1. Приветствие "Доброе животное".
Все участники занятия встают в круг, берутся за руки. Ведущий: представьте, что мы с вами - это одно большое доброе животное. Давайте представим как животное дышит. На счет ведущего "Раз" все участники делают глубокий вдох. На счёт "Два": задерживают свое дыхание. На счет ведущего "Три" делают глубокий выдох. На счёт "Четыре" задерживают свое дыхание. Повторяем несколько раз.
Вторая часть. Большое доброе животное смотрит на солнце. Представьте, что солнце у нас над головой. На счет "Раз" все поднимают взгляд вверх, на счет "Два" опускают взгляд вниз. Упражнение повторяется несколько раз.
Звукодыхательное упражнение «Распевка». «Дирижер и оркестр».
Дети стоят в ряд, лицом к ведущему. Инструкция. Рассчитайтесь на первый и второй номера. Первые номера станут справа от меня, вторые номера - слева.
Первые номера будут петь звук "А", вторые - звук "У".
Петь будете одновременно, но каждая команда свой звук. Звуки для всех команд меняем после каждой "распевки".
Первые номера поют звук "О", вторые - "И".
Первые номера поют звук "Э", вторые- "Ы".
Распевки выполняются стоя на одной ноге, руки на поясе.
Функциональные игры и упражнения
¦Развитие пространственных представлений
«Игры с мячами». Дети сидят в кругу. Каждому участнику выдается мячик среднего размера. Лучше использовать «мячи-ежики» для массажа кистей рук.
Инструкция.
Упражнение «Шумная комната».
Перед занятием дети вместе с ведущим изучают план-схему группы, а также знакомятся с предметами, которые будут издавать звуки.
Дети сидят в кругу с закрытыми глазами и показывают рукой, откуда издается звук.
В игре используются: свисток, бубен и колокольчик.
Развитие мелкой моторики
Упражнение «Печатная машинка».
Дети сидят за столами.
Психолог имитирует работу на печатьной машинке, а дети повторяют. Сначала он стучит поочередно каждым пальцем по полу, затем в обратном порядке, затем двумя какими-нибудь пальцами одной руки, а потом обеих рук.
Упражнение "Ходилки".
Дети "ходят" пальчиками (указательным и средним, указательным и безымянным, указательным и мизинцем) сначала правой рукой, затем - левой, затем одновременно двумя руками.
Рисунок.
На изученном плане группы, на месте, откуда раздавался звук, каждый из ребят рисует шумовой предмет. Пример: колокольчик звучал у двери, бубен — возле окна и т.д.
Релаксация «Напряжение — расслабление»
Дети лежат на ковре, на спине, руки вдоль туловища.
Инструкция. Сейчас мы с вами поучимся напрягать и расслаблять разные части тела.
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая
Очень легкая, простая.
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье...
И становится понятно:
Расслабление приятно!
Напрягаем плечи, сильно-сильно—расслабляем. Напрягаем руки, сильно-сильно —расслабили. Кладем руку на живот и «надуваем шарик», держим, держим шарик».
Напрягаем ноги, сильно-сильно —расслабили.
Отдыхаем, чувствуем, как расслабились ножки, ручки, плечики.
Звучит музыка для релаксации.
Выход из релаксации.
Прощание "Башенка".
Дети становятся в круг и строят "башню" из больших пальцев в определенном направлении (например, начинают строить от Пети в сторону Вани). Каждый участник по очереди берется за большой палец предыдущего игрока, при этом поднимая свой большой палец вверх для следующего участника.
После слов: "Всем, всем - до свидания!" - башня рушится.