Для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений предназначена детская проективная методика Рене Жиля.
Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.
Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей и детей и взрослых, а также текстовых заданий.
Ее направленность — выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.
Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает.
Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения, причем некоторые задания строятся по типу социометрических. Таким образом, методика позволяет получить информацию об отрешении ребенка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям.
Простота и схематичность, отличающие методику Р. Жиля от других проективных текстов, не только делают ее более легкой для испытуемого — ребенка, но и дают возможность относительно большей ее формализации и квантификации. Помимо качественной оценки результатов, детская проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно.
Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребенка, можно разделить на две большие группы переменных:
1) Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка: отношение к семейному окружению (мать, отец, бабушка, сестра и др.), отношение к другу или подруге, к авторитетному взрослому и пр.
2 ) Переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в различных отношениях: общительность, отгороженность, стремление к доминированию, социальная адекватность поведения. Всего авторы, адаптировавшие методику, выделяют 12 признаков:
отношение к матери,
отношение к отцу,
отношение к матери и отцу как семейной чете,
отношение к братьям и сестрам,
отношение к бабушке и дедушке,
отношение к другу,
отношение к учителю,
любознательность,
стремление к доминированию,
общительность,
отгороженность,
адекватность.
Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного лица из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения.
Методику Р. Жиля нельзя отнести к числу проективных, она представляет собой форму, переходную между анкетой и проективными тестами. В этом ее большое преимущество. Она может быть использована как инструмент глубинного изучения личности, а также в исследованиях, требующих и статистической обработки.
№ |
Назначение шкал |
№ заданий |
Общее кол-во заданий |
|
1 |
Отношение к матери |
1-4, 8-15, 17-19, 27, 38, 40-42 |
20 |
|
2 |
Отношение к отцу |
1-5, 8-15, 17-19, 37, 40-42 |
20 |
|
3 |
Отношение к матери |
1-4, 6-8, 14, |
10 |
|
4 |
Отношение к братьям и сестрам |
1, 2, 4, 5, 6, 8-19, 30, 40, 42 |
20 |
|
5 |
Отношение к бабушке |
1, 4, 7-13, 17-19, 30, 40, 41 |
15 |
|
6 |
Отношение к другу (подруге) |
1, 4, 8-19, 25, 30, 33-35, 40 |
20 |
|
7 |
Отношение к авторитетному |
1, 4, 5, 9, 11, 13, 17, 19, 26, 28-30, 32, 40 |
15 |
|
8 |
Любознательность |
5, 22-24, 26, 28-32 |
10 |
|
9 |
Доминантность |
20-22, 39 |
4 |
|
10 |
Общительность |
16, 22-24 |
4 |
|
11 |
Закрытость, отгороженность |
9, 10, 14-16, 17, 19, 22-24, 29, 30, 40-42 |
15 |
|
12 |
Социальная адекватность |
9, 25, 28, 32-38 |
10 |
СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К МЕТОДИКЕ РЕНЕ ЖИЛЯ
2. Обозначь крестиком, где сядешь ты.
3. Обозначь крестиком, где сядешь ты.
4. А теперь размести несколько человек и себя вокруг этого стола. Обозначь их родственные отношения (мама, папа, брат, сестра) или (друг, товарищ, одноклассник).
5. Вот стол, во главе которого сидит человек, которого ты хорошо знаешь. Где сел бы ты? Кто этот человек?
6. Ты вместе со своей семьей будешь проводить каникулы у хозяев, которые имеют большой дом. Твоя семья уже заняла несколько комнат. Выбери комнату для себя.
Брат |
|
|
|
Папа и мама |
|
||||
Сестра |
|
|
|
|
7. Ты долгое время гостишь у знакомых. Обозначь крестиком комнату, которую выбрал (выбрала) ты.
Папа и |
|
|
|
|
|
||||
Бабушка |
|
|
|
|
8. Еще раз у знакомых. Обозначь комнаты некоторых людей и твою комнату.
|
|
|
|
|||
|
||||||
|
|
|
|
9. Решено преподнести одному человеку сюрприз.
Напиши ниже.
10. Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только два свободных места: одно для тебя, второе для другого человека.
Кого бы ты взял с собой? Напиши ниже.
11. Ты потерял что-то, что стоит очень дорого. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности? Напиши ниже.
12. У тебя болят зубы, и ты должен пойти к зубному врачу, чтобы вырвать больной зуб. Ты пойдешь один? Или с кем-нибудь?
Если пойдешь с кем-нибудь, то кто этот человек?
Напиши.
3. Ты сдал экзамен.Кому первому ты расскажешь об этом?
Напиши ниже.
14. Ты на прогулке за городом. Обозначь крестиком, где ты находишься.
15. Другая прогулка. Обозначь, где ты на этот раз?
16. Где ты на этот раз?
17. Теперь на этом рисунке размести несколько человек и себя.
Нарисуй или обозначь крестиками. Подпиши, что это за люди.
18. Тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то получил подарок гораздо лучше других.
Кого бы ты хотел видеть на его месте? А может быть, тебе все равно? Напиши ниже.
19. Ты собираешься в дальнюю дорогу, едешь далеко от своих родных.
По кому бы ты тосковал сильнее всего?
Напиши ниже.
20. Твои товарищи идут на прогулку. Обозначь крестиком, где находишься ты.
21. С кем ты любишь играть? С товарищами твоего возраста, младше себя, старше себя.
Подчеркни один из возможных ответов.
22. Это площадка для игр. Обозначь, где находишься ты.
23. Вот твои товарищи. Они ссорятся по неизвестной тебе причине. Обозначь крестиком, где будешь ты.
24. Это твои товарищи, ссорящиеся из-за правил игры. Обозначь, где ты.
25. Товарищ нарочно толкнул тебя и свалил с ног. Что будешь делать:
Подчеркни один из ответов.
26. Вот человек, хорошо тебе известный. Он, что-то говорит, сидящим на стульях. Ты находишься среди них. Обозначь крестиком, где ты.
27. Ты много помогаешь маме?
Подчеркни один из ответов.
28. Эти люди стоят вокруг стола, и один из них что-то объясняет. Ты находишься среди тех, которые слушают. Обозначь, где ты.
29. Ты и твои товарищи на прогулке, одна женщина вам что-то объясняет.
Обозначь крестиком, где ты.
30. Во время прогулки все расположились на траве.
Обозначь, где находишься ты.
31. Это люди, которые смотрят интересный спектакль.
Обозначь крестиком, где ты.
32. Это показ таблицы. Обозначь крестиком, где ты.
33. Один из товарищей смеется над тобой. Что будешь делать:
Подчеркни один из ответов.
34. Один из товарищей смеется над твоим другом. Что сделаешь:
Подчеркни один из этих ответов.
35. Товарищ взял твою ручку без разрешения. Что будешь делать:
Подчеркни один из этих ответов.
36. Ты играешь в лото (или шашки, или в другую игру), и два раза подряд проигрываешь. Ты недоволен. ЧТО будешь делать:
Подчеркни один из этих ответов.
37. Отец не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать:
Попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.
38. Мама не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать:
Подчеркни один из этих ответов.
39. Учитель вышел и доверил тебе надзор за классом. Способен ли ты выполнить поручение?
Напиши ниже.
40. Ты пошел в кино вместе со своей семьей. В кинотеатре много свободных мест.
Где ты сядешь?
Где сядут те, кто пришел вместе с тобой?
Отметь на картинке.
41. В кинотеатре много пустых мест. Твои родственники уже заняли свои места. Обозначь крестиком, где сядешь ты.
42. Опять в кинотеатре. Где ты будешь сидеть?