УчМаг - Интернет-магазин УчМаг - Психологам УчМаг - Логопедам УчМаг - Специальным педагогам УчМаг - Социальным педагогам
УчМаг - Электронные продукты УчМаг - Родителям УчМаг - Детский мир УчМаг - Педагогам ДО УчМаг - Переподготовка, курсы, вебинары

Конспекты групповых психокоррекционных занятий,
проводимых с родителями

Приводятся конспекты занятий, составленные из заданий, кото­рые используются в работе с родителями на групповой психокоррек­ции (В. В. Ткачева, 1999, 2000).

Занятие 2  

Цели:

коррекция личностных нарушений;
обсуждение проблемы негативного восприятия отцом недостатков развития его ребенка;
формирование позитивных психологических устано­вок, способствующих коррекции родительского поведения, межсупружеских и родительско-детских взаимоотношений;
обучение технике мышечной релаксации и релакса­ции при совместном групповом пении.

I.   Разминка
Приветствие
1.   Обсуждение дневниковых записей.
Знакомясь с итогами выполнения домашнего задания (дать ответ на вопрос: «Понимаем ли мы с мужем друг друга? Что нас объединяет?»), психолог выясняет позиции участниц группы:
«Что может объединять мужа и жену? Взаимная любовь, любовь к детям, любовь к больному ребенку, общие интересы и т. д. Может ли их разделить болезнь ребенка?
Наверное, это зависит от самих родителей: от того, какие чувства они испытывают к рожденному ими больному ребенку, насколько они привязаны друг к другу и к ребенку, как понимают друг друга, каким представляют свое семейное счастье и какое место в нем занимает больной ребенок. Давайте обсудим эти проблемы...»

Беседа по обсуждению дневниковых записей не долж­на превышать 3—5 мин.
2.Игра «Чудесный мешочек».
Психолог проходит по кругу с мешочком, в котором находятся мелкие предметы. Каждая из участниц опускает руку в мешочек и, не заглядывая в него, берет любой предмет. После того как все получат по одному предмету, психолог объясняет условид игры: «Вы вытащили из мешочка ка­кой-то предмет. Теперь вам необходимо отыскать в нем такие характеристики, которые объединяют его и вашу семью. Привожу пример. Мне достался пластмассовый шарик. Ша­рик круглый. В нем нет углов, значит, и нет острых неразре­шимых проблем. Наша семья всегда собирается за столом, круглым, как этот шарик. Это и есть то, что объединяет этот шарик и нашу семью».
3.Игра «Диалог между сторонами моего Я: ласко­
вая мать и жена и строгая мать и жена».

Как и в первой части нашего тренинга (В. В. Ткачева, 1999, с. 21—22), игра «Диалог...» позволяет развить в участни­цах чувство самоутверждения, сделать адекватной самооценку и преодолеть личностные проблемы. Особое значение «Диа­лог...» имеет при коррекции у родительниц личностных нару­шений: неуверенности в себе, агрессивности, авторитарности, истеричности, проявлений мазохизма, сензитивности.
Для выполнения упражнения в центр круга ставятся два стула. Каждый из стульев символизирует определенные и одновременно противоположные друг другу личностные характеристики (например, ласковая и строгая мать/жена). В зависимости от того, куда садится участница, она исполняет ту или иную роль. Вначале психолог предлагает воспроизвести и проиграть образ, объединяющий типичные черты, характерные для конкретной участницы. Затем эта же участница играет роль с противоположными характеристиками. Это упражнение может выполняться как каждой отдельной родительницей перед всей группой, так и в парах.
4.Обсуждение моделей позитивного поведения
(В. В. Ткачева, 2000, с. 109).
Модель
Я как мать должна:
—  уметь в случае стрессовой ситуации мысленно построить преграду, защитную стенку или поместить ребенка и себя в невидимый футляр или броню для того, чтобы отделиться от любого раздраженного или агрессивно настроенного по отношению к моему ребенку и ко мне субъекта.

II.   Основная часть
Обсуждение рассказа «Папа, поиграй со мной».
Психолог вывешивает перед участницами подготов­ленный текст рассказа, написанный крупным шрифтом, и чи­тает его вслух.
«В этот день Андрей вернулся домой рано. Лена очень обрадовалась приходу мужа. Наконец, подумала она, удастся поговорить с Андреем о болезни сына, посоветоваться, вместе принять решение. „Да и хорошо будет, если Андрей поиграет с Митенькой, — размышляла Лена, — ведь он с ним так мало общается ". Пока муж раздевался и мыл в ванной руки, Лена быстро разогрела ужин, накрыла на стол и побежала в гостиную за Митей.
Трехлетний сын Лены и Андрея лежал в детском манеже. Ко­варная болезнь сковала ручки и ножки малыша. Каждый раз, глядя на сына, Лена испытывала нестерпимую боль. С болезнью сына она не могла смириться. Вскоре после рождения Мити, когда выяснилось, что он нездоров, Лена оставила любимую работу и все время теперь посвя­щала сыну. Она делала все возможное: возила его на массаж, консультировала у разных специалистов, занималась с ним сама дома, посещала с ним сеансы экстрасенса. Лена очень уставала, порой ей казалось, что она бьется головой в непробиваемую стену. Положительные результаты появлялись с большим трудом, но все же они были.
В последнее время ее стала беспокоить и еще одна пробле­ма: она стала все больше ощущать потребность в поддержке близких лиц, в первую очередь мужа. И сегодня как раз такой случай предста­вился.
Лена взяла Митю на руки и пошла с ним на кухню. Сев за стол, она первая завела разговор с мужем:
— Сегодня мы с Митенькой были в поликлинике, консультировал профессор. Знаешь, это известный врач. Он советует ложиться к нему в клинику. Я уже записалась. Как ты на это смотришь?
Андрей с сожалением посмотрел на жену и сказал:
— Мне кажется, что традиционная медицина нам вряд ли поможет. Нужно найти целителя. У нас на работе есть один такой.
Всем помогает. Я поговорю. Он помолчал, а потом добавил:
— А так уже третий год, а толку нет.
В кухне стало тихо. Разговор не клеился. Лена почувствовала жесткость в словах мужа. Ввязываться в спор не хотелось, и она промолчала. После ужина Лена предприняла еще одну попытку пого­ворить на эту тему:
—  Знаешь, логопед сказала, что с Митенькой нужно как
Можно больше разговаривать и заниматься. Поиграй с ним, пока я буду мыть посуду, а потом еще поговорим.
Лена передала ребенка в руки мужу, и он направился в гостиную. А сама проворно застучала посудой на кухне.
Там Лена пробыла минут двадцать. Когда же она, освобо­дившись от своих хлопот, заглянула в гостиную, то увидела такую картину: муж сидел на диване, уткнувшись в телевизор, передавали очередные футбольные новости, а Митя одиноко лежал в манеже. Иг­рушки были не тронуты. Сердце у Лены сжалось:

  1. Почему же ты с ним не играешь? Взял бы его на руки. Ну что же он лежит один! — в сердцах воскликнула она. Андрей, не поворачивая головы, ответил:
  2. Потом, после футбола...
  3. А после ему нужно будет спать, — возразила Лена.
  4. Ну вот, приходишь с работы пораньше и хочешь отдох­нуть, а тут одни претензии. Ты же сама понимаешь (тут муж повер­нулся к Лене, лицо его было раздраженным и даже гневным), ведь иг­рай не играй, а ему не поможешь!
Затем, видимо, почувствовав неловкость и немой укор в глазах Лены, он смягчился:
—  Ты же хорошо знаешь, что я с детьми не очень умею играть. А Митя и сам не хочет. Как с ним играть?
Лена оторопела. Слова мужа „играй, не играй, а ему не поможешь" как будто отхлестали ее по щекам. Почувствовала комок в горле. Возразить мужу что-либо сразу же не смогла. В голове пронеслись мысли: „Уменя с ним тоже не получалось, долго не полу­чалось, но я ведь пыталась и смогла. И у Митеньки сейчас уже кое-что стало получаться. А он этого не видит ".
Решив, что разговор окончен, Андрей вновь повернулся к теле­визору. Глядя ему в спину, Лена впервые мысленно назвала мужа „он":
Почему ОН не видит? Может, ОН не хочет видеть? ПОЧЕМУ?
Лене стало жаль Митю, жаль себя, к глазам подступили сле­зы. Она молча взяла сына из манежа и понесла его укладывать спать. Вечер был испорчен. Проблемы остались не решены. Хотелось пла­кать...»
к Какие проблемы существуют в этой семье, на ваш
взгляд? к Как можно помочь этой семье и от чего предостеречь? к Приведите подобные примеры из вашей жизни.

III.    Аутотренинг
Пластический тренинг «Цветок».
Психолог: «Займите исходное положение: сядьте на кор­точки, голову нагните к коленям и обхватите их руками. Представьте себя маленьким семенем, которое пробивается через толщу земли. Напрягитесь, пока не распрямляясь. Почувствуйте в себе силы для преодоления тяжести земли. Чуть поднимите голову. Это появился росток. Потихоньку распрямляйте колени и спину. Поднимайтесь. Растите вверх. Медленно. Не спешите. Выбирайте все соки из земли для вашего роста. Растите сильным, крепким цветком. Поднимайтесь все выше и выше. Тянитесь к солнцу. Посмотрите вверх. Вот появил­ся бутон цветка. Распрямляйтесь еще больше. Не изменяя положе­ния, поднимите руки вверх. Вот и показались лепестки бутона. Глядя вверх, улыбнитесь. И наконец, ваш цветок расцвел. Потянитесь еще сильнее. Какой удивительно красивый цветок вы создали! Озарите улыбкой мир.
Но прошло лето, и наступила осень. Постепенно расслаб­ляйтесь. Ваш цветок стал вянуть и засыхать. Постепенно опускайте руки. Опускайте плечи. Увяли и опали лепестки цветка. Медленно опускайте голову вниз. Опали листья. Сбросьте вниз руки. Подул хо­лодный ветер, и вот под сильным его порывом упал и стебелек цветка. Опускайтесь на пол. Расслабьтесь как только можно. Несколько мгно­вений полежите, не шевелясь. Отдыхайте...»
IV.   Музыкальная релаксация
Вокалотерапия
Как правило, пение сближает людей. Совместное ин­тонирование позволяет подстраивать друг к другу не только го­лоса, но и внутренние помыслы и чувства. В песне, как и в танце, происходит взаимное заряжение участников позитивной энергией; возникает чувство гармонии, общности интересов, принадлежности к группе единомышленников.
V.   Домашнее задание
Отметить в дневнике и описать радостные события супружеской жизни.