УчМаг - Интернет-магазин УчМаг - Психологам УчМаг - Логопедам УчМаг - Специальным педагогам УчМаг - Социальным педагогам
УчМаг - Электронные продукты УчМаг - Родителям УчМаг - Детский мир УчМаг - Педагогам ДО УчМаг - Переподготовка, курсы, вебинары

Опросник Варга - Столин

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

3. Я уважаю своего ребенка.

4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто неприятен мне.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.

11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.

15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как «губка».

18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.

19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21. Я принимаю участие в своем ребенке.

22. К моему ребенку «липнет» все дурное.

23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.

28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.

31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.

32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.

36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

39. Основная причина капризов моего ребенка — эгоизм, упрямство и лень.

40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.

41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.

42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения своего ребенка.

44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

45. Я понимаю огорчения своего ребенка.

46. Мой ребенок часто раздражает меня.

47. Воспитание ребенка — сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему ребенку.

50. За строгое воспитание дети благодарят потом.

51. Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.

52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53. Я разделяю интересы своего ребенка.

54. Мой ребенок не в состоянии что-либо делать самостоятельно,  а если и сделает, то обязательно не так.

55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

60. Я не высокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ.

Опросник состоит из 5 шкал.

  1. «Принятие-отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель (РО) уважает индивидуальность ребенка (РЕ),  симпатизирует ему.  РО стремится проводить много времени с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы:  РО воспринимает своего РЕ плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что РЕ не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума,  небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет РЕ и не уважает его
  2. «Кооперация»- социально- желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: РО заинтересован в делах и планах РЕ, старается во  всем помочь РЕ, сочувствует ему. РО высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности РЕ, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность РЕ, старается быть с ним на равных. РО доверяет РЕ, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
  3. «Симбиоз»- шкала отражает межличностную дистанцию в общении с РЕ. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что РО стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так: РО ощущает себя  с РЕ единым целым, стремится удовлетворить все потребности РЕ, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. РО постоянно ощущает тревогу за РЕ, РЕ кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога РО повышается, когда РЕ начинает автономизироваться  волей обстоятельств, так как по воле РО не предоставляет РЕ самостоятельности никогда.
  4. «Авторитарная гиперсоциализация»- отражает форму и направление контроля за поведением РЕ. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. РО требует от РЕ безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать РЕ во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия РЕ сурово наказывают. РО пристально следит за социальными достижениями РЕ и требует социального успеха.  При этом РО  хорошо знает РЕ, его индивидуальные способности, привычки, мысли, чувства.
  5. «Маленький неудачник»- отражает особенности восприятия РЕ родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении имеется стремление  инфантилизировать РЕ, приписать ему личную и социальную несостоятельность. РО видит РЕ младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства РЕ кажутся РО детскими, несерьёзными. РЕ представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. РО не доверяет своему РЕ, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим РО старается оградить РЕ от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

 Ключи к опроснику

«Принятие-отвержение»: 3,4,8,10,12,14,15,16,18,20,23,24,26,27,29,37,38,39,40,42,43,44,45,46,47,49,51,52,53,55,56,60

Образ социальной желательности поведения:
6,9,21,25,31,33,34,35,36

«Симбиоз»:
1,5,7,28,32,41,58


«Авторитарная гиперсоциализация»:
2,19,30,48,50,57,59


«Маленький неудачник»:
9,11,13,17,22,28,54,61