ЦЕЛЬ : Коррекция познавательных процессов учащихся, адаптация их к школе.
ЗАДАЧИ : 1. Развитие воображения, мышления, памяти, восприятия учащихся с помощью игр и упражнений.
2. Научить детей с любовью относиться к родной природе, к растениям и жителям леса.
3. С помощью специальных методов и приёмов расширить кругозор детей.
МАТЕРИАЛ : Картинки с изображением животных и птиц, обитающих в наших лесах; Цветные карандаши, листы чистой бумаги, пластинка с записью фрагмента Чайковского « Времена года », проигрыватель.
ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ :
1. Найти картинки с изображением: зайца, белки, волка, лисы, дятла, медведя.
2. Найти пластинку с записью фрагмента «Времена года» П. И. Чайковского.
3. Поискать материал на тему «Осень в лесу» для вступительной беседы с учащимися.
4. Найти аудиокассету с записями пения птиц, журчания ручья, шума леса.
Вступительная беседа.
Психолог: Мы отправляемся с вами в воображаемую пешеходную прогулку по осеннему лесу. ( Загадка об осени ).
Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят ( ОСЕНЬ )
Как вы думаете, ребята, есть ли в нашем лесу медведи, зайцы ( НЕТ )
А есть ли в нашем лесу белки, дятлы ? ( Да, есть )
Как вы должны одеваться осенью, а если вдруг на улице идёт дождь? (Дети отвечают на вопросы психолога)
Новый материал.
Психолог: Каждый день, каждую ночь отправляются в путь крылатые странники.
Летят не спеша, потихоньку, с долгими остановками – не то что весной. Видно не хочется им расставаться с Родиной.
Порядок перелёта не такой, как весной : Сейчас первыми летят яркие, пёстрые птицы, последними трогаются те, что прилетели весной первыми : зяблики, жаворонки, чайки. У многих птиц вперёд летят молодые; у зябликов самки раньше самцов. Кто посильней и выносливей, дольше задерживается.
Большинство птиц летит прямо на юг – во Францию, Италию, Испанию, на Средиземное море, в Африку. Некоторые – на восток : через Урал, через Сибирь в Индию, даже в Америку. Тысячи километров мелькают внизу.
Вопросы детям : Кто провожает нас на прогулку ?
Какая погода вам больше нравится ?
Психолог рассказывает о деревьях, которые растут в нашем лесу, о птицах, животных. Рассказывает какие изменения происходят в лесу осенью. Какие птицы улетают на юг, как звери готовятся к зиме, как меняются деревья осенью.
Психолог: (Предъявляется картинка "Осень в лесу".
Необходимо составить рассказ по картинке о деревьях нашего леса) : Посмотрите, ребята на это дерево. Не смотря на то, что все деревья меняют цвет своего наряда, это деревце стоит всегда зелёное, даже зимой, когда все деревья сбрасывают свою листву, оно стоит пушистое и красивое и радует нас своим появлением в нашем доме на Новогодний праздник. Что это за деревце ? ( Дети хором отвечают на вопрос психолога )
Психолог : Ёлочка зелёная, смолистая, иглистая, колючая, пахучая…
Здравствуй ! Поздоровайтесь и вы, ребята, с ёлочкой (Дети хором здороваются с ёлочкой).
Можно ли ощутить, что ёлочка колючая, смолистая ?
Можно ли почувствовать её запах ?
Вы чувствовали такой запах, когда танцевали вокруг ёлки в новогоднем хороводе.
Психолог: Мы засмотрелись на лесную красавицу и вдруг увидели кого-то на дереве. Послушайте и скажите, кто это?
Кто в беретке ярко-красной
В чёрной курточке атласной,
На меня глядит, глядит,
Всё стучит, стучит, стучит? (ДЯТЕЛ)
Как вы догадались что это дятел?
Психолог: А теперь послушайте ещё одну загадку и скажите, о каком обитателе леса здесь идёт речь? ( Загадка про белку ):
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В лесу на старом дубе,
Орешки я грызу. ( БЕЛКА )
Ведущий называет что-либо, а дети хором говорят « Бывает – не бывает» такое в жизни. НАПРИМЕР: Волк бродит по лесу ( БЫВАЕТ),
Волк на дереве сидит ( НЕ БЫВАЕТ ),
Воробей улетает зимой на юг (НЕ БЫВАЕТ ),
Медведь по небу летает ( НЕ БЫВАЕТ ),
Дятел стучит по дереву ( БЫВАЕТ ),
Девочка гуляет по лесу ( БЫВАЕТ ),
Белка скачет по деревьям (БЫВАЕТ),
Заяц жуёт кору деревьев (БЫВАЕТ).
Учащиеся должны в процессе прослушивания связанного сюжетом текста завершать отдельные фразы психолога словами « И мы », разумеется только в тех случаях, когда такое завершение является логическим.
НАПРИМЕР, Я пришла в лес… ( И мы).
И увидела в лесу белку… ( И мы ).
Я подошла поближе … ( И мы ).
И стала следить за белкой … ( И мы ).
Белка взобралась на дерево… (И мы ).
Устроившись на ветке, она расправила свой пушистый хвост… ( ? ).
Завершение « И мы» является невозможным в конце второго предложения.
1) Гром в сентябре предвещает тёплую осень.
2) Паутина стелется по растениям – к теплу.
3) В лесу много рябины – осень будет дождливая, если мало – сухая.
4) Осенью птицы летят низко – к холодной, высоко – к тёплой зиме.
5) Если в октябре лист с берёзы и дуба опадает не чисто – жди суровой зимы.
6) Много желудей на дубу – к лютой зиме.
7) Если листопад пройдёт скоро, надо ожидать крутой зимы.
8) Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.
9) Сырое лето и тёплая осень – к долгой зиме.
Психолог предлагает детям дорисовать незаконченные фигурки, превратив их в цветы, деревья, бабочек, птиц, животных.
Прослушивание музыкального фрагмента.Чайковский « Времена года ».
Психолог : Ну вот, совершили мы воображаемую экскурсию в лес. Настала пора возвращаться домой. На экскурсии было хорошо, но мы с вами не раз ещё отправимся в лес и на настоящую прогулку. Но навсегда надо запомнить, что надо беречь деревья, не пугать животных и птиц, потому что они приносят людям пользу. Очень долго мы будем помнить и чувствовать лесные запахи и слышать пение лесных птиц. Нам надолго запомнится красота и прелесть этой чудесной прогулки.
// Звучит в записи шум леса, пение птиц, журчание лесного ручья //
Подведение итогов занятия. Цветовое оформление занятия.
<-- В НАЧАЛО ПРОГРАММА ПО АДАПТАЦИИ 1 КЛАССНИКОВ. Занятие9. ДАЛЕЕ -->