УчМаг - Интернет-магазин УчМаг - Психологам УчМаг - Логопедам УчМаг - Специальным педагогам УчМаг - Социальным педагогам
УчМаг - Электронные продукты УчМаг - Родителям УчМаг - Детский мир УчМаг - Педагогам ДО УчМаг - Переподготовка, курсы, вебинары

Нейро-психологическая
коррекционно-развивающая программа


              

                Коррекционно-развивающая программа разработана для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих особенности в развитии (ЗПР). Разработка программы базировалась на результатах научных исследований В.В. Лебединского, К.С. Лебединской, Е.М. Мастюковой, И.Ф. Марковской, М.С. Певзнер, У.В. Ульенковой. Общими диагностическими признаками для всех вариантов ЗПР являются повышенная истощаемость и нарушение произвольной регуляции:
импульсивность;
неустойчивость внимания;
слабость контроля.
                На основе комплексного нейропсихологического исследования были выявлены коррекционные приемы, приводящие к большей устойчивости психического тонуса:

1. Речевое программирование, проговаривание последовательности действий, сравнение предварительного плана с полученным результатом.

2. Организация внимания.

3. Смысловая организация движения, усиление речевого контроля.

4. Актуализация мотива деятельности.

5. Эмоциональная стимуляция.

              Программа состоит из 16 занятий.  При соблюдении режима проведения (2 занятия в неделю) цикл рассчитан на два месяца. Последнее занятие планируется полностью посвятить релаксационному тренингу.

Цель пограммы: формирование межфункционального взаимодействия ВПФ у старших дошкольников с ЗПР.

Задачи программы

1. Развитие пространственных представлений: а) формирование устойчивых координат ("право-лево", "верх-низ"); б)формирование сомаго-пространстаенного гнозиса; в) формирование зрительно-пространственного восприятия; г) формирование тактильного гнозиса; д) формирование зрительно-моторных координации.

2. Развитие двигательной сферы: а) развитие тонкой моторики - возможность точного выполнения изолированных движений, дифференцированных положений пальцев рук, развитие мелкой мускулатуры пальцев рук; б) развитие плавности, переключаемости и точности движении; в) повышение общей подвижности ребенка; г) развитие произвольной регуляции движений.

3. Развитие эмоционально-волевой сферы: а) умения адекватно выражать эмоциональные состояния; б) произвольной регуляции своего эмоционального состояния; в) произвольной регуляции поведения; г) умения произвольно улавливать основные телесные ощущения; д) снятие тревожности.

4. Повышение групповой сплоченности.

Время проведения: 40-50 минут.

Максимальное число участников: 8 человек.

Возраст: 5,5-9 лет.

           При усложненном варианте программы возраст детей может варьироваться от 7 до 11 лет. При необходимости цикл может быть продлен за счет комбинации игр иупражнений.

         В программе используются упражнения, разработанные А.Л Сиротюк, А.В Семенович, В. Оклендер, О.В. Хухлаевой, СВ. Покровской, С.Л. Антоновой, Р.В. Овчаровой.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПРОГРАММЫ

          На каждом занятии закладывается основа для формирующего воздействия на ряд психических сфер и создаются условия для расширения межфункционального взаимодействия и образования новых психологических и функциональных систем. Формирование пространственных представлений и схемы тела должно идти по пути усвоения устойчивых координат "право-лево" и "верх-низ", сомато-пространственного гнозиса, зрительно-пространственного восприятия, тактильного гнозиса, зрительно-моторных координации.

           Применяются следующие методы: рисования, конструктивной деятельности, предметных действий, игр и др. Формирование двигательной сферы (в частности, мелкой моторики) можно осуществить следующими методами: подвижных игр (игры в мяч), дви гательных ритмов, констуктивной деятельности (вырезание ножницами, работа с конструкторами), рисования, выполнения движений по речевой инструкции, игрой "Запрещенные движения".

           Метод двигательных ритмов направлен на формирование межфункционального взаимодействия: формирование слухомоторных координации, произвольной регуляции движений, слухового внимания. Он создает основу для появления таких характеристик моторики детей, как плавность, переключаемость, быстрота и координация движений рук и ног, прямохождение и др. Таким образом повышается эмоциональный тонус, работоспособность у детей, закладывается основа вхождения в работу, возникает сплоченность группы.

           Метод тактильного опознания предметов Направлен на повышение точности тактильного восприятия, развитие межмодального переноса, формирование тонкой моторики рук.

           Метод звукодыхательных упражнений Направлен на стимуляцию стволовых отделов головного мозга, развитие межполушарного взаимодействия, развитие лобных отделов; развивает самоконтроль и произвольность. Единственный ритм, которым произвольно может здесь управлять человек - ритм дыхания и движения. Нейропсихологическая коррекция строится на автоматизации и ритмировании организма ребенка через базовые многоуровневые приемы.

           Релаксационный метод Направлен на формирование произвольного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, что придает психомоторному развитию ребенка своеобразную равномерность.

            Метод нормализует гипертонус и гипотонус мышц, способствует снятию синкинезий и мышечных зажимов. Развивает чувствование своего тела, способствует обогащению и дифференциаций сенсорной информации от самого тела (дополнительная афферентация тела). Регуляция силы мышечного тонуса должна проходить в соответствии с законами развития движений: от головы и шеи к нижним конечностям (цефало-каудальный закон), от шеи и плеч к кистям и отдельным пальцам и соответственно от колен к пальцам ног (проксимодистальный закон).

             Метод подвижных игр Обеспечивает развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий, мышечных зажимов. В процессе развития детей миелинизация нервных сетей происходит при условии их высокой двигательной активности. Перекрестные движения рук, ног и глаз активизируют развитие мозолистого тела. При регулярном выполнении реципрокных движений образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что обеспечивает развитие психических функций. Медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга. Кроме того, выразительные движения являются неотъемлемым компонентом эмоциональной, чувственной сферы человека, так как нет такой эмоции, переживания, которые бы не выражались в телесном движении. В результате дети лучше чувствуют и осознают свое тело, свои чувства и переживания, могут более адекватно их выразить, что создает дополнительные условия для развития.

           Метод визуализации Визуализация происходит в обоих полушариях головного мозга, что эффективно развивает мозолистое тело и, следовательно, интегрирует работу мозга. Метод формирует произвольное внимание, развивает способность к концентрации внимания, развивает воображение (центральное новообразование дошкольного периода).

          Арт-терапевтический метод Способствует активизации мозга в целом: межполушарному взаимодействию, активизации корково-подкорковых структур, лобных отделов, зоны ТРО.

Конструктивно-рисуночный метод Формирует устойчивые координаты ("лево-право", "верх-низ"), сомато-пространственный гнозис, зрительно-пространственное восприятие, тактильный гнозис, зрительно-моторные координации.

                               << Нейропсихологическая коррекционно-развивающая программа >>          ДАЛЕЕ -->