Традиционное нейропсихологическое обследование включает:
- сбор анамнестических данных;
- оценку моторных и сенсорных латеральных предпочтений;
- исследование двигательных (кинестетических, кинетических, пространственных, тактильных и соматогностических функций)
;
- зрительный гнозис;
- слуховой гнозис и пространственные представления;
- рисунок;
- копирование рисунка, букв, цифр;
- зрительная и слухо-речевая память;
- речевые функции;
- письмо;
- чтение;
- интеллектуальные процессы;
- эмоционально-личностные процессы.
Оценивается уровень сформированное произвольной и непроизвольных программ саморегуляции и их взаимодействия.
Истинная картина дизонтогенеза мозговой организации психических процессов выявляется у многих детей лишь при обязательном внедрении в обследование сенсибилизированных условий.
Таковыми являются:
- "глухая инструкция",
- динамические нагрузки в виде увеличения времени и темпа выполнения экспериментальных проб,
- исключение зрительного и речевого самоконтроля (закрытые глаза, прикушенный язык),
- применение мономануального (отдельно правой и левой руками) выполнения графических проб актуально и на следах памяти
В ходе обследования:
- Психологу необходимо констатировать наличие или отсутствие у ребенка таких явлений, как:
- гипо- или гипертонус, мышечные зажимы, синкинезии, тики, навязчивые движения, вычурные позы и ригидные телесные установки;
- полноценность глазодвигательных функций (конвергенции и амплитуды движения глаз)
;
- пластичность (или, напротив, ригидность) в ходе выполнения любого действия и при переходе от одного задания к другому, истощаемость, утомляемость;
- колебания внимания и эмоционального фона, аффективные эксцессы;
- наличие выраженных вегетативных реакций, аллергий, энуреза;
- сбои дыхания вплоть до его очевидных задержек или шумных "преддыханий";
- соматические дизритмии, нарушение формулы сна, дизэмбриогенетические стигмы и т.п.
- Психологу необходимо отмечать:
- насколько склонен ребенок к упрощению программы, заданной извне;
- легко ли переключается от одной программы к другой или инертно воспроизводит предыдущую программу.
- Выслушивает ли до конца инструкцию или импульсивно принимается за работу, не пытаясь понять, что же от него требуется?
- Как часто отвлекается на побочные ассоциации и соскальзывает на регрессивные формы реагирования?
- Способен ли он к самостоятельному планомерному выполнению требуемого, или задание доступно ему только после наводящих вопросов и развернутых подсказок экспериментатора.
- Может ли он сам дать себе или другим внятно сформулированное задание, проверить ход и итог его выполнения;
- Может ли оттормозить свои неадекватные данной ситуации эмоциональные реакции?
Положительные ответы на эти вопросы наряду со способностью ребенка оценить и проконтролировать эффективность собственной деятельности (например, найти свои ошибки и самостоятельно попытаться их исправить) свидетельствуют об уровне сформированности его произвольной саморегуляции, то есть в максимальной ли степени отражают степень его социализации.
- Обзор возрастной динамики в соответствии с возрастными нормативами, на которые можно опираться в ходе обследования.
- При исследовании двигательных функций установлено, что различные виды кинестетического праксиса полностью доступны детям уже в 4-5 лет, а кинетического лишь в 7 (причем проба на реципрокную координацию рук полностью автоматизируется лишь к 8 годам).
- Тактильные функции достигают своей зрелости к 4-5 годам, в то время как соматогностические - к 6.
- Различные виды предметного зрительного гнозиса не вызывают затруднений к 4-5 годам; возникающее иногда замешательство связано не с первичным дефицитом зрительного восприятия, а с медленным подбором слов. Это обстоятельство может обнаружить себя и в других пробах, поэтому крайне важно разделять эти две причины. До 6-7 лет дети демонстрируют затруднения при восприятии и интерпретации сюжетных (особенно серийных) картин.
- В сфере пространственных представлений раньше всех созревают структурно-топологические и координатные факторы (6-7 лет), в то время как метрические представления и стратегия оптико-конструктивной деятельности - к 8 и 9 годам соответственно.
- Объем как зрительной, так и слухо-речевой памяти (то есть удержание всех шести эталонных слов или фигурок после трех предъявлений) достаточен у детей уже в 5 лет;
- К 6 годам достигает зрелости фактор прочности хранения необходимого количества элементов, вне зависимости от ее модальности. Однако избирательность мнестической деятельности достигает оптимального статуса лишь к 7-8 годам.
В ходе зрительного запоминания ребенок, хорошо удерживая нужное количество эталонных фигур, искажает их первоначальный образ, разворачивая его, не соблюдая пропорции, не дорисовывая какие-то детали (то есть демонстрирует массу параграфий и реверсий), путая заданный порядок.
- То же относится к слухо-речевой памяти:
вплоть до 7 лет даже четырехкратное предъявление не всегда приводит к полноценному удержанию порядка вербальных элементов, имеет место много парафазии, то есть замен эталонов словами близкими по звучанию или значению.
Наиболее поздно из базовых факторов речевой деятельности созревают у ребенка:
- фонематический слух (7 лет),
- квазипространственные вербальные синтезы;
- программирование самостоятельного речевого высказывания (8-9 лет).
Особенно отчетливо это проявляется в тех случаях, когда указанные факторы должны служить опорой для таких комплексных психических функций, как письмо, решение смысловых задач, сочинение и т.п.
- Отразив некоторые особенности развития нейропсихологических факторов в норме, остановимся на традиционной для нейропсихологии (разработанной в незапамятные времена в лаборатории нейропсихологии ИНХ РАМН им. Бурденко под руководством А.Р. Лурия) системе оценок продуктивности психической деятельности.
В онтогенетическом ракурсе она прямо связана с понятием зоны ближайшего развития:
"0" - выставляется в тех случаях, когда ребенок без дополнительных разъяснений выполняет предложенную экспериментальную программу;
"1" - если отмечается ряд мелких погрешностей, исправляемых самим ребенком практически без участия экспериментатора; по сути "1" - это нижняя нормативная граница;
"2" - ребенок в состоянии выполнить задание после нескольких попыток, развернутых подсказок и наводящих вопросов;
"3" - задание недоступно даже после подробного многократного разъяснения со стороны экспериментатора.
- Следующее требование связано с необходимостью включения в нейропсихологическое обследование сенсибилизированных условий для получения более точной информации о состоянии того или иного параметра психической деятельности. К таковым относятся:
- увеличение скорости и длительности выполнения задания;
- исключение зрительного (закрытые глаза) и речевого (зафиксированный язык) самоконтроля.
Необходимым условием является выполнение любых мануальных проб (двигательных, рисуночных, письма) обеими руками поочередно.
Во всех экспериментах, требующих участия правой и левой рук ребенка, не следует оговаривать в инструкции, какой именно рукой начинать выполнение задания. Спонтанная активность той или иной руки в начале выполнения задания дает экспериментатору дополнительную, косвенную информацию о степени сформированности у ребенка мануального предпочтения. Эта же информация содержится в "языке жестов": исследователь обязательно должен отмечать, какая рука "помогает" ребенку обогатить свою речь большей выразительностью.
- Задания в ходе диагностических исследований должны чередоваться так, чтобы два идентичных (например, запоминание двух групп по 3 слова и по 6 слов) не следовали одно за другим.
- Ребенок включен в целую систему межличностных и социальных взаимоотношений (родители, учителя, друзья и т.д.). Поэтому успешность обследования (и последующей коррекции) будет коррелировать с тем, насколько полно представлены в нем соответствующие данные. В первую очередь это означает установление партнерского контакта с родителями, особенно с матерью ребенка. Именно она способна дать вам важнейшую информацию о его проблемах.
АНАМНЕСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ И КЛИНИЧЕСКАЯ БЕСЕДА
Протокол
Дата обследования _________________
Ф.И.О. ребенка ______________________________________________________________________
Число, месяц, год рождения __________________________________________________________
Наличие фактора актуального и/или семейного левшества
(правша, левша, амбидекстр, левшество в семье) ________________________________________________________________
Жалобы родителей
(законных представителей) __________________________________________
Отношение
(реакции) ребенка к своим проблемам ________________________________________
Наличие навязчивых вредных привычек _________________________________________________
Состав семьи
(члены семьи) __________________________________________________________
Место работы родителей
(образование, проф. статус):
Мать ______________________________________________________________________________
Отец ______________________________________________________________________________
Социальная среда
(ребенок воспитывается дома, мамой, бабушкой, д/с, ясли, детский дом и т.п.)
Семейный анамнез:
хронические заболевания
(органов дыхания, сердечно-сосудистые, желудочно-кишечные, аллергические, эндокринные, онкологические, нервно-психические и др.), алкоголизм, профессиональные вредности, интоксикации, наркомания, склонность к депрессивным реакциям:
Мать
(материнская линия) ____________________________________________________________
Отец
(отцовская линия) ______________________________________________________________
Течение беременности:
какая по счету, возраст матери
(в начале данной беременности) _____, возраст отца_________
Предыдущие беременности закончились
:
мед. аборт, выкидыш ранний, поздний, смерть ребенка, роды / указать, сколько лет назад)
Течение беременности: токсикоз
(слабый или выраженный), анемия, нефропатия, инфекционные заболевания, резус-конфликт, отеки, повышенное артериальное давление, кровотечения, угроза выкидыша
(указать срок), ОРЗ, грипп, мед. лечение
(амбулаторное, стационарное)
1-я половина беременности____________________________________________________________
2-я половина беременности____________________________________________________________
Роды:
какие по счету ___ , на каком сроке (в срок, преждевременные, запоздалые);
самостоятельные, вызваны, оперативные
(плановые, вынужденные).
Родовая деятельность началась:с отхождения вод, со схваток
Родовспоможение:
стимуляция, капельница, механическое выдавливание плода, щипцы, вакуум, кесарево сечение, наркоз
Длительность родов
(стремительные, быстрые, затяжные, длительные, нормальные)
Длительность безводного периода_____________ . Шкала Апгар __________________________
Ребенок родился:
в головном, ягодичном, ножном прилежании
Вес________ , рост ребенка__________ .
Ребенок закричал
(сразу, после отсасывания слизи, после похлопывания, проводилась реанимация)
Характер крика:
(громкий, слабый, запищал) ____________________________________________
Цвет кожи
(розовый, цианотичный, синюшный, белый)
Имели место: обвитие пуповины вокруг шеи, короткая пуповина, узловая пуповина, кефалогематома, перелом ключицы, зеленые околоплодные воды и т.п.
Диагноз при рождении:
родовая травма, асфиксия в родах
(степень), пренатальная энцефалопатия, гипертензионно-гидроцефальный синдром, гипотрофия
(степень) и т.п.
Первое кормление: на сутки, грудь взял активно, вяло
Выписаны из роддома на __________сутки, позже из-за матери, ребенка, переведен в отделение недоношенных, больницу
Стационарное лечение:______________________________________________________________
Заключение после стационара
(лежал вместе с матерью, отдельно)
Вскармливание до года: грудное, до мес, искусственное с ______ мес,
смешанное с ______ мес.
Развитие ребенка до года:
для ребенка характерно двигательное беспокойство, срыгивания (часто, редко), нарушение сна и бодрствования, др.
Отмечались: гипер- или гипотонус, вздрагивания, тремор ручек, подбородка, "тянул голову назад", др.
Моторные функции:
голову держит с _____мес, сидит с _______ мес, ползает с ___мес, ходит с ____мес, ходит самостоятельно с ______ мес.
Речевое развитие:
гуление с мес, лепет с _____мес, слова с ______мес, фраза с ________мес.
До года переболел:
простуды, инфекционные заболевания, аллергические реакции и др.__________________________
Лечение: амбулаторное, стационарное с матерью или отдельно
Специальное лечение: массаж, седативное, микстура, др.
Наблюдались ли трудности в овладении следующими навыками:
пользование горшком, самостоятельная ходьба, самостоятельная еда, самостоятельное одевание/раздевание, автономное засыпание, др.
Причины трудностей:
госпитализация, переезд, развод, рождение второго ребенка, смерть близких, др. в возрасте ___________________________________________________________________________________
Наблюдались ли энурез, энкопрез, специфические пищевые предпочтения, нарушения в двигательной сфере, расстройства сна, др. в возрасте________
Перенесенные заболевания в течение жизни ____________________________________________
Травмы головы, сотрясение головного мозга, лечение
(стационарное, амбулаторное)в возрасте________
Операции в возрасте_______
Наблюдался у _______________________ с диагнозом_____________ ,
Снят с учета в _________________________Состоит до настоящего времени
Детские учреждения посещает с_________ лет.
В настоящее время посещает_________________________________________________________
Посещение специального д/с ________________________________________________________
При адаптации имели место: повышенная возбудимость, протестные реакции
(активные, пассивные), стал часто болеть, др._____________________________________________________
Игровая деятельность: любил /не любил играть с игрушками.
Любимые игрушки, игры:_____________________________________________________________
К школе был готов: знал/не знал буквы, читал по слогам, хорошо читал.
Счет: до 3, 5, 10, больше, выполнял/не выполнял арифметические действия.
Рисовал: умел/не умел, плохо, хорошо, любил/не любил.
Хотел/не хотел идти в школу
Программа обучения: 1-4,1-3 обычной школы
Обучение в коррекционной, вспомогательной, речевой, др. школе
Адаптация к школе _________________________________________________________________
Интерес к учебе: имеется /не имеется
Подпись специалиста
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДАЛЕЕ -->