УчМаг - Интернет-магазин УчМаг - Психологам УчМаг - Логопедам УчМаг - Специальным педагогам УчМаг - Социальным педагогам
УчМаг - Электронные продукты УчМаг - Родителям УчМаг - Детский мир УчМаг - Педагогам ДО УчМаг - Переподготовка, курсы, вебинары

Развитие творческого мышления и воображения
у учащихся С/К/ОУ VIII вида

Выступление на родительском собрании

ПЛАН ВЫСТУПЛЕНИЯ.

1. Определение творческого мышления и воображения.
2. Особенности творческого мышления и воображения детей отклонениями в развитии.
3. Тестирование учащихся класса. Результаты.
4. Развитие творческого мышления и воображения учащихся школы.

         Творческое мышление и воображение составляют основ творческой деятельности человека. Творческой деятельностью мы называем такую деятельность, которая создаёт нечто новое и необычное, интересное.
         Творческая личность должна обладать способностями и знаниями, умениями, иметь определённые мотивы, благодаря которым создаётся что-то новое, оригинальное. В развитии творческих способностей важную роль играют воображение интуиция, компоненты умственной активности.
         Не все, конечно, люди могут стать творческими личностями, но творческое отношение к любому делу, использование элементов творчества в работе под силу и необходимо каждому. Творчески относиться к делу, значит выполнять его качественно на более высоком уровне. И даже если мы выполняем повседневную работу - мастерим что-то, выращиваем растения, пишем письма, рисуем, играем - можем внести в работу что-то новое, неповторимое. Если у нас получается, мы испытываем радость. Творческий человек всегда чем-то увлечён. С творческих возможностей человека зависит его жизненный уровень.
         В поведении человека можно различить 2 основных вида поступков. Один вид можно назвать воспроизводящим или репродуктивным; он бывает связан теснейшим образом с памятью. Его сущность заключается в том, что человек воспроизводит и повторяет уже ранее создавшиеся и выработанные приём поведения или воскрешает следы от прежних впечатлений. Когда наши дети рисуют дом, они вспоминают дом, в котором живут и который они видели на картинках. В этом случае общим является то, что деятельность не создаёт ничего нового, а воспроизводит то, что было. Такое сохранение прошлого опыта играет большую роз в приспособлении к окружающему миру, создавая и вырабатывая постоянные привычки, повторяющиеся в одинаковых условия. Этот вид деятельности наиболее развит у наших детей. Они рисуют картины на основании прошлого опыта, говорят слова, услышанные ранее. Их словарный запас крайне ограничен.
         Кроме воспроизводящей деятельности существует и другой вид - комбинирующий или творческий. Результатом этого вида является не воспроизведение бывших в опыте впечатлений и действий, а создание новых образов или действий.
         Творчество заложено в детях природой. Они любят сочинят придумывать, изображать, перевоплощаться. Детское творчество увядает, если к нему не проявляется интереса со сторон окружающих.
         Если бы деятельность человека ограничивалась одни воспроизведением старого, то человек был бы существо? обращенным только к прошлому. Именно творчески деятельность человека делает его существом, обращенным будущему, созидающим его и видоизменяющим своё настоящее.
         Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психологи называют воображением или фантазией.
         Развивать воображение необходимо каждому человеку. Это необходимо в повседневной жизни и любой деятельности человека. А для того, чтобы его развивать, необходимо много читать с ребёнком, выполнять различные виды прикладной деятельности. Читая, ребёнок воспринимает различную информацию, учится понимать смысл прочитанного, на основе этого у него возникают различные образы. Необходимо обсуждать также с ребёнком прочитанное, учить сопереживать его героям.
         Работая с вашими детьми, учителя сталкиваются с тем, что детей преобладает воссоздающее воображение. Детям трудно придумать новые образы. Проведём небольшой тест на исследование уровня воображения и творческого мышление учащихся.

ПРОВОДИТСЯ ТЕСТ    "Дорисуй фигурку"

         Ребятам необходимо дорисовать геометрические фигуры так, чтобы получились законченные сюжетные картинки. На наглядном примере родители видят, как дети создают рисунки, предложенных фигурок. Подводятся результаты обследования.

         Из 9 человек, нарисовавших картинки: 1 учащийся нарисовал сюжетную картинку; 1 человек не смог дорисовать ничего; 7 человек дорисовали изображённые фигурки до геометрических, имеющих простую форму (овал, круг, треугольник, прямоугольник)
         Подводятся итоги. Чтение книг, обсуждение содержания прочитанного, совместные творческие игры родителей и ваши детей сближают всех, помогают детям развивать воображение мышление, познать опыт, имеющийся у вас.

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

1.  Быстро назовите дни недели в обратном порядке.

2.  Быстро дотроньтесь до 10 предметов рукой (ногой, головой, коленом, мизинцем)

3.  Возьмите ручку и напишите свои имя и фамилию в обратном порядке, имена и отчества своих близких и знакомых.

4.  Включите музыку. Пусть потанцуют ваши глаза, нос, губы, язык челюсть

5.  Метод Леонардо да Винчи. В одной руке - один карандаш, в другой руке другой карандаш. Нарисуйте картинку одновременно двумя руками.

6.  Придумайте рифмы к словам:

День -...          Друг- ...         Книжка- ... Хлопушка-...         Грести- ...         Ночь - ...

7.  Произнесите стихотворение:
         Однажды в студёную зимнюю пору
         Я из лесу вышел, был сильный мороз

  • Шёпотом
  • С максимальной громкостью
  • С пулемётной скоростью
  • Со скоростью улитки
  • Как будто вы страшно замёрзли и т.д.
  • 8. Психическая вибрация. Чтение текста с различным выражением лица (веселым, хмурым, сердитым, отсутствующим, грустным, счастливым, хитрым

             Жил на свете старичок
             Маленького роста
             И смеялся старичок
             Чрезвычайно просто:
             Ха-ха-ха да хе-хе-хе
             Хи - хи хи да бух - бух!
             Бу-бу-бу да бе-бе-бе
             Динь-динь-динь -да- трюх-трюх-трюх?

             Раз увидя паука.
             Страшно испугался,
             Но схватившись за бока.
             Громко рассмеялся:
             Хи-хи-хи да ха-ха-ха
             Хо-хо-хо да гуль-гуль!
             Ги-ги-ги да га-га-га!
             Го-го-го да будь-будь!

    9. Круги. Каждому участнику вручается листок, и он должен нарисовать как можно больше предметов, элементом которых является круг. НАПРИМЕР, солнышко, цветок, яблоко, часы, пуговица, розетка, монетка и т.д.

    ТЕСТ "ЕСТЬ ЛИ У ВАС ФАНТАЗИЯ".

    Вам необходимо ответить на следующие вопросы. Рядом с вопросами находятся варианты ответов и баллы. Вам надо подсчитать количество баллов, набранных за ответы на вопросы.

     ДАНЕТ
    1. Занимаетесь ли вы рисованием?12
    2. Часто ли грустите?12
    3. Когда рассказываете какой-нибудь подлинный случай, прибегаете ли к вымышленным подробностям для украшения?10
    4. Проявляете ли вы инициативу в работе?2I
    5. Размашистый ли у вас почерк?10
    6. Руководствуетесь ли вы в одежде собственным вкусом больше чем модой?21
    7. Когда скучаете, рисуете ли вы фигурки?01
    8 .Когда слушаете музыку, возникают ли у вас образы, связанные с мелодией?10
    9. Любите ли писать длинные письма?21
    10. Снятся ли вам необыкновенные сны?10
    11. Представляете ли себе место, в которое стремитесь попасть но знаете его только по рассказам знакомых?10
    12. Часто ли плачете в кино?10

    Результаты:
    14-16 баллов: у вас буйная фантазия. Если сумеете ей воспользоваться, жизнь может стать гораздо богаче и принести много радости окружающим людям.
    9-12 баллов: ваша фантазия - не из самых слабых, и только от вас зависит, сумеете ли вы её развить.
    5-8 баллов: вы - реалист, не витаете в облаках. Но фантазия ещё никому не повредила

    ТЕСТ "ТАЛАНТЛИВ ЛИ ВАШ РЕБЁНОК?"

    1. Умел ли ваш ребёнок читать в дошкольном возрасте:
    а) самостоятельно - 7 очков
    б) с помощью взрослого

    2. Много читает, притом быстро: - 2 очка

    3. Проявляет большой интерес к словарям, энциклопедиям, справочникам - 2 очка

    4. Быстро научился читать, но есть проблемы с письмом (вопрос для мальчиков) - 1 очко

    5. Больше всего ребёнку нравится контактировать с детьми более старшего возраста ему одинаково интересно расспрашивать их и играть с ними - 2 очка

    6. С большим интересом общается со взрослыми - 2 очка

    7. Задает много различных и неожиданных вопросов - 2 очка

    8. Всегда ли старается выяснить причину каждого явления - 1 очко.

    9. Ему бывает время от времени скучно, но если он попадает в ситуацию, которая его занимает, ребёнок проявляет необычайный интерес - 2 очка.

    10. Совершенно чётко выражает своё отношение к другим - 1 очко.

    11. Ребёнка раздражают однообразные обязанности, например, умывание, одевание - 1 очко.

    12. Очень чувствителен к несправедливости, даже если она касается не его - 2 очка.

    13. Проявляет большое чувство юмора - 2 очка.

    14. У него богатый словарный запас, но ещё больше он поражает вас своими рассуждениями - 2 очка.

    15. Ему нравятся сложные игры " шахматы, компьютерные игры, интеллектуальные - 2 очка.

    16.Если учится в средней школе, что он стал менее любимым сверстниками, чем в начальных классах - 1 очко.

    17. Наиболее охотно занимается и работает самостоятельно - 2 очка.

    18. Его интересуют смысл жизни, происхождение человека, исторические события - 2 очка.

    19. Он один из лучших в классе, хотя не прилагает к этому почти никаких усилий - 2 очка.

    Подсчитайте полученные результаты:
  • Если баллов больше 10 - ваш ребёнок проявляет особые способности. Чем больше окажется итог, тем талантливее ребёнок.
  • Если число очков превышает 14, то для дальнейшего развития способностей вы должны обратиться за помощью к специалистам.
  • Иванова Елена Михайловна
    Педагог - психолог
    г. Чебоксары