УчМаг - Интернет-магазин УчМаг - Психологам УчМаг - Логопедам УчМаг - Специальным педагогам УчМаг - Социальным педагогам
УчМаг - Электронные продукты УчМаг - Родителям УчМаг - Детский мир УчМаг - Педагогам ДО УчМаг - Переподготовка, курсы, вебинары

ПРОГРАММА ПО АДАПТАЦИИ

УЧАЩИХСЯ 1 С/К/КЛАССА VII ВИДА


ЗАНЯТИЕ № 2.
  Тема :  « ШКОЛА И ШКОЛЬНЫЕ ПРАВИЛА».

ЦЕЛЬПознакомить детей со школой, правилами для учащихся. 

ЗАДАЧИ: 1. Разучить игры, способствующие восприятию и усвоению школьных правил.
2.  Рассказать о том, как должны обращаться дети друг к другу, к учителям   и работникам школы.
3. Рассказать об уроках и переменах. Что «МОЖНО» и что «НЕЛЬЗЯ»

МАТЕРИАЛ: 1. Стулья для каждого ребёнка и для ведущего.
2.  Цветные карандаши.
3.  Лист бумаги для цветового оформления занятия.

  • Магнитофон и аудиокассеты.

ПОДГОТОВКА  К  ЗАНЯТИЮ :

1.  Подобрать для занятия игры и упражнения.
2.  Подобрать упражнения для пальчиковой гимнастики.
3.  Подобрать музыку для музыкального сопровождения занятия.
4.  Подобрать загадки для игры.
5.  Продумать систему цветового оформления занятий.

СХЕМА  ПРОВЕДЕНИЯ  ЗАНЯТИЯ :

Психолог: Ребенок получает и осмысливает конкретную информацию об устройстве школьной жизни.
        В школе бывают уроки и перемены. Во время урока дети учатся, читают, считают, пишут, во время перемены играют, разговаривают, готовятся к уроку. На уроке отвечают на вопросы учителя. Если ученик хочет что-то спросить у соседа, то он должен говорить тихо. На вопрос учителя нужно отвечать громко. На перемене тоже можно говорить громко. Ученики приходят в школу с портфелем. В портфеле лежит то, что нужно для учения, а еще там может лежать завтрак, сменная обувь и другие необходимые вещи.
          Дети выполняют следующие упражнения.

Упражнение «Кто где?»

         Дети получают следующее задание: «Вот тебе лист бумаги. Он разделен пополам. Нарисуй на одной половинке школьника, а на другой — дошкольника. Сделай это так, чтобы можно было сразу догадаться, кто где нарисован. Никому не говори, кого где ты нарисовал». По завершении рисования мы садимся в круг. Дети по очереди показывают свои рисунки, а задача группы — догадаться, где нарисован школьник, а где — дошкольник. Как показывает наш опыт, на первых занятиях между двумя рисунками либо совсем не имеется существенных различий, либо дошкольник рисуется маленьким, а школьник — большим. Рисунки на ту же тему, сделанные по завершении всего цикла занятий, свидетельствуют об осознании детьми принципиальных различий между двумя социальными ситуациями: школьник, как правило, изображается в школе на уроке и обладает школьными атрибутами (портфелем, учебниками и т.п.), а дошкольник рисуется в игровой ситуации.

Упражнение  «Я положу в свой в портфель»

           Дети сидят или стоят в кругу. Первый ребенок говорит: «Я положу в свой портфель...» — и называет какой-нибудь необходимый в школе предмет. Следующий ребенок повторяет то, что назвали до него, и добавляет свой предмет.

Упражнение «Что лежит в портфеле?»

              Дети стоят в кругу. Ведущий бросает кому-нибудь из детей мяч и называет какой-либо предмет, например: ручка, тетрадь, кирпич и т.д. Если по мнению ребенка этот предмет должен лежать в портфеле, он ловит мяч, если нет — ловить мяч не нужно.

Упражнение «Тихо — громко»

            Ведущий произносит незаконченные предложения, например, «Когда ты на уроке, ты разговариваешь...» Задача детей крикнуть: «Громко!» — или прошептать: «Тихо».

Упражнение «Урок и перемена»

Эта игра имеет два варианта.
На начальном этапе она заключается в том, что ведущий называет различные формы деятельности («Ты читаешь, ты пишешь, ты играешь...»), а дети отвечают, когда они этим занимаются: «На уроке!» или «На перемене!»
Затем, когда дети располагают достаточными знаниями о формах деятельности, соответствующих уроку и перемене, игра меняется. Ведущий, обращаясь к одному из детей, говорит: «На уроке...» или «На перемене...», а ребенок называет, чем он может заниматься в названное время, например: «Я слушаю учителя» или «Я разговариваю с другом».

Упражнение «КРУГИ, КВАДРАТЫ».

           На занятиях можно использовать внешние средства организации поведения: геометрические фигуры — круги зеленого и красного цвета. Они опосредуют общение взрослого и ребенка в доступной для ребенка форме. Таким образом, ребенок приспосабливается к принятию школьных правил, регулирующих отношения учитель — ученик. Круги используются при индивидуальной работе детей с письменными заданиями доступной сложности. Важно, чтобы дети могли работать с ними индивидуально в оптимальном для каждого ребенка темпе. Дети получают следующую инструкцию: «У тебя есть круги разных цветов. Представь себе, что ты шофер и должен смотреть на цвета светофора. Когда горит красный свет, ты должен стоять и выполнять задание. А когда твое задание завершено, и ты готов ехать дальше, ты зажигаешь зеленый свет». В начале работы дети кладут на стол красный круг. По ее завершении они кладут зеленый круг. Тем самым снимается типичная дисциплинарная проблема: ребенок, завершивший задание, либо зовет взрослого: «А я уже все!», либо отвлекает соседей. Кроме кругов дети получают квадраты. Квадрат — это просьба о помощи. Мы говорим ребенку: «Если ты испытываешь затруднения, просто подними квадрат».
Можно использовать и еще одну форму работы с кругами. Это беседы, в которых дети отвечают на вопросы психолога с помощью кругов, при этом красный круг означает «Нет», а зеленый круг — «Да». Вопросы могут быть следующих видов.
— Вопрос с единственно правильным ответом (Снег белый? Мышь больше кошки?). Это наиболее простой вид вопросов, так как он оставляет возможность сверить свои ответы с ответами других детей.
— Вопрос, на который разные дети могут дать разные ответы (Ты мальчик? Тебе пять лет?).
— Вопрос-ловушка, то есть вопрос, на который нельзя ответить «Да» или «Нет» (Какое сейчас время года? Как тебя зовут?). В этом случае дети должны поднять обе руки вверх.

 

РЕФЛЕКСИЯ. Подведение итогов занятия. Цветовое оформление.

 

        <-- В   НАЧАЛО     ПРОГРАММА ПО АДАПТАЦИИ   1    КЛАССНИКОВ. Занятие 3.       ДАЛЕЕ -->