УчМаг - Интернет-магазин УчМаг - Психологам УчМаг - Логопедам УчМаг - Специальным педагогам УчМаг - Социальным педагогам
УчМаг - Электронные продукты УчМаг - Родителям УчМаг - Детский мир УчМаг - Педагогам ДО УчМаг - Переподготовка, курсы, вебинары

Программа по коррекции поведения, ЭВС, общения с использованием сказкотерапии и элементов АРТ-терапии

Цель программы.

Предупреждение и устранение отклонений в поведении, развитие эмоционально-волевой сферы, произвольности психических процессов, обусловленных задержкой психического развития; создание базы для успешного усвоения общеобразовательных программ.

Задачами являются:

  • расширение и углубление знаний детей об окружающем мире;
  • развитие эмоционально-волевой сферы;
  • развитие   чувства   коллективизма,   ответственности   друг   за друга, форми-рование опыта нравственного поведения;
  • развитие    самостоятельности, самоконтроля;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • развитие   различных    анализаторов:    зрительного, слухового, речедвигатель-ного, кинестетического;
  • коррекция отклоняющегося поведения;
  • развитие эмоциональной и моторной адекватности;


Содержание программы:

Программа подразделяется на блоки:
В 1 классе:
1 блок – Диагностический (1 ч 40 мин)
2 блок -  Коррекционно- развивающий (18 часов)
3 блок -  Диагностический (1 ч 40 мин).

Во 2  классе:
1 блок – Диагностический (1 ч 10 мин)
2 блок -  Коррекционно- развивающий (9 часов).
3 блок -  Диагностический (1 час 10 мин)

В  3 – 4   классах:
1 блок – Диагностический (1 час)
2 блок -  Коррекционно- развивающий (15 часов).
3 блок -  Диагностический (1 час)

Структура коррекционно - развивающего  сказкотерапевтического занятия
с  использованием элементов АРТ-терапии:
  • Настрой на предстоящую деятельность. Разминка. Коллективные упражнения.
  • Повторение. Ведущий задает детям вопрос о том, что они помнят из прошлого занятия.
  • Расширение. Ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Предлагает детям попробовать, помочь какому-либо существу из сказки, придумать свое окончание сказки, нарисовать понравившийся сюжет из сказки (или продолжение).
  • Закрепление. Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия, превращения. Обсуждение придуманного (нарисованного детьми)
  • Интеграция. Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми в каких ситуациях из жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели.
  • Резюмирование. Ведущий подводит итог занятия.  Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта.
  • Ритуал «выхода» из сказки. Повторение ритуала «входа» в занятие с дополнением.

Занятия по сказкотерапии проводятся в 1-2 классах в рамках комплексной программы сопровождения учащихся специалистами с/к/о, в 3-4 классах как самостоятельные занятия педагога-психолога с учащимися, имеющими ОВЗ. В первом-втором классах учащиеся одного класса делятся на 3 подгруппы по 4 человека в каждой. Продолжительность одного занятия в каждой подгруппе 20 минут. В неделю проводятся 2 занятия с каждой подгруппой. В третьем – четвертом классах ребята также делятся на подгруппы, продолжительность занятия увеличивается в каждой подгруппе до 30 минут. В неделю проводится одно занятие с каждой подгруппой.

Приемы, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы,  уверенности ребенка в себе,  социальных навыков поведения:

продолжение темы прочитанной сказки детьми; выступление перед другими детьми; обсуждение поведения героев и самостоятельный выбор мотивации (я бы поступил так…).


При организации коррекционно-развивающей деятельности
учитываются следующие принципы

Принцип системности. Развитие ребенка - процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа по развитию ребенка.

Принцип концентризма.
Концентрированное расположение учебного материала, который располагается в пределах одной лексической темы, независимо от рода деятельности.

Принцип соответствия возрастным и индивидуальным возможностям
. Индивидуальная программа работы с ребенком должна строиться в соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного развития, с учетом факторов риска.

Принцип адекватности требований и нагрузок
, предъявляемых ребенку в процессе занятий, способствует оптимизации занятий и повышению эффективности и дает опору на функции, не имеющие недостатков, при одновременном “подтягивании” дефицитарных функций.

Принцип постепенности и системности
, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.

Принцип индивидуализации темпа работы
- переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа.

Принцип коммуникативности.
Обучение организуется в естественных для общения условиях или максимально приближенных к ним.

Принцип коллективизма.
Создаются условия для активной работы всех детей группы.

Принцип наглядности.
Обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых обучающимися.

Принцип развивающего обучения.
Учет зоны ближайшего развития.

Принцип единства диагностики и коррекции.
Коррекция проводится на основе результатов проведённой диагностики.

Принцип учета соотношений первичного нарушения и вторичных отклонений в развитии ребёнка.

 

                              <<Програмима по коррекции поведения, ЭВС, общения с использованием сказкотерапии и элементов АРТ-терапии>>          ДАЛЕЕ -->