В тренинге коммуникативных умений рассматривается формирование навыков и умений общения с группой сверстников.Учащимся крайне важно научиться жить среди людей, общаться с удовольствием, не избегать, а использовать любую возможность контакта с человеком для того, чтобы понять других.
Схема проведения остаётся такая же, как и во всех коррекционно-развивающих занятиях.
1. Разминка.
2. Основная часть.
3. Заключение.
№ |
Содержание |
Время |
1 |
Вступление. Настрой на работу. | 2 мин. |
2 |
Упражнение "Голосуйте за меня" | 10 мин. |
3 |
Упражнение "Козлятушки - ребятушки" | 10 мин. |
4 |
Упражнение "Отдать приказ" | 10 мин. |
8 |
Заключение. Рефлексия | 3 мин. |
35 мин. |
Каждый участник должен подойти к возможно большему числу членов группы и задать один и тот же вопрос: "Tы проголосуешь за меня?!" Тема для голосования должна быть актуальной для группы.
Тот, к кому обратились, может и не отвечать, ведь ему тоже нужно собрать как можно больше подписей. Но если он решается ответить на этот вопрос "Дa!" или "Heт!", то принимает решение в соответствии со своими представлениями об этом человеке.
Вместе с ответом необходимо поставить подпись в бланке.
Имя опрашиваемого |
Результат голосования |
Подпись опрашиваемого |
Игра требует организации особого пространства, чтобы игровая ситуация была максимально реалистичной и серьезной. Основной акцент игры делается не на сюжете и театрализации, а на том, как действуют участники. Ведущий должен дать установку участникам отслеживать действия других, чтобы после дать полезную обратную связь.
Ведущий напоминает участникам группы старую сказку про волка и семерых козлят. Представьте себе, говорит ведущий, что мама-коза ушла. Козлята сидят дома. Кто-то стучится в дверь и утверждает, что он не волк, а мама-коза, папа-козел, дедушка, тетя или иной родственник несчастных козлят. Задача козлят, которые в нашем случае оказываются в роли своеобразных судей, проявить проницательность и в диалоге с претендентом на попадание к ним в дом понять, действительно ли этот неизвестный является тем, за кого себя выдает, или это "волк в овечьей шкуре". Иначе говоря, из нескольких претендентов козлята должны выбрать тех, кто на самом деле получил роль мамы-козы, папы, брата, дяди-козла и прочих некровожадных родственников.
Распределение ролей. Группа разделяется на две части. Одни играют роль козлят-экспертов, другие - претендентов, пробующих убедить экспертов в своей благонадежности. При этом часть претендентов имеют скрытые задания не забывать о том, что они волки и прочие опасные для козлят персонажи. Однако эти задания претендентам надо от козлят скрывать. Задача у любого претендента одна - убедить козлятушек довериться им и пустить в дом. Претенденты могут сами выбирать себе скрытые роли. Обязательным является, чтобы каждый претендент сообщил остальным своим коллегам об избранном им образе. Такое публичное заявление делает скрытую роль более влияющей на ее исполнителя.
Исполнители ролей козлятушек также совещаются между собой, стремясь выработать способ принятия решений в предстоящей Игре. Во время этого обсуждения у козлятушек нередко появляются различные планы "выведения на чистую воду" конкретных претендентов.
Козлятушки располагаются полукругом, в центр которого выходят претенденты. Претенденту, для того чтобы убедить козлят в своей благонадежности, предоставляется фиксированное время. Можно установить одно общее для всех претендентов время, например 1-2 минуты. Можно перед началом очередной попытки спрашивать претендента о том, сколько времени ему потребуется для убеждающего воздействия на козлятушек.
Претендент может говорить и делать все, что угодно. Козлята также могут разговаривать с ним и между собой на любые темы. Придерживаться сказочного сюжета и ссылаться лишь на "принесенное молоко" совсем необязательно. Можно использовать любые житейские ситуации, актуальные для участников данной конкретной группы. По истечении заданного времени козлятушки решают, пускать претендента в дом или нет. В любом случае претендент не раскрывает свою скрытую роль до окончания всего игрового тура, т. е. до того момента, пока последний из претендентов не завершит свою попытку.
Игру можно проводить, используя реальную дверь, за которую уходят все претенденты, а можно играть и с воображаемой дверью. В большинстве случаев для взрослой аудитории игра с воображаемой дверью более эмоционально насыщенной.
Второй тур игры проводится после обсуждения и обмена ролями. Материалом служат вопросы:
К проигравшим:
Почему вы не добились успеха?
К успешным:
Почему удалось победить?
К козлятам: что повлияло на выбор?
Инструкция: Знаете ли вы таких детей, которые любят раздавать всем приказы и ведут себя, как большие начальники? Не называя никаких имен, расскажите, как ведут себя такие дети, когда пытаются навязать другим свою волю? А знаете ли вы таких детей, которые позволяют делать с собой все, что угодно - толкать, дразнить, издеваться - и не находят в себе мужества прекратить все это и сказать: "Нет! Я этого не хочу! Опять же, не называя никаких имен, расскажите, как выглядят такие дети, с каким выражением лица они ходят, как говорят, как ведут себя?
А теперь разбейтесь на пары. Решите, кто из вас будет "А" а кто - "Б". "А" должен стать чрезвычайно деспотичным человеком, который диктует ребенку, что тот должен делать. Например: "А ну, иди чисти ботинки!" "Не смей со мной пререкаться!", "Быстро иди делать домашнее задание!" и так далее. "Б" должен сыграть роль ребенка, с которым можно делать все, что угодно. Он должен говорить своему партнеру, что во всем с ним согласен. Например: 'Ты вceгдa-вcегдa прав!, "Я так глуп, что никогда бы сам не додумался сделать так, как ты говоришь! "Я поступаю правильно только тогда, когда делаю все, что ты мне говоришь! и так далее. Теперь в течение двух минут играйте в таких деспотичных и таких униженных людей.
Затем попросите детей поменяться ролями. Когда Вы имеете дело с детьми более старшего возраста, то можете поэкспериментировать с различными вариантами ролей. Например, "Д" может быть задиристым учеником, раздающим приказы направо и налево, а "Б" может сыграть роль жертвы, которая всё это выполняет.
Анализ упражнения.