УчМаг - Интернет-магазин УчМаг - Психологам УчМаг - Логопедам УчМаг - Специальным педагогам УчМаг - Социальным педагогам
УчМаг - Электронные продукты УчМаг - Родителям УчМаг - Детский мир УчМаг - Педагогам ДО УчМаг - Переподготовка, курсы, вебинары

ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ.

Тренинг коммуникативных умений
"СРЕДИ ЛЮДЕЙ"

            В тренинге коммуникативных умений рассматривается формирование навыков и умений общения с группой сверстников.Учащимся крайне важно научиться жить среди людей, общаться с удовольствием, не избегать, а использовать любую возможность контакта с человеком для того, чтобы понять других.

         Схема проведения остаётся такая же, как и во всех коррекционно-развивающих занятиях.

1. Разминка.
2. Основная часть.
3. Заключение.

Занятие 13. Стили общения "ДАВАЙ ПОГОВОРИМ"

ХОД ЗАНЯТИЯ

Содержание
Время
1
Вступление. Настрой на работу.
2 мин.
3
Упражнение "Бездомный заяц"
7 мин.
2
Упражнение "Мой хороший попугай"
8 мин.
4
Упражнение "Улыбнись-ка!"
7 мин.
5
Упражнение "Разыгрывание ситуаций"
8 мин.
7
Упражнение "Обмен ролями"
8 мин.
8
Упражнение "Станем другими"
7 мин.
6
Упражнение "Кто есть кто?"
5 мин.
8
Упражнение "Как бы ты поступил?"
7 мин.
9
Упражнение "Серебряное копытце"
8 мин.
10
Заключение. Рефлексия
3 мин.
 
70 мин.

1. Вступление. Приветствие. Настрой на работу.

Игра "БЕЗДОМНЫЙ ЗАЯЦ"

         Способствует развитию реакции, навыков невербального взаимодействия с детьми.
         Ведущий тренинга или каждый игрок,"заяц", чертит вокруг себя мелком круг диаметром примерно 50 см. Расстояние между кругами - 1-2 метра. Один из зайцев - бездомный. Он водит. Зайцы должны незаметно от него (взглядами, жестами) договориться о "жилищном обмене" и перебежать из домика в домик. Задача водящего - во время этого обмена занять домик, оставшийся на минутку без хозяина. Тот, кто остался бездомным, становится водящим.

Игра "МОЙ ХОРОШИЙ ПОПУГАЙ"

         Игра способствует развитию чувства эмпатии, умения работать в группе.
Дети стоят в кругу. Взрослый говорит: "Ребята! К нам в гости шел зайчик (Выбирается из числа участников тренинга). Он хочет с нами познакомиться и поиграть. Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы ему понравилось у нас, чтобы он захотел прийти к нам снова?" Дети предлагают: "Говорить с ним ласково", "Научить его играть" и т.д.
Каждый ребёнок может сказать что-то приятное, назвать ласковым именем. Игру лучше проводить в медленном темпе.

Упражнение "УЛЫБНИСЬ-КА!"

         Упражнение выполняется в парах. Каждая пара участников организует диалог. Суть его сводится к тому, что один из участников обвиняет другого в каком-либо негативном поступке: "Ты опять не сделал уроки!", "Почему учительница жалуется на твое поведение?". Второй участник диалога отвечает на обвинение, сопровождая свою речь улыбкой.
         После выполнения упражнения участники группы обсуждают, помогла ли улыбка справиться с состоянием тревоги. Ведущий объясняет роль улыбки в снятии нервно-мышечного напряжения.

Упражнение "РАЗЫГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ"

            Для проведения игры выбираются и разыгрываются по ролям ситуации, которые вызывают у участников группы наибольшую тревогу, негативные эмоции, напряжение. В качестве ситуаций для разыгрывания мы можем предложить такие, как:
"Ответ у доски",
"Обсуждение с учителем оценки за контрольную работу",
"Просьба о помощи в выполнении задания",
"Групповое решение задачи" и т.п.
            Не обязательно ограничивать содержание предлагаемых ситуаций рамками школьной жизни. Можно использовать ситуации повседневного общения ребенка со своими сверстниками и взрослыми. Важно только, чтобы разыгрываемая ситуация была наполнена конкретным содержанием и включала в себя события, которые реально происходили с кем-то из участников группы или мо произойти с каждым из них.
            В ходе разыгрывания проводится совместный поиск наиболее оптимальных путей выхода из тревожащих ситуаций, обсуждаются различные пути ее разрешения.
            Данное упражнение помогает детям увидеть широкий спектр различных поведенческих проявлений и путей разрешения одной ситуации.

Упражнение "ОБМЕН РОЛЯМИ"

            Упражнение "Обмен ролями" может использоваться самостоятельно или как часть предыдущей игры. Для его реализации предложите детям, участвовавшим в разыгрывании ситуации, поменяться ролями тот, кто изображал школьника, станет строгим учителем и наоборот: Разыграйте исходную ситуацию снова. После повторного разыгрывания желательно обсудить с детьми, что каждый из них почувствовал новой роли, изменились ли его чувства по отношению к человеку, которого он изображал.
            Это упражнение помогает ребенку встать на позицию другого, чувствовать его чувства и переживания, посмотреть на проблему "глазами" партнера по общению.

Упражнение "СТАНЕМ ДРУГИМИ"

            Данное упражнение проводится как продолжение ролевого разыгрывания тревожащих ситуаций. Перед проведением этого упражнения дети обсуждают, какие черты характера проявились в данной ситуации у ее участников (конфликтность, агрессивность, неуверенность в себе, Высокая активность). Затем предлагается вновь разыграть ситуацию с условием демонстрации в ней противоположных черт. Например: конфликтный герой должен всех примирять, агрессивный _ успокаивать ссорящихся, неуверенный - охотно браться за любое дело и поручение.
            Каждому участнику дается по три "жизни", которых они лишаются, если изменят свой стиль поведения. В качестве "судей" могут выступать другие участники игры и взрослый - ведущий. После игры проводится обсуждение ее итогов, в ходе которого дети описывают свои чувства и ощущения в новой роли, обсуждают, что мешало и помогало сохранять выбранный стиль поведения, каковы сильные и слабые стороны такого поведения, что можно сделать, чтобы сохранить его в реальной жизни.
            Эта игра подходит для коррекции негативных поведенческих реакций, формирования нового опыта взаимоотношений в процессе общения.

Упражнение "КТО ЕСТЬ КТО?"

         Каждому участнику группы дается ручка и лист бумаги. На нём участники записывают ответы на вопросы, которые задает ведущий. Важно, чтобы участники отвечали на вопросы честно и искренне. Вопросы могут быть самыми разнообразными.
Например: "На какую птицу (животное, растение и т. п.) ты похож?",
"Какое настроение у тебя бывает чаще всего?", "Много ли у тебя друзей" и т. д.
         Ведущий задает детям 5 - 6 вопросов. Затем ответы детей забираются и ведущий, не называя имени автора, зачитывает его ответы. Дети должны попытаться угадать, кто из участников группы так отвечал, и назвать его. Можно спросить на какие признаки при этом ориентировался тот или иной участник упражнения. Далее группа анализирует, почему того или иного участника угадать не удалось. Дети обсуждают, действительно ли он отличается теми качествами, которые себе приписал. Упражнение позволяет детям отработать умение анализировать свои личностные особенности и качества других людей, формирует у детей представление об индивидуальных особенностях своих товарищей. Игра также развивает способность предвидеть мысли и мнения другого человека.

Упражнение "КАК БЫ ТЫ ПОСТУПИЛ"

         Каждому ребёнку предлагается картинка, на которой изображены два или более человек, взаимодействующие друг с другом. В процессе игры ребенок должен предложить свой вариант окончания действия.
         Предполагается, что, "отвечая за другого", ребенок выразит свое мнение об изображенной ситуации и при этом проявит типичные для себя способы выхода из конфликтных ситуаций.
         После игры ведущий проводит обсуждение, в ходе которого дети объясняют, почему они повели бы себя именно так, а не иначе. Кроме того, дети обсуждают предложенные варианты разрешения ситуации и выбирают наиболее оптимальные из них.

Картинка №1.                                                       Картинка №2.                                                       Картинка №3.

                        

Картинка №4.                                              Картинка №5.                                              Картинка №6.

      

Картинка №7.                                              Картинка №8.                                              Картинка №9.

                

Упражнение "СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ"

"Представь себе, что ты красивый, стройный, сильный, мудрый, спокойный олень. Ты стоишь посередине леса с высоко поднятой головой и смотришь вокруг. Ты спокоен, умиротворен и доволен собой. На твоей левой ножке - серебряное копытце. Оно волшебное. Ударь им о землю - и свершится чудо. С каждым ударом копытца ты становишься добрее и ласковее, миришься со своими друзьями и одноклассниками. С каждым ударом копытца кто-то прощает тебе свою обиду. Люди начинают чувствовать доброту, тепло и ласку, исходящие от тебя. Они тянутся к тебе, любят тебя, ты им все больше и больше нравишься, они все больше и больше начинают доверять тебе". Эта игра способствует снятию мышечного напряжения, развивает доверие к окружающим, сплоченность детей в группе. Она может стать неким групповым ритуалом детского коллектива, одним из способов разрешения конфликтов в классе или группе.




<-- В   НАЧАЛО.    ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ
И КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ.
   ДАЛЕЕ -->