Документация,
регламентирующая и обеспечивающая деятельность педагога-психолога
в системе психолого-педагогического сопровождения учащихся
в специальном/коррекционном/ общеобразовательном учреждении.
Методические рекомендации по формам учета деятельности и отчетности составлены на основании:
- Рабочие материалы Всероссийского совещания "Служба практической психологии в системе образования России.
- Итоги и перспективы", 6-7 июня 2002г., Москва;
- Инструктивное письмо Минобразования РФ № 3 от 01.03.1999г. и приложения к нему.
Принципы
Документация педагога-психолога должна:
- основываться на имеющихся основных нормативных документах Министерства образования РФ;
- охватывать все виды работ педагога-психолога и строиться в соответствии с основными направлениями его деятельности;
- отражать в целом структуру деятельности образовательного учреждения;
- быть ориентированной на учет отдельных единиц деятельности и возможность оценки всего объема работ за отчетные периоды в соответствии с бытующими в практике службы практической психологии образования "стандартами" отчетности;
- отражать определенную периодичность деятельности психолога, удобную для отчетности в принятые для учреждений образования сроки;
- ориентироваться на деятельность психолога как координатора службы сопровождения, наиболее приближенного к ребенку и семье;
- обладать определенной унификацией как для деятельности психолога с "условно-нормативными" детьми разного возраста, так и для возможности работы с детьми с различными отклонениями в развитии;
- быть негромоздкой и по возможности занимать минимальное время на ведение.
Виды документации,
обеспечивающей и регламентирующей деятельность педагога - психолога
Важным компонентом профессиональной дельности педагога-психолога в образовательном учреждении является оформление различного рода документации. Документация должна сопровождать каждое направление деятельности практического психолога. Комплект (пакет) документации практического психолога подразделяется на следующие типы:
- законодательно-правовые акты;
- нормативные документы;
- специальная документация;
- организационно-методическая документация.
Законодательно-правовые акты и нормативные документы
Это тип документации, представляющий собой совокупность документов, определяющих стандарты и нормативы профессиональной деятельности психолога в системе образования. Данная документация является нормативной базой профессиональной деятельности педагога-психолога и подлежит своевременной замене при обновлении социально-юридических норм образования в Российской Федерации.
В перечень нормативной документации педагогов-психологов входят:
Международные:
- Конвенция ООН о правах ребенка.
- Международная классификация болезней (МКБ 10).
Федеральные:
- Конституция РФ;
- Закон РФ "Об образовании";
- Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года;
- Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка" от 24.07. 1998г. № 124 Ф-3 (изменения и дополнения от 20.07.2000г.)
- Федеральный Закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
- Письмо Государственного комитета СССР по народному образованию от 27.04.89 года № 16 "О введении должности психолога в учреждении народного образования";
- Решение коллегии МО РФ № 7/1 от 29.03.95 "О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ";
- Постановление правительства РФ от 31.07. 1998 г. № 867 "Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи";
- Письмо МО РФ от 22.01.98 № 20-58-07 ин/20-4 "Об учителях логопедах и педагогах-психологах образовательных учреждений";
- Приказ № 636 от 22.10.99.г. "Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации" с приложением;
- Письмо МО РФ № 70/23-16 от 07.04.1999 г. "О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования";
- Письмо МО РФ №297/19-10 и Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 117 от 15.08.2000 г. "О некоторых вопросах применения положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений", приложение к приказу МО РФ от 26.06.2000 г. № 1908 "Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений";
- Материалы заседания Коллегии Министерства образования РФ от 8.02.2000 г. № 27/602-6 "О мероприятиях по развитию службы практической психологии в системе МО РФ в 2000-2001 г.г.".
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 "О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения";
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.06.03 № 28-51-513/16.
- Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования;
- Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования от 17.02.2004 № 14-51-36/13 "Об использовании программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе";
- Приказ МО РФ от 01.03.2004 г. № 945 "О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений";
- Письмо Министерства образования РФ, Департамент общего и дошкольного образования от 21.05.2004 № 14-51-140/13 "Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования - на основную";
- Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, май 2003г.,г. Москва);
- Распорядительно-нормативные документы (административные распоряжения, инструкции, приказы, законодательные акты и распоряжения субъектов РФ, и пр.).
Региональные:
- Закон "О защите прав ребенка в Вашем регионе" (районе, области, крае);
- Положение о службе практической психологи образования в Вашем регионе" (районе, области, крае);
- Положение о Центре службы практической психологии образования в Вашем регионе" (районе, области, крае);
- Статус практического психолога образования в Вашем регионе" (районе, области, крае);
- Требования к оформлению кабинета педагога-психолога;
- Рекомендуемые формы ведения документации педагогом-психологом в образовательном учреждении.
Специальная документация
Это особый вид документации практического психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности. К специальной документации практического психолога относятся:
- Выписка из медицинской карты. Отражает основные параметры психофизического развития ребенка и его соматического состояния.
- Карта психического развития ребенка - совокупность сведений о возрастном развитии ребенка, представленных в онтогенетическом аспекте.
- Психологические заключения. Структурирование по комплексным параметрам, включающее показатели психофизического развития ребенка, а также оценку его воспитания и образования. В психологическом заключении отражаются также показатели познавательного, личностно-эмоционального и коммуникативного развития ребенка.
- Выписки из психологических заключений и карт развития. Оформляется по запросу родителей (законных представителей), педагогов, по официальному запросу образовательных учреждений и учреждений общественного воспитания. Основной текст выписки - адаптированная часть психологического заключения, где отражены основные выводы.
- Протоколы обследования. Протокол является формой фиксации особенностей процессуального хода взаимодействия психолога с ребенком.
- Протоколы коррекционных занятий, бесед. Чаще оформляются в виде таблицы в свободной форме. Требования касаются лишь единиц фиксирования: поведенческие реакции, вербальное сопровождение деятельности, динамика эмоциональных состояний и стеничности.
Из вышеперечисленной документации три вида являются закрытыми, а именно:
- заключения
- коррекционные карты
- протоколы
Эта документация хранится в месте, недоступном для общего обозрения (сейфе, закрытом шкафу и т.п.) и может быть предъявлена по запросу профильных специалистов системы образования.
Организационно-методическая документация
В организационно-методическую документацию входят:
- Хронометраж рабочего времени практического психолога.
- График работы.
- Годовой план работы
- Дифференцированный план работы на месяц.
- Бланки психологических запросов.
Журналы учета видов работы:
- диагностика;
- консультирование;
- развивающая и коррекционная работа (индивидуальная);
- развивающая и коррекционная работа (групповая);
- просветительская работа;
- организационно-методическая работа;
- экспертная работа
- Программы коррекционно-развивающих занятий и учебных курсов.
- Альбом диагностических методик.
- Тематические планы учебных курсов по психологии и журнал.
- Справки по итогам мониторинга проводимых мероприятий и реализуемых программ.
- Отчет и аналитическая справка практического психолога о проделанной работе по итогам года.
Рекомендуемый комплект рабочей документации,
обеспечивающей деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения детей
Рекомендуем педагогам-психологам, работающим в образовательных учреждениях различного типа и вида в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, использовать при оформлении документации предложенные ниже формы:
- План работы педагога-психолога на учебный год
- План работы на месяц, рабочую неделю
- Циклограмма работы (виды деятельности и нагрузка по дням недели)
- Журналы учета видов работы:
- Диагностика;
- Консультирование;
- Развивающая и коррекционная работа (индивидуальная);
- Развивающая и коррекционная работа (групповая);
- Просветительская работа;
- Организационно-методическая работа;
- Экспертная работа.
- Аналитический отчет о проделанной работе (за учебный год)
- Статистическая справка за отчетный период (четверть, полугодие, год)
- Заключения по результатам проведенного психодиагностического исследования
- Индивидуальная психолого-педагогическая карта ребенка
- Программа работы педагога-психолога с группой
- Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий
- Требования к авторским программам
- Материалы психолого-педагогических консилиумов и медико-психолого-педагогических комиссий
- Протоколы, материалы тестовых обследований
- Сводные таблицы по скринингу
- Материалы в виде итоговых заключений по видам работ
- Журнал регистрации индивидуальных консультаций в ситуации анонимного обращения
- Представление педагога-психолога для школьного консилиума
- Запрос в детскую поликлинику
- Выписка из медицинской карты
- Форма регистрации применяемых диагностических методик
- Примерная схема психолого-педагогической характеристики
- Формы документации по созданию и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения
- Ориентировочная форма договора с родителями о разрешении на работу с детьми
Документация, представленная выше будет постепенно выложена в разделах сайта (следите за новостями)