УчМаг - Интернет-магазин УчМаг - Психологам УчМаг - Логопедам УчМаг - Специальным педагогам УчМаг - Социальным педагогам
УчМаг - Электронные продукты УчМаг - Родителям УчМаг - Детский мир УчМаг - Педагогам ДО УчМаг - Переподготовка, курсы, вебинары

Рекомендации
к составлению психолого-педагогической характеристики класса (группы)

         Педагогу и психологу необходимо уметь проводить социально-психологические исследования особенностей жизни класса (группы в детском саду). По материалам этих исследований составляется психолого-педагогическая характеристика на класс (группу) по следующей примерной схеме.

Общие сведения о классе (группе)

1. Средний возраст учеников класса во время написания характеристики.
2. Общая характеристика успеваемости и дисциплины учеников класса.
3. Отношения с учителями и воспитателями, характеристика стиля общения учеников с учителями и воспитателями.

Особенности межличностных отношений в коллективе учащихся

Обычно организуется социометрическое исследование по двум - формальному и неформальному -критериям, используется один из традиционных социометрических тестов:

  • "Выбор соседа по парте"

  • "Посвящение в секрет",

  • "Приглашение на день рождения" (в детских садах для глухих и слабодышаших детей, в младших классах школ для детей с недостатками слуха целесообразно проведение "социометрии в действии" как более наглядного и понятного для детей данной категории варианта).
Затем полученные данные обрабатываются, составляются социометрические матрицы и карты групповой дифференциации с их анализом. При анализе материалов должны быть получены ответы на следующие вопросы:
  • Что обеспечивает ученику определённое место в системе межличностных отношений;

  • Является ли ученик, получивший наибольшее количество выборов, фактическим лидером в классе;

  • Почему ученик получил наибольшее (наименьшее) количество выборов;
    Что объединяет детей, получивших взаимные выборы;

  • Как влияет учитель (воспитатель) на положение учеников в системе межличностных отношений в классе.

  • Особенности дружеских отношений в классе (группе)

  • Роль классного руководителя (воспитателя) в жизни класса (группы).

  • Педагогические выводы и рекомендации по совершенствованию взаимоотношений между учащимися, изменению отношений учителя (воспитателя) и учеников.

  • Планирование мероприятий, обеспечивающих повышение адекватности межличностного восприятия у детей.

  • Планирование и анализ мероприятий, направленных на улучшение психологического климата в классе (группе).

                               << Характеристика классного коллектива. Вариант 2.>>          ДАЛЕЕ -->