УчМаг - Интернет-магазин УчМаг - Психологам УчМаг - Логопедам УчМаг - Специальным педагогам УчМаг - Социальным педагогам
УчМаг - Электронные продукты УчМаг - Родителям УчМаг - Детский мир УчМаг - Педагогам ДО УчМаг - Переподготовка, курсы, вебинары

ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ.

Тренинг коммуникативных умений
"СРЕДИ ЛЮДЕЙ"

            В тренинге коммуникативных умений рассматривается формирование навыков и умений общения с группой сверстников.Учащимся крайне важно научиться жить среди людей, общаться с удовольствием, не избегать, а использовать любую возможность контакта с человеком для того, чтобы понять других.

         Схема проведения остаётся такая же, как и во всех коррекционно-развивающих занятиях.

1. Разминка.
2. Основная часть.
3. Заключение.

Занятие 11. Сплочение группы "Учимся общаться".
Часть 2.

Занятие проводится на свежем воздухе.
Подвижные игры на сплочение коллектива

ХОД ЗАНЯТИЯ

Содержание
Время
1
Вступление. Настрой на работу.
2 мин.
2
Упражнение    "А теперь я"
5 мин.
3
Упражнение    "Бабочки"
10 мин.
4
Упражнение    "Цифра - группа"
5 мин.
5
Упражнение    "Властелин кольца"
10 мин.
6
Упражнение    "Командный узел"
10 мин.
7
Упражнение    "Давайте жить дружно"
15 мин.
8
Упражнение    "Спиной к спине"
5 мин.
9
Заключение.    Рефлексия
3 мин.
 
65 мин.

1. Вступление. Приветствие. Настрой на работу.

Упражнение "А ТЕПЕРЬ Я"

1. Пусть в пары соберутся участники, которые считают, что между ними существует невидимая связь, особое взаимопонимание. Настает время проверить, так ли это.
2. Партнеры становятся друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки. Объясните группе цель данного упражнения - достичь совпадения движений.
3. В качестве подготовки к упражнению участники должны выучить три сигнала: ладонь, кулак и кулак с выставленным большим пальцем! 4. Оба игрока смотрят друг на друга, и один из них начинает игру, говоря одну и ту же фразу: "А теперь я..." В это время он водит кулаком из стороны в сторону и при последнем слове показывавает любой из трех символов. Его партнер в соответствующем ритме двигает рукой и на последнем слове тоже демонстрирует один из трех символов. Если символы совпали, значит, партнеры хорошо чувствуют друг друга, и первый игрок может оставаться ведущим дальше.
5. Если показаны разные символы, ведущим становится второй игрок.
6. Таким образом, инициатива переходит от одного партнера к другому. Чтобы поддержать энтузиазм, каждое достигнутое совпадение отмечать взаимным "браво!".
7. Подчеркните, что символы должны показываться действительно одновременно.

Упражнение "БАБОЧКИ"

Цели:
а) снять напряжение и провести физический и эмоциональный разогрев группы;
б) развить способности быстрого реагирования на меняющиеся условия.
Размер группы: не имеет значения.
Ресурсы: не требуются.
Время: 5-8 минут.

Итоги игры

По окончании игры можно обсудить ее итоги,задав группе вопросы:
Когда игра проходила легче: вначале или когда "сачок" разросся?
Какую ассоциацию вы можете усмотреть в ходе игры и в творчестве?
Чем вам запомнилась игра? Какое настроение она создала в группе?

Ход упражнения

До начала упражнения необходимо мелом/цветной клейкой лентой или стульями обозначить игровое пространство, за границы которого нельзя будет выходить. Игра несложная, но хорошо разогревающая группу, дающая заряд энергии.
Ведущий просит выйти двух добровольцев. Аплодисментами благодарим их за смелость.
Теперь, взявшись за руки, они становятся "сачком", а все остальные игроки - порхающими (только в границах игрового поля!) бабочками. "Сачок", не размыкая рук, должен поймать бабочку. Каждая пойманная бабочка становится "частью" "сачка", который передвигается по комнате, все разрастаясь, пока не поймает последнюю бабочку!

Упражнение "ЦИФРА - ГРУППА"

Цели: а) активизировать участников тренинга через проявление физической активности;
б) мобилизовать внимание участников, сконцентрировано на партнере;
в) создать атмосферу коллективного сотрудничества во время игры.
Размер группы: не имеет значения.
Ресурсы: не требуются.
Время: до 10 минут.

Ход игры

- Начинаем быстрое спонтанное движение. Не сталкиваемся! Уступаем друг другу дорогу. Избегаем даже касания с партнерами! Время от времени я буду называть цифру. После того, как цифра прозвучала, ваша задача - в кратчайшее время разбиться на группы, равные по числу участников цифре. Прозвучала цифра "пять" - все с максимальной скоростью разбиваются на пятерки, "семь" сбились на группы по семь участников в каждой, те, кто остался в неполной группе, тоже объединяются вместе.
Еще одно условие: нельзя выбирать себе партнеров. Пары выстраиваются спонтанно из людей, находящихся в данный момент по соседству.
Есть вопросы? Все готовы? Начинаем движение, увеличьте, пожалуйста, темп! Всячески избегаем касаний, прикновений с товарищами! "Семь!"

Упражнение "ВЛАСТЕЛИНЫ КОЛЬЦА"

Цели:
а) сломать лед отчужденности и способствовать сближению участников тренинга;
б) побудить участников к партнерскому сотрудничеству;
Размер группы: не имеет значения.
Ресурсы: кольцо, веревки.
Время: до 10 минут.

Ход упражнения

Три-четыре участника берут в руки концы веревок длиной 1,5-2 метра каждая, привязанных к кольцу (это может быть моток скотча). Их задача - скоординировав усилия, опустить это кольцо на лежащий на полу/земле предмет: шишку, монету, камешек.
Первый этап - сделать это с открытыми глазами.
Второй этап - глаза участников завязаны, а каж, управляет из-за спины участник-дублер. Дублеры не могут разговаривать, они могут только двигать руками игроков, руководить их движениями.

КОМАНДНЫЙ УЗЕЛ

Цели:
а) сломать лед отчужденности и способствовать знакомству и сближению участников тренинга;
б) побудить участников обращать больше внимания на личные качества и особенности участников группы;
в) сформировать гибкость и творческий подход к задаче, навыки группового сотрудничества.
Размер группы: не имеет значения.
Ресурсы: длинная веревка.
Время: 7-15 минут.

Ход упражнения

Группа выстраивается в шеренгу.
Тренер дает команде длинную толстую веревку. Каждому участнику группы нужно взяться за веревку обеими руками.
Задание: не отнимая от веревки рук, завязать ее "командным узлом"!
Время пошло!

Упражнение "ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО!"

Цели: а) потренироваться в умении убеждать;
б) развить логику мышления и действия в игровой ситуации с партнером;
в) раздвинуть "границы креативности", снять страх перед поставленной проблемой;
г) побудить участников тренинга активно проявить качества творческой личности: гибкость мышления, изобретательность; воображение, способности к лицедейству.
Размер группы: не имеет значения.
Ресурсы: ручки, листочки бумаги для записок.
Время: до получаса.

Ход игры

Помните фильм про Кота Леопольда и его пос спутников - мышат, которым он предлагал от чип дца: "Давайте жить дружно!"?
Группа делится на мини-группы. Один человек (назначается или по желанию) будет играть роль Мыши. Все остальные - коты, получающие от тренера заранее заготовленные записки с кошачьими именами. Только на одной записке в каждой группе есть имя Леопольд, остальные имена - Васька, Снежок, Рыжик, Пушок. Записки нужно разворачивать в тайне от других участников группы. Игра будет заключаться в том, что каждый кот в течение 1-2 минут должен продумать свою тактику и затем убедить мышку, что именно он - дружелюбный Леопольд, а не опасный для этой мышки хищный и коварный кот.

Упражнение "СПИНОЙ К СПИНЕ"

Это красивое упражнение на взаимодействие, которое одновременно способствует и воодушевлению и расслаблению членов группы.
1. Каждый игрок выбирает партнера, который вызывает у него интерес.
2. Партнеры становятся спиной к спине (или садятся таким образом на пол). Важно, чтобы их спины плотно соприкасались, от предплечий до крестца. 3. Объясните участникам, что это игра на "отражение": один делает спиной разные движения, а другой повторяет их как можно точно.
4. В первом раунде инициативу проявляет партнер меньшего poста. Движения, которые он выполняет, должны быть медленными, чтобы второму игроку было легко следовать за ними.
5. После того как работа стала более или менее слаженной и партнерам удалось в достаточной степени раскрепоститься, первый игрок делать чуть более быстрые и экстравагантные движения. Участники не должны переговариваться. На выполнение задания отводится 2 минуты.
6. Во втором раунде инициативу перехватывает второй партнер (2 минуты).
7. В конце игры партнеры обсуждают полученный опыт:
o Что получалось хорошо?
o Что не совсем удалось?
o Что было неожиданным?
o Насколько гибким и изобретательным был партнер?

<-- В   НАЧАЛО.    ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ
И КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ.
   ДАЛЕЕ -->