Инструкция: В анкете содержатся вопросы, которые помогут определить Ваши способности как воспитателя своего ребенка. Прочтите каждое утверждение и оцените его как верное или неверное по отношению к Вам. В случае если вы согласны, отметьте слово «ДА», если нет — «НЕТ». В анкете нет правильных или неправильных ответов. Отвечайте так, как Вы сами думаете.
1. |
Трудно ли Вам угадывать желания и настроения вашегоребенка? |
|
|
Да |
Нет |
2. |
Принимаете ли Вы своего ребенка таким, каков он есть, со всеми его недостатками и проблемами? |
|
|
Да |
Нет |
3. |
Любите ли Вы проводить с ребенком свободное время: играть, читать книги,совершать прогулки, отдыхать и др.? |
|
|
Да |
Нет |
4. |
Проявляете ли Вы к ребенку нежность и ласку (прижимаете к себе, гладите по головке, качаете на руках и др.)? |
|
|
Да |
Нет |
5. |
Сопереживаете ли Вы ребенку, если он ушибся, ударился или расстроен чем-то? |
|
|
Да |
Нет |
6. |
Есть ли у Вас с ребенком эмоциональный контакт? |
|
|
Да |
Нет |
7. |
Нравится ли Вам улыбка вашего ребенка? |
|
|
Да |
Нет |
8. |
Довольны ли Вы тем, что у вас такой ребенок? |
|
Да |
Нет |
|
9. | Понимаете ли Вы, что в развитии Вашего ребенка имеются проблемы, может быть и значительные? | |
Да |
Нет |
|
10. | Считаете ли Вы возможным разрешение этих проблем только собственными усилиями? | |
Да |
Нет |
|
11. | Нуждаетесь ли Вы как родитель в профессиональной помощи педагогов и других специалистов учреждения, в котором обучается Ваш ребенок? | |
Да |
Нет |
|
12. |
Читаете ли Вы педагогическую литературу? Если да, то укажите, как часто и какую. | |
Да |
Нет |
|
13. | Считаете ли Вы, что обучение Вашего ребенка в специальном учреждении поможет преодолеть проблемы в его развитии? | |
Да |
Нет |
|
14. | Как Вы считаете, повлияют ли на позитивную динамику развития ребенка Ваше личное участие и помощь? | |
Да |
Нет |
|
15. | Понимаете ли Вы, что будущее Вашего ребенка в силу имеющихся у него нарушений будет отличаться от будущего других детей? | |
Да |
Нет |
|
16. | Считаете ли Вы себя ответственным за воспитание ребенка? | |
Да |
Нет |
|
17. | Считаете ли Вы, что процесс воспитания оказывает положительное воздействие не только на Вашего ребенка, но и на вас? | |
Да |
Нет |
|
18. | Считаете ли 5ы возможным наказывать ребенка за провинность физически (ремнем, шлепком и др.)? |
|
Да |
Нет |
|
19. | Проявляете ли Вы терпение, если ребенок капризничает или непослушен? | |
Да |
Нет |
|
20. | Часто ли Вы хвалите ребенка? |
|
Да |
Нет |
|
21. | Повышаете ли Вы голос на ребенка? | |
Да |
Нет |
|
22. | Оставляли ли Вы ребенка одного в темной комнате в качестве наказания? |
|
Да |
Нет |
|
23. | Уважительно ли Вы относитесь к личности ребенка? |
|
Да |
Нет |
|
24. | Какой тип поощрения ребенка Вы используете: |
|
подарок (материальный); похвалу (моральный); проявление ласки, нежности (эмоциональный)? |
Не поощряю |
Правила пользования анкетой
Воспитательские умения родителей детей с отклонениями в развитии оцениваются по трем шкалам.
Шкала «Эмоциональное принятие — отвержение ребенка» включает ответы на первые восемь вопросов.
Ответы на вопросы с 9-го по 17-й соответствуют шкале «Рациональное понимание — непонимание проблем ребенка».
В вопросах с 18-го по 24-й раскрывается содержание шкалы «Адекватные — неадекватные формы взаимодействия».
Положительными считаются следующие ответы:
«Да» - 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 19, 20, 23;
«НЕТ» - 1, 10, 18, 21, 22.
На 24-й вопрос дается дифференцированный ответ.