УчМаг - Интернет-магазин УчМаг - Психологам УчМаг - Логопедам УчМаг - Специальным педагогам УчМаг - Социальным педагогам
УчМаг - Электронные продукты УчМаг - Родителям УчМаг - Детский мир УчМаг - Педагогам ДО УчМаг - Переподготовка, курсы, вебинары

Родительское собрание на тему
« МОЙ  ДОМ  --  МОЯ  СЕМЬЯ ».

Цели: - дать родителям возможность поделиться своим опытом воспитания детей подростков;

  • расширить психологические знания родителей;
  • помочь наладить более комфортные для детей и родителей отношения в семье.

План собрания :

  • Организационный момент.
  • Вступительное слово « Учим детей общению, учимся у детей общению ».
  • Разбор различных житейских ситуаций и коллективный поиск наилучшего выхода из них.
  • Составление памятки для родителей.
  • Подведение итогов.
ХОД  СОБРАНИЯ :

1. Вступительное слово.
               Семья – это малая устойчивая человеческая группа, считают психологи. И, как это бывает со всеми устойчивыми группами, в каждой семье складывается свой эмоционально-психологический климат, благоприятный или неблагоприятный с точки зрения духовного развития отдельных членов семьи.
               Ситуация в семье часто осложняется, когда ребёнок вступает в переходный возраст. Сегодня мы постараемся понять, насколько в подростковый период важно для ребёнка общение, особенно семейное.
               Круг общения подростка значительно шире, чем у учащегося начальных классов. Подростки начинают замечать представителей противоположного пола. Они критически оценивают слова и поступки взрослых, в том числе своих родителей. Вот почему взрослым в этот период жизни ребёнка требуется более критично относиться к себе и своим поступкам.
               С одной стороны, подросток в этот период стремится к самостоятельности, протестует против мелочной опеки и контроля; с другой – он испытывает тревогу и опасения, сталкиваясь с новыми для него проблемами и ожидая от родителей помощи и поддержки, не всегда желая в том им признаваться.
               Вот как об этом основном противоречии подростковой психологии общения сказал В. А. Сухомлинский : « Не опекайте меня, не ходите за мной, не связывайте каждый мой шаг… Я самостоятельный человек. Я не хочу, чтобы меня вели за руку. Пере до мной высокая гора. Это цель моей жизни. Я вижу её, думаю о ней, хочу достичь её, но взойти на эту вершину хочу самостоятельно. Я уже поднимаюсь, делаю первые шаги; и чем выше ступает моя нога, тем более широкий горизонт открывается мне, тем больше я вижу людей, тем больше познаю их, тем больше люди видят меня. От величия и безграничности того, что мне открывается, делается страшно. Мне необходима поддержка старшего друга. Я достигну своей вершины, если буду опираться на  плечо сильного и мудрого человека. Но мне стыдно и боязно сказать об этом. Мне хочется, чтобы все считали, что я самостоятельно, своими силами доберусь до вершины».
               И на основе понимания сложности и противоречивости внутреннего мира подростка взрослый и должен строить свои отношения с ним.
               Уважение к личности подростка делает вас действительно нужным своему ребёнку. К сожалению, некоторые родители представляют это только так: обеспечить материально, дать образование, оградить от неприятностей.
               Но быть нужным – это значит и разделить с ним его тревоги и сомнения, его радости и печали, это значит быть всегда « настроенным на его волну », чутко улавливая малейшие, но такие важные перепады его эмоций. Сделайте так, чтобы ответы на свои вопросы ребёнок искал у вас, а добиться этого можно только в том случае, если ваши волнения и тревоги тоже будут открыты ребёнку. Тогда вам станет понятно одно из главных правил общения: « Я хочу, чтобы меня всегда любили. Поэтому я буду открыт любящим детским сердцам ».
               Но часто, чтобы научиться понимать и отвечать своим детям, надо, как говорят психологи, научиться проявлять пристальное внимание. Почему это так трудно? Да потому, что это требует много времени ! А его постоянно не хватает. Очень трудно бывает, отодвинув бытовые проблемы, попытаться увидеть новые черты в своём ребёнке, заметить, что его волнует и тревожит.
               Все мы хотим, чтобы наши дети были похожи на нас. На нас таких, какими мы хотели бы себя видеть. Мы хотим передать им те качества своей личности и черты характера, которые сами считаем хорошими. И нам очень горько видеть, когда маленький человек перенимает как раз то, что нам в себе хотелось подавить. Происходит это потому, что свои положительные черты мы осознаём. А всё плохое, что в нас есть, мы стараемся на показ не выставлять, боясь признаться в этих своих недостатках самим себе.
               Когда мы общаемся с ребёнком, он, естественно, обращает внимание на те наши слова и полступки, которые очень сильно эмоционально выражены. Но как раз в тех случаях, когда что-то нас действительно сильно волнует, мы меньше всего способны за собой следить. В этот момент мы теряем контроль над собой, и начинают проявляться те самые «спрятанные» черты, которые передаются нашему ребёнку.
               В такие моменты нам не всегда удаётся управлять мимикой, жестами, тоном голоса, мы выплёскиваем свои эмоции на ребёнка. Чаще всего это случается, когда ребёнок становится подростком, ведь именно для подростков характерны эмоциональная неустойчивость, психологические срывы, грубость, нежелание ничего слушать.
               Попробуйте присмотреться в этот момент к своему ребёнку, взгляните на него, как бы, посторонним взглядом. Не увидите ли вы в его поведении черты самого себя?
               Отсюда вытекает ещё одно важнейшее правило общения для родителей: « Я сам люблю, когда меня принимают таким, каков я на самом деле. Поэтому я буду стремиться сопереживать ребёнку и ценить его».
               Условием преодоления трудностей в воспитании подростка и общении с ним, прежде всего, является разумная организация жизни семьи.
               В семье нужно создать атмосферу уважения друг к другу, к правам и обязанностям каждого, в том числе и подростка. Иногда мы требуем от него выполнения какой-нибудь работы, наших поручений, не считаясь с тем, что у него могут быть свои планы на этот день, обязательства по отношению к товарищам.
               Когда взрослый человек нарушает данное ребёнку слово, то у него зачастую быстро находится оправдание этому. Ребёнку же, случается, взрослые не дают даже объяснить причину его поведения.
               А ведь у каждого человека своя жизнь, свой путь в ней.
Поэтому надо понять, что разумно применять и такое правило общения: « Я единственный, кто может прожить мою жизнь. Поэтому я не должен стремиться к тому, чтобы полностью управлять жизнью ребёнка».
Иногда, чтобы разрешить ту или иную трудную ситуацию, надо лишь постараться в этой ситуации разобраться, не считая себя последней и обязательно правой инстанцией.

2. Разбор различных житейских ситуаций.

СИТУАЦИЯ  № 1:   Мальчик поздно возвращается домой. Родители, заждавшись, налетают на него с упрёками и криками, не давая ему высказаться. Мальчик уходит спать, так и не объяснив ничего родителям.
Позже раздаётся телефонный звонок, и родители узнают, что их ребёнок задержался по очень уважительной причине.

  • Реальная ситуация?
  • В чём сложность данной ситуации?

Попробуйте сами её разрешить ( Учащимися разыгрывается сценка).
Подведение итога. В том, что мальчик опоздал, не позвонил, есть, конечно, его вина, но надо понять, что в этот момент было что-то важное для него.
Отсюда следует правило: « Я забываю часто о сложных лабиринтах детства. Поэтому я позволю детям помочь мне найти выход из тупиковой ситуации ».
Как заранее предусмотреть такие проблемы, как задержка после уроков, поздний приход домой, отвлечение от нужных домашних дел?
Всё это вполне реально можно обсудить со своим ребёнком, но не в стиле указания, а в стиле совета, обсуждения, чтобы ребёнок сумел понять, почему вы волнуетесь в данной ситуации, к чему это может привести. И ещё: умейте прощать даже то, что прощать трудно. Любовь и справедливость – вот что надо нашим детям постоянно

СИТУАЦИЯ  № 2:   Многим из нас хорошо знакомы чувства, которые мы с радостью несём домой в семью. Кого-то из нас повысили в должности, кого-то наградили или ещё что-то в этом роде. Как хочется в этот момент с кем-нибудь поделиться, быть выслушанным.
Сама домашняя среда объективно способствует возникновению доверия и искренности. Но, разумеется, не во всех семьях складывается ситуация доверительного общения. Нам, взрослым, часто кажется, что только наши новости достойны того, чтобы о них узнали все члены семьи. А часто ли мы слушаем новости других?
Сценка.  Девочки идут из школы, обсуждают, что будут делать дома. Одна из них говорит, что мама только приехала, и сейчас девочка сообщит ей новости за три дня.
Но как только девочка входит домой, мама быстро спрашивает об оценках, ругает за неряшливый вид и отправляет делать уроки, ссылаясь на свою усталость.
Огорчённая девочка уходит в свою комнату.
Разбор ситуации с помощью родителей.
Еще одно правило для взрослых: « Я знаю многое об окружающем нас мире. Поэтому я буду стараться, чтобы мой ребёнок тоже нашёл себя в этом мире».
Важно не упустить момент, когда мы нужны детям, когда они тянутся к нам, хотят обсудить с нами важные для них вопросы. И это не должно становиться причиной семейного раздора.

СИТУАЦИЯ  № 3:   Девочка обращается к матери с вопросами, которые её интересуют. Мать, хотя и не отказывается отвечать на них, но постоянно поглядывает в интересную книжку, которую читала до прихода дочери.
Не вникая в проблемы дочери, считая их надуманными, мама отправляет дочку играть с младшей сестрой, хотя у девочки проблемы со сверстниками.
Обсуждение ситуации.

  • Надо ли вникать в такие ситуации?
  • Всегда ли они кажутся нам важными?
  • Пытаемся ли мы перевести «детские проблемы» на свой взрослый уровень?

А ведь ещё одна задача родителей – создать вокруг ребёнка такую живительную среду, чтобы ребёнок мог развиваться сам, активно строя свою уникальную личность.
Ещё одно правило: « Я не могу сделать так, чтобы страх, боль и разочарования ребёнка исчезли. Поэтому я буду стараться смягчать удары судьбы».

         Сведение всех сформулированных правил в памятку.
Принципы отношения родителей с детьми.

1. «Я хочу, чтобы меня всегда любили. Поэтому я буду открыт любящим детским сердцам».
2. « Я сам люблю, когда меня принимают таким, каков я на самом деле. Поэтому я буду стремиться сопереживать ребёнку и ценить его».
3. « Я единственный, кто может прожить мою жизнь. Поэтому я не должен стремиться к тому, чтобы полностью управлять жизнью ребёнка».
4. « Я забываю часто о сложных лабиринтах детства. Поэтому я позволю детям помочь мне найти выход из тупиковой ситуации ».
5. « Я знаю многое об окружающем нас мире. Поэтому я буду стараться, чтобы мой ребёнок тоже нашёл себя в этом мире».
6. « Я не могу сделать так, чтобы страх, боль и разочарования ребёнка исчезли. Поэтому я буду стараться смягчать удары судьбы».
7. « Я чувствую страх, когда я беззащитен. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру ребёнка с добротой, лаской и нежностью».
( Листы с отпечатанными принципами можно раздать родителям )

3. Заключительное слово.  Почаще смотрите на своих детей, когда они спят. Смотрите, отдыхайте душой, думайте…
Надо чаще говорить ребёнку о вашей вере в него, вашей любви. Жизнь справедлива. Если не в своей семье, так в другой, не в этой школе, так в следующей, не от вас, так от других людей, рано или поздно ваш ребёнок всё равно узнает, что такое любовь, великодушие, понимание.
Но мы-то с вами хотим, чтобы наши дети узнали это от нас, правда? Это значит сегодня, сейчас. А для начала даже небольшого разговора подойдёт и чаепитие. Сегодня угощают дети своих родителей  (Звучит песня «Погода в доме»; проходит чаепитие )

Анкеты для родителей и учащихся

         Советы американского психолога и педагога Дэвида Льюиса, обобщившего опыт тысяч семей.
Я отвечаю на все вопросы и высказывания ребёнка насколько возможно терпеливо и честно. Серьёзные вопросы и высказывания ребёнка я воспринимаю всерьёз.
У нас в квартире стоит витрина, на которой ребёнок может демонстрировать свои работы. Я не ругаю ребёнка за беспорядок в комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа ещё не закончена.


Я предоставил ребёнку комнату или специальный уголок исключительно для самостоятельных творческих занятий.
Я показываю ребёнку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.
Я предоставляю ребёнку посильную возможность в проявлении заботы.
Я помогаю ребёнку строить его планы и принимать решения.
Я стараюсь показать ребёнку интересные места.
Я помогаю ребёнку улучшать результаты его работы.
Я помогаю ребёнку нормально общаться с детьми и рад их видеть у себя в доме.
Я никогда не говорю ребёнку, что он хуже других детей.
Я никогда не наказываю ребёнка унижением.
Я покупаю ребёнку книги, связанные с его интересами.
Я приучаю ребёнка мыслить самостоятельно.
Я приучаю ребёнка к чтению с детства.
Я пробуждаю фантазию и воображение ребёнка.
Я нахожу время, чтобы каждый день побыть с ребёнком наедине.
Я позволяю ребёнку принимать участие в планировании семейного бюджета.    Я никогда не ругаю ребёнка за неумение и ошибки.
Я хвалю ребёнка за учебную инициативу.
Я учу ребёнка свободно общаться со взрослыми любого возраста.
Я позволяю ребёнку играть со всяким хламом.
В занятиях ребёнка я нахожу достойное похвалы.
Не существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуждения с ребёнком.
Я помогаю ребёнку быть личностью.
Я помогаю ребёнку находить заслуживающие внимания телепрограммы. Я никогда не отмахиваюсь от неудач ребёнка, говоря: «Я это тоже не умею».
Я верю в здравый смысл ребёнка и доверяю ему.
         Если вы согласны с 20% этих советов, то вам необходимо срочно подумать над остальным.
         Если советы устраивают вас и соответствуют вашей программе воспитания на 50% у вас всё должно получиться, у вас есть на это шансы.
         Если вы выполняете эти советы на 90%, дайте больше свободы ребёнку и себе.

Тест для родителей :
«На какой основе строится отношение отца и матери к ребёнку?»

         Если вы согласны с приведёнными ниже утверждениями, запишите себе – 1 балл,  если нет – 0 баллов.

  • Иногда немного жаль, что ребёнок вырастет и станет взрослым.
  • Если ребёнок говорит неправду, то он, скорее всего, не лжёт, а фантазирует.
  • Современные школьные программы чересчур сложны.
  • Мать должна служить эмоциональным посредником между ребёнком и отцом, потому что отцам свойственна излишняя строгость.
  • Если ребёнок занят полезным делом, но у него ничего не получается, надо похвалить его за усилие.
  • Наивная непосредственность – это скорее достоинство детского возраста, а не недостаток.
  • Если ребёнок не засыпает в темноте, ему необходима лампа-ночник.
  • Многие детские шалости объясняются дурным влиянием сверстников.
  • У каждого ребёнка есть свои достоинства, которые намного важнее недостатков.
  • Ребёнок мог бы достичь больших успехов, если бы учителя относились к нему благожелательно.
  • Когда отец и мать расходятся в оценке поведения ребёнка, важнее должно быть мнение матери, поскольку женщины – прирождённые воспитатели
  • В детстве всем необходимы занятия спортом. За семейным столом лучшие кусочки должны оставаться детям. Детское непослушание часто возникает оттого, что родители требуют от ребёнка слишком многого.
  • Повзрослев, ребёнок неизбежно столкнётся в жизни с трудностями, поэтому долг родителей – до поры его ограждать от них.

ИТОГИ: 

15 – 20 баллов.
Отец: Вы недооцениваете роль мужчины в воспитании. Ваша требовательность к ребёнку бывает продиктована вашим настроением, а не поведением ребёнка.
         Мать:  Вы очень любите ребёнка, но забываете о том, что ребёнок вырастет и должен будет решать свои проблемы самостоятельно.
8 – 11  баллов.
Отец:  В воспитании ребёнка существует отстранённость.
Мать:  Ребёнку необходимо больше вашего эмоционального участия в его жизни.
Менее   8   баллов.
Отец: Не судите слишком строго своего ребёнка.
Мать: Вашему ребёнку нужно больше мягкости и поощрения.

МИНИ—АНКЕТА  «Общение детей и родителей в лицах».

Уважаемые мамы и папы! Внимательно посмотрите на предлагаемые мимические выражения лица и ответьте на следующие вопросы:

  • С каким выражением лица вы чаще всего общаетесь со своим ребёнком ?
  • С каким выражением лица чаще всего общается с вами ваш ребёнок?
  • Каким, по вашему мнению, должно быть выражение лица вашего ребёнка во время общения с вами?

Диаграмма типичного школьного дня ученика

Диаграмма составляется по результатам ответов на вопрос , сколько времени уходит у вашего ребёнка:
  • На сон                                       -- на работу по дому
  • На школу                                  -- на общение с семьёй
  • На друзей                                  -- на одиночество
  • На всё остальное

         Что вам хочется изменить в данной диаграмме?

АНКЕТА  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ

По результатам ответов на эту анкету можно определить, верно ли выбран принцип воспитания детей.
Можете ли вы:

  • В любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком?

А)могу и всегда так поступаю
Б) могу, но не всегда так поступаю
С) не могу

  • Посоветоваться с ребёнком, несмотря на его возраст ?

А)могу и всегда так поступаю
Б) могу, но не всегда так поступаю
С) не могу

  • Признаться ребёнку в своей ошибке, совершённой по отношению к нему ?

А)могу и всегда так поступаю
Б) могу, но не всегда так поступаю
С) не могу

  • Извиниться перед ребёнком в случае, если вы были не правы?

А)могу и всегда так поступаю
Б) могу, но не всегда так поступаю
С) не могу

  • Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребёнка вывел вас из себя?

А)могу и всегда так поступаю
Б) могу, но не всегда так поступаю
С) не могу

  • Поставить себя на место ребёнка?

А)могу и всегда так поступаю
Б) могу, но не всегда так поступаю
С) не могу

  • Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц ?

А)могу и всегда так поступаю
Б) могу, но не всегда так поступаю
С) не могу

  • Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

А)могу и всегда так поступаю
Б) могу, но не всегда так поступаю
С) не могу

  • Всегда воздерживаться от слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?

А)могу и всегда так поступаю
Б) могу, но не всегда так поступаю
С) не могу

  • Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение?

А)могу и всегда так поступаю
Б) могу, но не всегда так поступаю
С) не могу

  • Выделить ребёнку один день, когда он может делать, что желает, и вести себя как хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь?

А)могу и всегда так поступаю
Б) могу, но не всегда так поступаю
С) не могу

  • Не прореагировать, если ваш ребёнок ударил, толкнул, или незаслуженно обидел другого ребёнка?

 А)могу и всегда так поступаю
Б) могу, но не всегда так поступаю
С) не могу

  • Устоять против слёз, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?

А)могу и всегда так поступаю
Б) могу, но не всегда так поступаю
С) не могу

Обработка ответов :

А – 3 балла
Б – 2 балла
С – 1 балл

От 30 до 39 баллов – вы придерживаетесь правильных принципов воспитания.
От 16 до 30 баллов – ваш метод воспитания – кнут и пряник.
Менее 16 баллов – у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребёнка.

АНКЕТА  ДЛЯ  УЧАЩИХСЯ

  • Какие положительные, на твой взгляд, качества тебе присущи ?
  • Какие отрицательные качества ты в себе находишь ?
  • Какие черты характера ты хотел бы иметь?

Анкетный опрос родителей


На первом родительском собрании.
Отвечая на вопросы анкеты, родители имеют право выбрать одно приоритетное качество.

  • Как вы думаете, чего ждёт ваш ребёнок от семьи, в которой живёт?

 А) Хорошей организации быта
Б) Радости общения
В) Покоя и защищённости

  • Что более всего заботит вас в семье?

А) Здоровье детей
Б) Хорошая учёба
В) Трудовое участие детей в жизни семьи
Г) Настроение детей и причины его изменений

  • Одинок ли ваш ребёнок в семье?

А) Да
Б) Нет
В) Не знаю

  • Как вы думаете, захочет ли ваш ребёнок, чтобы его будущая семья была похожа на родительскую ?

А) Да
Б) Нет
В) Не знаю

  • Какая из приведённых ниже жизненных установок является, по-вашему мнению, наиболее значимой для ребёнка?

А) Быть материально обеспеченным человеком
Б) Встретить любовь
В) Иметь много друзей
Г) Реализовать свои интеллектуальные возможности

  • Знаком ли ваш ребёнок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в семье ?

А) Да
Б) Нет
В) Не знаю

  • Есть ли у вашего ребёнка секреты от своей семьи ?

А) Да
Б) Нет
В) Не знаю

  • Что для вашего ребёнка вечер дома?

А) Радость общения
Б) Возможность быть самим собой
В) Мучение и пытка