УчМаг - Интернет-магазин УчМаг - Психологам УчМаг - Логопедам УчМаг - Специальным педагогам УчМаг - Социальным педагогам
УчМаг - Электронные продукты УчМаг - Родителям УчМаг - Детский мир УчМаг - Педагогам ДО УчМаг - Переподготовка, курсы, вебинары

АРТ-Терапевтическая программа
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  РИСОВАНИЯ  ПРИ РАБОТЕ 
С ДЕТЬМИ  ПЕРЕЖИВШИМИ ТРАВМАТИЧЕКИЕ  СИТУАЦИИ»

ЦЕЛЬ: Помочь ребёнку начать осознавать себя и своё существование в мире.
Количество занятий: 12 встреч
Время работы: 35-40 минут
Интервал: 1 раз в неделю

Схема проведения занятия:

  • Вступительная беседа
  • Тема.
  • Рисование.
  • Обсуждение нарисованной картины.

Дополнительно: можно подготовить дополнительные задания  на развитие интеллекта и познавательных функций, посильных для ребёнка, чтобы он уходил успешным, укрепляя уверенность в себе, повышая самооценку.

Для работы используются: листы плотной альбомной бумаги цветными карандашами. (Дети любят фломастеры, краски, но в данной технологии лучше использовать мягкие цветные карандаши шести основных цветов: красного, черного, синего, зелёного, коричневого). В наборе нет простого карандаша, но если ребёнок попросит – ему можно дать его.


ЭТАПЫ  ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО  ПРОЦЕССА:
  • Прояснение отношения ребёнка к процессу рисования, к самой работе.

Предпринимаются действия, чтобы ребёнок делился своими ощущениями, чувствами, по отношению к работе. В результате ребёнок начинает лучше себя осознавать, то что он делает.

  • Описание рисунка с точки зрения ребёнка. Ребёнок делится впечатлении о самом рисунке, описывает его так, как ему хочется.
  • Обсуждение содержания рисунка. Его части, детали, появившиеся образы людей, предметов, животных. Проговариваются чувства, вызванные изображённой ситуацией.
  • Описание рисунка с использованием слова «Я». Психотерапевт просит ребёнка описать рисунок так, как будто картинкой является он сам. Что он чувствует?
  • Идентификация. Выбираются важные для предметы на рисунке, для того, чтобы он идентифицировал их с чем-то или кем-то.
  • Работа с героями рисунка. Ребёнку предлагается вести диалог между двумя героями его рисунка или противоположными сторонами образа или предмета (например, добро-зло, любовь-ненависть, горе-радость, либо печальная и счастливая сторона образа).
  • Обсуждение цветовой гаммы рисунка. Психотерапевт просит обратить внимание на цвет: что он означает, о чём говорит.
  • Установление параллелей с ситуациями жизни и их обсуждение. На этом этапе рисунок откладывается и прорабатываются реальные ситуации или рассказы, вытекающие из рисунка или возникающие в ходе беседы.
В процессе работы осуществляется наблюдение за внешними проявлениями: особенностями оттенка голоса, положением тела, выражением лица, жестами, дыханием.

МОЛЧАНИЕ может означать контроль, обдумывание, припоминание, тревогу, страх, осознание чего-либо, сопротивление.

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ:

  • Кто это? Сколько ему лет?  Где он живёт?  Что делает?  Как себя чувствует?
  • Кто этим пользуется?  Кто тебе ближе всех?  Что заставило его так переживать?
  • Как завершилась ситуация?
  • Что происходит сейчас?
  • Что нужно сделать, чтобы побороть страх? Снизить тревогу?
  • Представь, что это делаешь ты. Как это? Что будет потом?

ТЕХНОЛОГИЯ  РАБОТЫ:

ПЕРВАЯ  ВСТРЕЧА: Установление контакта. Свободное рисование (Ребёнок рисует то, что хочет)

ВТОРАЯ  ВСТРЕЧА: Мой дом, моя семья


ТРЕТЬЯ  ВСТРЕЧА: Автопортрет в полный рост.


ЧЕТВЁРТАЯ  ВСТРЕЧА: Несуществующее животное.


ПЯТАЯ  ВСТРЕЧА: Я переживаю. Моя боль. То, что меня волнует.


ШЕСТАЯ  ВСТРЕЧА: Я боюсь. Мой страх. Это меня испугало.


СЕДЬМАЯ  ВСТРЕЧА: Сон, который меня взволновал.


ВОСЬМАЯ  ВСТРЕЧА: Я и мои друзья. Я в классе. Мой лучший друг.


ДЕВЯТАЯ  ВСТРЕЧА: То, о чём я мечтаю. Три желания. Золотая рыбка. Ромашка желаний. Цветик – семицветик.


ДЕСЯТАЯ  ВСТРЕЧА: Я такой счастливый, я такой довольный. Счастье. Самый счастливый день. Моя радость. Что заставляет моё сердце петь. 

ОДИННАДЦАТАЯ  ВСТРЕЧА: Если бы у меня была волшебная палочка, я превратился бы…
                                          Это я… Автопортрет в лучах солнца.

ДВЕННАДЦАТАЯ  ВСТРЕЧА: Моё будущее.

Завершение работы. Подведение итогов.

Литература:

1. Водинская М.В. Коррекционные занятия художественным творчеством с детьми, имеющими трудности развития. – Особый ребенок. Исследования и опыт помощи. №2. – Москва, 1999
2. Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. //Собр. соч.: В 6 т. – Т.5. – М., 1983.
3. Дрезнина М. Игры на листе бумаги. - Москва: Издательский дом «Искатель», 1997
4. Зинкевич- Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. – Спб.: Речь, 2006
5. Зинкевич- Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - Спб.: Речь, 2002
6. Зинкевич- Евстигнеева Т.Д., Кудзилов Дм. Психодиагностика через рисунок в  сказкотерапии. - Спб.: Речь, 2003
7. Крылов Д.Н., Кулакова Т.П. Доклинические формы нервно-психических нарушений у школьников и их профилактика // Школа и психическое здоровье учащихся. – М., 1988.
8. Красный Ю.Е. Арт- всегда тарапия. – Москва: Межриг. центр управления и полит. консультирования, 2006
9. Копытин А.И. Системная Арт-терапия.- Спб: Питер, 2001
10. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий.– Спб: Речь, 2003
11. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у де­тей. – 1985.
12. Макарова Е. Преодолеть страх или искусствотерапия. – Москва: Школапресс, 1996
13. Медведева И., Шишова Т. Разноцветные белые вороны. – Москва: Семья и школа, 1996
14. Остер Дж., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. Методическое пособие для слушателей курса «Психотерапия». Москва, 2000
15. Практикум по Арт-терапии. /Под ред. Копытина А.И. – Спб: Питер, 2000
16. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми - /Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений под редакцией И.В. Дубровиной
17. Шишова Т. Страхи – это серьезно.- Москва: Издательский дом «Искатель», 1997
18. Шишова Т. Застенчивый невидимка.- Москва: Издательский дом «Искатель», 1997

<-- В   НАЧАЛО             << Психологическая помощь ребёнку, переживающему горе >>