УчМаг - Интернет-магазин УчМаг - Психологам УчМаг - Логопедам УчМаг - Специальным педагогам УчМаг - Социальным педагогам
УчМаг - Электронные продукты УчМаг - Родителям УчМаг - Детский мир УчМаг - Педагогам ДО УчМаг - Переподготовка, курсы, вебинары

Образцы документов психолога по изучению семьи,
воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитиии

Приложение 1      Журнал   регистрации   консультируемых   семей

Дата

ФИО
родителей, адрес, тел., место работы

ФИО ребенка,
учреждение, в котором обучается или обучался

Проблема, заявленная родителями

Реальная проблема

Диагноз ребенка

Психологический тип родителя

Рекомендации,
предложенные
семье

Примечания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение   2    

Данные   о   состоянии   здоровья   ребенка

Фамилия, имя ______________________________________________________________________________
Дата рождения _____________________________________________________________________________
Какое учреждение посещает или посещал (ДОУ, школа, класс, реабилитационный центр) _______________
Особенности протекания беременности и родов __________________________________________________
Раннее развитие и перенесенные заболевания ____________________________________________________
Диагноз ___________________________________________________________________________________
Состояние интеллекта _______________________________________________________________________
Состояние речи _____________________________________________________________________________
Состояние двигательной сферы _______________________________________________________________
Состояние эмоционально-волевой сферы _______________________________________________________
Особенности личности и межличностных отношений _____________________________________________

Приложение 3  

Анкета  для   родителей

Фамилия, имя ребенка______________________________________________________________________
Дата рождения ребенка______________________________________________________________________
Класс (школа № ...), где обучается ребенок______________________________________________________
Фамилия, имя, отчество матери (лица, ее заменяющего)__________________________________________
Возраст___________________________________________________________________________________
Домашний адрес ___________________________________________________________________________
Телефон __________________________________________________________________________________
Образование_______________________________________________________________________________
Занимаемая должность______________________________________________________________________
Фамилия, имя, отчество отца ребенка (лица, его заменяющего)      _________________________________
Возраст ___________________________________________________________________________________
Домашний адрес ___________________________________________________________________________
Телефон __________________________________________________________________________________
Образование_______________________________________________________________________________
Занимаемая должность______________________________________________________________________
Состав семьи (подчеркнуть): ребенок с нарушениями в развитии; другие дети в семье, которые родились:
  1. до него,
  2. после него,
  3. ребенок с нарушениями в развитии является одним из двойни;

мать
отец
бабушка
дедушка
другие родственники
Материальные условия проживания семьи

Приложение 4.

Сводная   таблица
результатов   первичного   обследования матери   (отца)   ребенка

с   отклонениями   в   развитии

Фамилия, имя, отчество
Дата
Предлагаемые  методики   (на выбор психолога):

1.   Социограмма «Моя семья»

2. СМОЛ (анкета «Психологический тип родителя»)

3. АТАТ (Адаптированный тематический апперцептивный тест)

4. УНП

5.   13 СХП

6.  Тест М. Люшера

7.   РАИ (ОРО, АСВ)

Психологический тип
Модель взаимодействия с ребенком (выбрать):

  1. модель «сотрудничество»
  2. модель  «отказ  от  взаимодействия»

Коррекционная группа

Приложение    5.

Сводная   таблица
результатов   повторного   обследования матери   (отца)   ребенка
с   отклонениями   в   развитии

 

Фамилия, имя, отчество

Дата

Методики:

1.   Социограмма «Моя семья»

2.   СМОЛ (анкета «Психологический тип родителя»)

3.  АТАТ     (Адаптированный тематический     апперцептивный тест)

4.  УНП

5.   13 СХП

6.  Тест М. Люшера

7.   РАRI (ОРО, АСВ)

Общий   результат  психокоррекции

Модель взаимодействия с ребенком (выбрать):

• модель «сотрудничество»

• модель  «отказ  от  взаимодействия»

При повторном обследовании после проведенной психокоррекции должны быть обязательно использованы те методики, которые применялись при первичной диагностике.

Распределение родителей на   подгруппы

Невротичные Психосоматичные Авторитарные
1. 1. 1.
2. 2. 2.
3. 3. 3.
4. 4. 4.
5. 5. 5.

Приложение    6.

Заключение
по итогам психологического изучения
семьи Иванова Вани,  учащегося школы №... VIII вида


Иванов Ваня, обучается в 6 классе школы № .... С начала учебного года стал пропускать уроки, снизил успеваемость. В школу была вызвана мать Вани, Иванова Татьяна Николаевна, которая согласилась на консультацию у психолога. Иванова Татьяна Николаевна, 42 г., работает учетчицей в домоуправлении.
В ходе консультирования было проведено экспери­ментальное изучение особенностей внутрисемейных взаимоотношений.
Со слов матери было установлено, что отец Вани ушел из семьи и подал на развод. В настоящее время Татьяна Ни­колаевна испытывает сложные эмоциональные переживания: разводиться не хочет, боится остаться одна с больным ребен­ком, но и хочет наказать мужа за измену. Уход мужа из дома, по ее мнению, разрушил всю ее жизнь и осложнил ее отношения с сыном. Ваня весь в отца, в последнее время совсем ее не слушает, дерзит, скандалит, грозится также уйти. На вопрос, как она оценивает свои отношения с сыном, отвечает, что оценивает положительно. Отношениям мужа с сыном дает отрицательную оценку, так как муж, выпивая, часто бил сына и называл «дураком». На вопрос, может ли она сама физически
наказать сына, отвечает, что ничего плохого в этом не видит, если он не слушается.                                             

Объективное обследование Иванова Вани показало:

  1. общий уровень интеллекта снижен; диагноз (умственная отсталость в легкой степени) сомнений не вызывает;
  2. по Р. Жилю выявлен высокий уровень фрустриро-ванности, подчеркивает стремление быть с отцом (в беседе подтверждает, что от контактов с матерью отказывается, а с отцом «хотел бы жить всегда, так как он добрый, хотя и пьет»);
  3. данные методики «Два дома» также подтверждают желание ребенка быть с отцом;
  4. в рисуночных тестах («Автопортрет» и «Несуществующее животное») особенно ярко проявляется агрессивность ребенка; рисунок семьи рисовать отказался.

Объективное обследование Ивановой Т. Н. показало:

  1. по СМОЛ выявлена акцентуация по гипертимному типу, подтверждена выборами Б и И по 13 СХП; по УНП — высокий уровень невротизации; все выявленные характеристи­ки позволяют отнести данную родительницу к авторитарному типу;
  2. по РАМ выявлена низкая интегрированность семьи, в качестве модели воспитания избирает гипоопеку;
  3. в социограмме «Моя семья» мужа выводит за круг, а сына изображает меньшим кружком, чем себя.

Итак, в результате изучения внутрисемейных отношений было выявлено, что межличностные взаимосвязи в семье Иванова Вани могут быть квалифицированы для него как неблагоприятные. Предполагаемое развитие отношений в семье (оформление развода отцом Вани) также рассматривается как неблагоприятное. Семья неполная. Стиль воспитания (гипоопека и оправдание физических наказаний), избранный матерью (авторитарный тип), неадекватен.

Объективное обследование Петровой С. И. показало:

  1. по СМОЛ выявлена тенденция к оптимистичности, что подтверждается выборами Б и В по 13 СХП; по УНП — низкий уровень невротизации; полученные данные позволяют отнести данного родителя к авторитарному типу;
  2. по РАШ выявлена низкая интегрированность се­мьи, в качестве модели воспитания избирает гиперопеку;
  3. по методике А. Я. Варги, В. В. Столина избирает в качестве варианта родительского отношения модель «автори­тарная гиперсоциализация»;
  4. в социограмме «Моя семья» в центре круга в пер­вую очередь рисует дочь, потом себя, затем мужа, все кружки одинакового размера.

Итак, в результате изучения внутрисемейных отноше­ний было выявлено, что межличностные взаимосвязи в семье Петровой Тани могут быть квалифицированы как недостаточно для нее благоприятные. У родителей отсутствует единая педагогическая позиция в выборе модели воспитания ребенка. Мать в силу своих психологических характеристик (авторитарный тип) оказывает давление как на отца, так и на дочь, что усиливает внутрисемейный конфликт. Супруг (невротичный тип) скептически относится к планам жены в отношении дочери. Мать Тани, к сожалению, переоценивает ее возможности. Различия в стилях воспитания, избранных родителями, фрустрируют личность ребенка. У девочки развивается тревож­ность.
Рекомендации
Петровой Тане рекомендуется посещение психокоррекционных занятий у школьного психолога. Супругам Петро­вым рекомендуется пролонгированное консультирование у психолога с дальнейшим совместным посещением индивидуальных и групповых психокоррекционных занятий.
Психолог:
Дата: