Рекомендации
к составлению психолого-педагогической характеристики класса (группы)
Педагогу и психологу необходимо уметь проводить социально-психологические исследования особенностей жизни класса (группы в детском саду). По материалам этих исследований составляется психолого-педагогическая характеристика на класс (группу) по следующей примерной схеме.
Общие сведения о классе (группе)
1. Средний возраст учеников класса во время написания характеристики.
2. Общая характеристика успеваемости и дисциплины учеников класса.
3. Отношения с учителями и воспитателями, характеристика стиля общения учеников с учителями и воспитателями.
Особенности межличностных отношений в коллективе учащихся
Обычно организуется социометрическое исследование по двум - формальному и неформальному -критериям, используется один из традиционных социометрических тестов:
- "Выбор соседа по парте"
- "Посвящение в секрет",
- "Приглашение на день рождения" (в детских садах для глухих и слабодышаших детей, в младших классах школ для детей с недостатками слуха целесообразно проведение "социометрии в действии" как более наглядного и понятного для детей данной категории варианта).
Затем полученные данные обрабатываются, составляются социометрические матрицы и карты групповой дифференциации с их анализом. При анализе материалов должны быть получены ответы на следующие вопросы:
- Что обеспечивает ученику определённое место в системе межличностных отношений;
- Является ли ученик, получивший наибольшее количество выборов, фактическим лидером в классе;
- Почему ученик получил наибольшее (наименьшее) количество выборов;
Что объединяет детей, получивших взаимные выборы;
- Как влияет учитель (воспитатель) на положение учеников в системе межличностных отношений в классе.
- Особенности дружеских отношений в классе (группе)
- Роль классного руководителя (воспитателя) в жизни класса (группы).
- Педагогические выводы и рекомендации по совершенствованию взаимоотношений между учащимися, изменению отношений учителя (воспитателя) и учеников.
- Планирование мероприятий, обеспечивающих повышение адекватности межличностного восприятия у детей.
- Планирование и анализ мероприятий, направленных на улучшение психологического климата в классе (группе).
<< Характеристика классного коллектива. Вариант 2.>> ДАЛЕЕ -->