В тренинге коммуникативных умений рассматривается формирование навыков и умений общения с группой сверстников.Учащимся крайне важно научиться жить среди людей, общаться с удовольствием, не избегать, а использовать любую возможность контакта с человеком для того, чтобы понять других.
Схема проведения остаётся такая же, как и во всех коррекционно-развивающих занятиях.
1. Разминка.№ |
Содержание |
Время |
1 |
Вступление. Настрой на работу. |
2 мин. |
2 |
Упражнение "Какие бывают улыбки" | 5 мин. |
3 |
Упражнение "Улыбнись другому" | 5 мин. |
4 |
Упражнение "Через стекло" | 8 мин. |
5 |
Упражнение "Мне кажется, что ты..." | 10 мин. |
6 |
Упражнение "Окажи внимание другому" | 5 мин. |
7 |
Упражнение "Попроси игрушку" | 7 мин. |
8 |
Упражнение "Конкурс хвастунов" | 8 мин. |
9 |
Заключение. Рефлексия | 5 мин. |
55 мин. |
Дети сидят в кругу. В процессе выполнения упражнения они перебрасывают друг другу мяч, каждый раз говоря, какие бывают улыбки, какими словами их можно характеризовать (добрая, ласковая, нежная, беззаботная, счастливая и т. п.). После того как свое определение улыбки даст последний участник, ведущий предлагает назвать все данные детьми определения в обратной последовательности, так же перебрасывая друг другу мяч.
Дети стоят или сидят в кругу. Группа выбирает одного участника, который начнет упражнение. Задача очень проста: он должен улыбнуться своему соседу справа. Тот, в свою очередь, "передает" улыбку следующему участнику, и так далее до тех пор, пока улыбка не вернется к первому ребенку.
После выполнения упражнения желательно провести обсуждение, в ходе которого дети сообщают о том, что они чувствовали, когда "получали" и "передавали" свои улыбки.
Упражнение позволяет установить в группе теплый эмоциональный контакт, повышает доверие детей друг к другу.
Упражнение выполняется в парах. Детям предлагается сказать что-нибудь друг другу с помощью мимики и жестов, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают никакие звуки. Тему сообщения могут придумать сами дети или предлагает взрослый. Например: "На улице очень холодно, а я забыл надеть шапку. Принеси ее, пожалуйста", "Принеси мне стакан сока, я хочу пить. Важно, чтобы тот, кто принимает сообщение, правильно выполнил просьбу своего товарища. Впоследствии участники меняются ролями и передают новое сообщение. После игры, дети обсуждают, насколько точно они поняли друг друга, что они чувствовали, общаясь "через стекло", какие трудности при этом испытывали и т. п.
Это упражнение можно выполнять вместе с предыдущим. Оно так же выполняется по парам. Только теперь один ребенок должен высказать свое предположение относительно состояния другого. Каждая фраза должна начинаться со слов: "Мне кажется, что ты… (рассержен, весел, добр, зол и т. п.)". Желательно, чтобы сообщение ребенка о своих чувствах и предположения тренеpa не совпадали. Участник игры, который выслушивает мысли своего товарища, может согласиться или не согласиться с тем, что он говорит, аргументируя при этом свою точку зрения.
Участники игры становятся в круг, один ребенок стоит в центре. Дети по очереди говорят ему что-нибудь хорошее, приятное. Знаками внимания могут быть отмечены личностные качества, внешность, умения, манера поведения и т. п. Комплимент начинается со слов "Я думаю, что ты...". В ответ стоящий в центре говорит: " Спасибо, я тоже думаю, что я ...", повторяет сказанное ему, а затем делает еще одну похвалу в свой адрес: "А еще я думаю, что Я...".
Игра помогает ребенку научиться выражать свое хорошее отношение к другим людям, учит оказывать и принимать знаки внимания.
Цель: обучить детей эффективным способам общения.
Группа делится на пары, один из участников пары (участник №1) берёт в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник №2) должен попросить этот предмет.
Инструкция участнику №1: Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать".
Инструкция участнику 2: "Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали".
Затем участники 1 и 2 меняются ролями.
Дети садятся в круг, а взрослый объявляет: Сегодня мы проведём конкурс хвастунов. Выиграет тот, кто лучше похвастается, но хвастаться нужно не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно и почётно иметь самого лучшего соседа. Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, что в нём есть хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки он совершил, чем он может понравиться.