Программа по коррекции поведения, ЭВС, общения с использованием сказкотерапии и элементов АРТ-терапии
Цель программы.
Предупреждение и устранение отклонений в поведении, развитие эмоционально-волевой сферы, произвольности психических процессов, обусловленных задержкой психического развития; создание базы для успешного усвоения общеобразовательных программ.
Задачами являются:
-
расширение и углубление знаний детей об окружающем мире;
-
развитие эмоционально-волевой сферы;
-
развитие чувства коллективизма, ответственности друг за друга, форми-рование опыта нравственного поведения;
-
развитие самостоятельности, самоконтроля;
-
развитие коммуникативных навыков;
-
развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигатель-ного, кинестетического;
-
коррекция отклоняющегося поведения;
-
развитие эмоциональной и моторной адекватности;
Содержание программы:
Программа подразделяется на блоки:
В 1 классе:
1 блок – Диагностический (1 ч 40 мин)
2 блок - Коррекционно- развивающий (18 часов)
3 блок - Диагностический (1 ч 40 мин).
Во 2 классе:
1 блок – Диагностический (1 ч 10 мин)
2 блок - Коррекционно- развивающий (9 часов).
3 блок - Диагностический (1 час 10 мин)
В 3 – 4 классах:
1 блок – Диагностический (1 час)
2 блок - Коррекционно- развивающий (15 часов).
3 блок - Диагностический (1 час)
Структура коррекционно - развивающего сказкотерапевтического занятия
с использованием элементов АРТ-терапии:
-
Настрой на предстоящую деятельность. Разминка. Коллективные упражнения.
-
Повторение. Ведущий задает детям вопрос о том, что они помнят из прошлого занятия.
-
Расширение. Ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Предлагает детям попробовать, помочь какому-либо существу из сказки, придумать свое окончание сказки, нарисовать понравившийся сюжет из сказки (или продолжение).
-
Закрепление. Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия, превращения. Обсуждение придуманного (нарисованного детьми)
-
Интеграция. Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми в каких ситуациях из жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели.
-
Резюмирование. Ведущий подводит итог занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта.
-
Ритуал «выхода» из сказки. Повторение ритуала «входа» в занятие с дополнением.
Занятия по сказкотерапии проводятся в 1-2 классах в рамках комплексной программы сопровождения учащихся специалистами с/к/о, в 3-4 классах как самостоятельные занятия педагога-психолога с учащимися, имеющими ОВЗ. В первом-втором классах учащиеся одного класса делятся на 3 подгруппы по 4 человека в каждой. Продолжительность одного занятия в каждой подгруппе 20 минут. В неделю проводятся 2 занятия с каждой подгруппой. В третьем – четвертом классах ребята также делятся на подгруппы, продолжительность занятия увеличивается в каждой подгруппе до 30 минут. В неделю проводится одно занятие с каждой подгруппой.
Приемы, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы, уверенности ребенка в себе, социальных навыков поведения:
продолжение темы прочитанной сказки детьми; выступление перед другими детьми; обсуждение поведения героев и самостоятельный выбор мотивации (я бы поступил так…).
При организации коррекционно-развивающей деятельности
учитываются следующие принципы
Принцип системности. Развитие ребенка - процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа по развитию ребенка.
Принцип концентризма. Концентрированное расположение учебного материала, который располагается в пределах одной лексической темы, независимо от рода деятельности.
Принцип соответствия возрастным и индивидуальным возможностям. Индивидуальная программа работы с ребенком должна строиться в соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного развития, с учетом факторов риска.
Принцип адекватности требований и нагрузок, предъявляемых ребенку в процессе занятий, способствует оптимизации занятий и повышению эффективности и дает опору на функции, не имеющие недостатков, при одновременном “подтягивании” дефицитарных функций.
Принцип постепенности и системности, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.
Принцип индивидуализации темпа работы - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа.
Принцип коммуникативности. Обучение организуется в естественных для общения условиях или максимально приближенных к ним.
Принцип коллективизма. Создаются условия для активной работы всех детей группы.
Принцип наглядности. Обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых обучающимися.
Принцип развивающего обучения. Учет зоны ближайшего развития.
Принцип единства диагностики и коррекции. Коррекция проводится на основе результатов проведённой диагностики.
Принцип учета соотношений первичного нарушения и вторичных отклонений в развитии ребёнка.
<<Програмима по коррекции поведения, ЭВС, общения с использованием сказкотерапии и элементов АРТ-терапии>> ДАЛЕЕ -->