УчМаг - Интернет-магазин УчМаг - Психологам УчМаг - Логопедам УчМаг - Специальным педагогам УчМаг - Социальным педагогам
УчМаг - Электронные продукты УчМаг - Родителям УчМаг - Детский мир УчМаг - Педагогам ДО УчМаг - Переподготовка, курсы, вебинары

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИСЛЛЕДОВАНИЯ 2.


Исследование двигательных функций.

Опросник
  1. Какой рукой ты берешь кубики, когда складываешь башню (собираешь пирамидку)?
  2. В какой руке держишь ложку во время еды?
  3. Какой рукой размешиваешь сахар в чае?
  4. Какой рукой держишь зубную щетку?
  5. Какой рукой причесываешься?
  6. Какой рукой рисуешь?
  7. Какой рукой режешь ножницами?
  8. Какой рукой пишешь?
  9. Какой рукой пользуешься ластиком?
  10. Какой рукой бросаешь камень, мяч?
  11. Какой рукой раздаешь карты?
  12. Какой рукой бьешь молотком?
  13. Какой рукой держишь ракетку, играя в теннис, бадминтон?
Задавая вопрос, экспериментатор каждый раз просит ребенка продемонстрировать манеру исполнения. Затем высчитывается коэффициент латерального предпочтения Клп по формуле:
КЛП = (П-Л) х 100%,          (1)
               (П+Л)
где: П - правая (рука, глаз и т.д.);
Л - левая.
Результаты от -10 до +10 оцениваются как амбилатеральность;
Меньше -10 - как левостороннее предпочтение (соответственно доминантность в данной сфере правого полушария);
Больше +10 - как правостороннее (доминантность левого полушария).
      Ниже приводятся пробы на выявление сенсомоторных асимметрий. Каждая из проб выполняется с промежутками в течение нейро-психологического обследования 5-6 раз; в результате подсчитывается коэффициент латерального предпочтения по формуле (1).
Неоднократное тестирование необходимо, для того, чтобы получить более достоверные результаты.

Моторные асимметрии
Функциональная асимметрия рук
  1. Переплетение пальцев рук, поза Наполеона, аплодирование. Инструкция (И): "Сделай, пожалуйста, так". Экспериментатор в течение одной секунды демонстрирует нужную позу. Ведущая рука оказывается сверху; в пробе "переплетение пальцев" сверху большой палец ведущей руки.
  2. Измерение силы кисти каждой руки с помощью динамометра. Ведущая рука сильнее.
  3. Измерение скорости выполнения любых мануальных (теппинг, рисунок, письмо и т.д.) заданий попеременно каждой рукой, затем обеими вместе. Ведущая рука действует быстрее.
  4. Проба Чернашека. Может проводиться с детьми от 7 лет. Перед ребенком кладется чистый лист бумаги; в правую и левую руки дается по карандашу. И.: "Закрой глаза. Нарисуй, пожалуйста, одновременно правой рукой (экспериментатор касается правой руки ребенка) квадрат, а левой (касание) круг. Еще раз: (касание) квадрат, (касание) круг. Запомнил?"
          Затем под первой парой рисунков по аналогичной инструкции предлагается нарисовать следующую, например, "треугольник - квадрат", "круг - квадрат" и т.д. до восьми раз. При этом экспериментатор достаточно громко приговаривает: "Быстрей, быстрей" (постукивает по столу), и внимательно следит за тем, чтобы ребенок не открывал глаза, рисовал обеими руками одновременно и желательно с зафиксированным языком. Субдоминантная рука в этой пробе повторяет движение ведущей или демонстрирует запаздывающее выполнение задания.

Функциональная асимметрия ног и тела

  1. И.: "Попрыгай на одной ноге". Используется ведущая нога.
  2. И.: "Какой ногой ты забиваешь гол в футболе?" Активная (в том числе толчковая) нога - ведущая.
  3. И.: "Закинь ногу на ногу". Ведущая нога сверху.
  4. И.: "Повертись, покрутись несколько раз". При вращении вокруг собственной оси предпочитается направление в сторону доминантной половины тела.

Сенсорные асимметрии
Функциональная слухо-речевая асимметрия
  1. И.: "Послушай, идут ли мои часы?" Ребенку прямо, по средней линии, даются часы или аналогичные тихо звучащие приборы. Предлагается поговорить по телефону. Часы и телефонную трубку ребенок прикладывает к ведущему уху.
  2. И.: "Повтори, что я скажу". Экспериментатор шепотом произносит слово или фразу. Ребенок нагибается ближе ведущим ухом.
  3. Дихотическое прослушивание. Через стереонаушники ребенок одновременно слышит группу слов по две серии (с правого уха - одну серию, с левого - другую), а затем воспроизводит слова, которые услышал.
      Этот разработанный Д. Кимурой и адаптированный на русский язык Е.П. Кок, широко распространенный и многократно описанный (Симерницкая, Котик, 1978; Брагина, Доброхотова, 1988; Котик, 1992, и др.).
Приводим пример заполнения протокола. Цифрами отмечается порядок слов, в котором ребенок воспроизводит прослушанные серии; в центре - привнесенные слова (отсутствующие среди эталонных).
Эталонные слова
(левое ухо)
Привнесенные слова
Эталонные слова
(правое ухо)
1 зев сыр мяч сон
2 3 зер дом
том пень лев пять
3 1 ком лак дед печь
2 гром мяч
дуб роль путь мир
суп день мед тип
1 3 дом сир
4 2 кит шеф тон пыль

Итак, далее, 10 раз. Затем правый и левый наушники "меняются местами"; повторяется та же процедура.          Помимо общепринятых критериев определения доминантности, предлагается:

  1. наряду с традиционными Кпу (коэффициент правого уха), отражающим доминантность левого (правого) полушария или амбилатеральность полушарий по речи, и Кэфф (коэффициент эффективности) ввести коэффициент продуктивности - Кпр .
  2. Кпр = Σ ВС / ОКС х 100%, (2)
    где:
    Σ ВС - сумма верно воспроизведенных слов,
    ОКС - общее количество тестовых слов;
  3. подсчет ошибок (с каждого уха): - литеральных и вербальных парафазии, контаминации, персевераций, реминисценций, привнесений (конфабуляций) новых слов, - нарушений порядка воспроизведения слов-эталонов (в протоколе помечается цифрами);
  4. анализ динамических (процессуальных) характеристик дихотического прослушивания:

  5. И так далее 10 раз. Затем правый и левый наушники "меняются местами"; повторяется та же процедура.

Функциональная зрительная асимметрия
  • И.: "Прищурься одним глазом". Первым прищуривается неведущий глаз.
  • И.: "Посмотри в калейдоскоп (в подзорную трубу)". Ребенку прямо, по средней линии, дается один из этих предметов. Для рассматривания используется ведущий глаз.
  • И.: "Загороди линейкой лампу". Ребенку дается линейка (или что-то аналогичное),, которой он должен загородить источник света. Тень при этом падает на ведущий глаз.

Двигательные функции
Кинестетический праксис
  1. Праксис поз по зрительному образцу
    И:"Делай, как я". Экспериментатор последовательно демонстрирует ребенку ряд мануальных поз:
    большой и указательный (средний, безымянный) пальцы сложены в колечко;
    рука сжата в кулак, но мизинец выставлен вперед;
    рука сжата, но указательный палец и мизинец выставлены вперед и т.п.
       Каждую из этих поз ребенок должен воспроизвести. Поочередно обследуются обе руки. После выполнения каждой позы ребенок свободно кладет руку на стол.
  2. Праксис поз по кинестетическому образцу.
    И.: "Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы?" Экспериментатор складывает пальцы ребенка в мануальные позы, представленные выше. Затем распрямляет кисть ребенка и просит его воспроизвести заданную позу.
  3. Перенос поз по кинестетическому образцу.
    И.: "Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы? Сложи их точно так же на другой руке". Образцы поз и условия те же. Перенос поз осуществляется сначала с ведущей руки (у правшей с правой на левую), а затем наоборот (с левой на правую).
  4. Оральный праксис.

  5. И.: "Делай, как я". Экспериментатор выполняет следующие действия: улыбается, вытягивает губы в трубочку; высовывает язык прямо, поднимает его к носу, проводит им по губам; надувает щеки; хмурится, поднимает брови и т.п. Каждое движение воспроизводится ребенком.
    Вариантом может быть выполнение этого теста по инструкции, например: "Нахмурься" или "Дотянись языком до носа". Но в этом случае следует дифференцировать вторичные ошибки, которые возникают у ребенка вследствие недопонимания и т.п.

Кинетический (динамический) праксис

  1. "Кулак - ребро - ладонь".

  2. И.: "Делай, как я". Экспериментатор выполняет последовательный ряд движений:
    кулак, поставленный на ребро, вытянутая ладонь, поставленная на ребро, ладонь лежащая на столе; меняются лишь позы, сама рука не меняет место расположения.
          Два раза экспериментатор выполняет задание вместе с ребенком медленно и молча, потом предлагает ему сделать упражнение самому и в более быстром темпе.
          Затем с зафиксированным языком и с закрытыми глазами.
          Поочередно обследуются обе руки. При необходимости можно предложить ребенку те же движения, но в измененной последовательности, например,"ребро - ладонь - кулак".

  3. Графическая проба "Заборчик"

  4. Экспериментатор рисует ребенку образец:
    И.: "Продолжи узор, не отрывая карандаш от бумаги". Условия те же, что и в пункте 1.

    И.: "Напиши: Мишина машина; у Миши шишка; слушайте тишину".

  5. Реципрокная координация рук.

  6. И: "Положи руки на стол. Делай, как я".
    Руки кладутся рядом: одна вытянута, другая сложена в кулак, затем одновременно первая рука сжимается в кулак, а вторая распрямляется, при этом руки остаются на одном месте.
          Несколько раз экспериментатор выполняет задание вместе с ребенком, потом предлагает ему сделать упражнение самому. Условия те же, что и в пункте 1.

  7. Оральный кинетический праксис.

  8. И: "Делай, как я". Экспериментатор, например: несколько раз щелкает языком, дважды свистит и щелкает языком; хмурится и улыбается;
    дотрагивается языком до левого, затем - правого угла рта, потом надувает щеки.

  9. Функциональная зрительная асимметрия

  10. 1. И.: "Прищурься одним глазом". Первым прищуривается неведущий глаз.
    2. И.: "Посмотри в калейдоскоп (в подзорную трубу)". Ребенку прямо, по средней линии, дается один из этих предметов. Для рассматривания используется ведущий глаз.
    3. И.: "Загороди линейкой лампу". Ребенку дается линейка (или что-то аналогичное), которой он должен загородить источник света. Тень при этом падает на ведущий глаз.
    Вариантом этого теста является выполнение аналогичных действий по речевой инструкции.

  11. Пространственный праксис
  12. Проба Хэда.
    И: "То, что я буду делать правой рукой, ты будешь делать своей (экспериментатор касается правой руки ребенка) правой рукой; то, что я буду делать левой рукой, ты будешь делать своей (касание) левой рукой".
    Предлагается выполнение сначала одноручных (при этом экспериментатор постоянно меняет руки), затем двуручных проб: правая рука касается правого (левого уха), ребро ладони лежит на переносице, кисти рук сложены перпендикулярно друг другу в разных вариантах и т.д.
    После выполнения каждой пробы принимается свободная поза.
<-- В   НАЧАЛО             НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ          ДАЛЕЕ -->