ЦЕЛЬ: Помочь ребёнку начать осознавать себя и своё существование в мире.
Количество занятий: 12 встреч
Время работы: 35-40 минут
Интервал: 1 раз в неделю
Дополнительно: можно подготовить дополнительные задания на развитие интеллекта и познавательных функций, посильных для ребёнка, чтобы он уходил успешным, укрепляя уверенность в себе, повышая самооценку.
Для работы используются: листы плотной альбомной бумаги цветными карандашами. (Дети любят фломастеры, краски, но в данной технологии лучше использовать мягкие цветные карандаши шести основных цветов: красного, черного, синего, зелёного, коричневого). В наборе нет простого карандаша, но если ребёнок попросит – ему можно дать его.
Предпринимаются действия, чтобы ребёнок делился своими ощущениями, чувствами, по отношению к работе. В результате ребёнок начинает лучше себя осознавать, то что он делает.
МОЛЧАНИЕ может означать контроль, обдумывание, припоминание, тревогу, страх, осознание чего-либо, сопротивление.
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ:
ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА: Установление контакта. Свободное рисование (Ребёнок рисует то, что хочет)
ВТОРАЯ ВСТРЕЧА: Мой дом, моя семья
ТРЕТЬЯ ВСТРЕЧА: Автопортрет в полный рост.
ЧЕТВЁРТАЯ ВСТРЕЧА: Несуществующее животное.
ПЯТАЯ ВСТРЕЧА: Я переживаю. Моя боль. То, что меня волнует.
ШЕСТАЯ ВСТРЕЧА: Я боюсь. Мой страх. Это меня испугало.
СЕДЬМАЯ ВСТРЕЧА: Сон, который меня взволновал.
ВОСЬМАЯ ВСТРЕЧА: Я и мои друзья. Я в классе. Мой лучший друг.
ДЕВЯТАЯ ВСТРЕЧА: То, о чём я мечтаю. Три желания. Золотая рыбка. Ромашка желаний. Цветик – семицветик.
ДЕСЯТАЯ ВСТРЕЧА: Я такой счастливый, я такой довольный. Счастье. Самый счастливый день. Моя радость. Что заставляет моё сердце петь.
ОДИННАДЦАТАЯ ВСТРЕЧА: Если бы у меня была волшебная палочка, я превратился бы…
Это я… Автопортрет в лучах солнца.
ДВЕННАДЦАТАЯ ВСТРЕЧА: Моё будущее.
Завершение работы. Подведение итогов.
1. Водинская М.В. Коррекционные занятия художественным творчеством с детьми, имеющими трудности развития. – Особый ребенок. Исследования и опыт помощи. №2. – Москва, 1999
2. Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. //Собр. соч.: В 6 т. – Т.5. – М., 1983.
3. Дрезнина М. Игры на листе бумаги. - Москва: Издательский дом «Искатель», 1997
4. Зинкевич- Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. – Спб.: Речь, 2006
5. Зинкевич- Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - Спб.: Речь, 2002
6. Зинкевич- Евстигнеева Т.Д., Кудзилов Дм. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. - Спб.: Речь, 2003
7. Крылов Д.Н., Кулакова Т.П. Доклинические формы нервно-психических нарушений у школьников и их профилактика // Школа и психическое здоровье учащихся. – М., 1988.
8. Красный Ю.Е. Арт- всегда тарапия. – Москва: Межриг. центр управления и полит. консультирования, 2006
9. Копытин А.И. Системная Арт-терапия.- Спб: Питер, 2001
10. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий.– Спб: Речь, 2003
11. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – 1985.
12. Макарова Е. Преодолеть страх или искусствотерапия. – Москва: Школапресс, 1996
13. Медведева И., Шишова Т. Разноцветные белые вороны. – Москва: Семья и школа, 1996
14. Остер Дж., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. Методическое пособие для слушателей курса «Психотерапия». Москва, 2000
15. Практикум по Арт-терапии. /Под ред. Копытина А.И. – Спб: Питер, 2000
16. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми - /Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений под редакцией И.В. Дубровиной
17. Шишова Т. Страхи – это серьезно.- Москва: Издательский дом «Искатель», 1997
18. Шишова Т. Застенчивый невидимка.- Москва: Издательский дом «Искатель», 1997