группы на необходимость пользоваться волшебными словами в процессе общения.


<-- В   НАЧАЛО.    ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ
И КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ.
   ДАЛЕЕ -->