Опросник
- Какой рукой ты берешь кубики, когда складываешь башню (собираешь пирамидку)?
- В какой руке держишь ложку во время еды?
- Какой рукой размешиваешь сахар в чае?
- Какой рукой держишь зубную щетку?
- Какой рукой причесываешься?
- Какой рукой рисуешь?
- Какой рукой режешь ножницами?
- Какой рукой пишешь?
- Какой рукой пользуешься ластиком?
- Какой рукой бросаешь камень, мяч?
- Какой рукой раздаешь карты?
- Какой рукой бьешь молотком?
- Какой рукой держишь ракетку, играя в теннис, бадминтон?
Задавая вопрос, экспериментатор каждый раз просит ребенка продемонстрировать манеру исполнения. Затем высчитывается коэффициент латерального предпочтения
Клп по формуле:
КЛП =
(П-Л) х 100%, (1)
(П+Л)
где:
П - правая (рука, глаз и т.д.);
Л - левая.
Результаты от -10 до +10 оцениваются как амбилатеральность;
Меньше -10 - как левостороннее предпочтение
(соответственно доминантность в данной сфере правого полушария);
Больше +10 - как правостороннее (доминантность левого полушария).
Ниже приводятся пробы на выявление сенсомоторных асимметрий. Каждая из проб выполняется с промежутками в течение нейро-психологического обследования 5-6 раз; в результате подсчитывается коэффициент латерального предпочтения по формуле (1).
Неоднократное тестирование необходимо, для того, чтобы получить более достоверные результаты.
Моторные асимметрии
Функциональная асимметрия рук
- Переплетение пальцев рук, поза Наполеона, аплодирование.
Инструкция (И): "Сделай, пожалуйста, так". Экспериментатор в течение одной секунды демонстрирует нужную позу. Ведущая рука оказывается сверху; в пробе "переплетение пальцев" сверху большой палец ведущей руки.
- Измерение силы кисти каждой руки с помощью динамометра. Ведущая рука сильнее.
- Измерение скорости выполнения любых мануальных (теппинг, рисунок, письмо и т.д.) заданий попеременно каждой рукой, затем обеими вместе. Ведущая рука действует быстрее.
- Проба Чернашека. Может проводиться с детьми от 7 лет. Перед ребенком кладется чистый лист бумаги; в правую и левую руки дается по карандашу.
И.: "Закрой глаза. Нарисуй, пожалуйста, одновременно правой рукой (экспериментатор касается правой руки ребенка) квадрат, а левой (касание) круг. Еще раз: (касание) квадрат, (касание) круг. Запомнил?"
Затем под первой парой рисунков по аналогичной инструкции предлагается нарисовать следующую, например, "треугольник - квадрат", "круг - квадрат" и т.д. до восьми раз. При этом экспериментатор достаточно громко приговаривает: "Быстрей, быстрей" (постукивает по столу), и внимательно следит за тем, чтобы ребенок не открывал глаза, рисовал обеими руками одновременно и желательно с зафиксированным языком. Субдоминантная рука в этой пробе повторяет движение ведущей или демонстрирует запаздывающее выполнение задания.
Функциональная асимметрия ног и тела
- И.: "Попрыгай на одной ноге". Используется ведущая нога.
- И.: "Какой ногой ты забиваешь гол в футболе?" Активная (в том числе толчковая) нога - ведущая.
- И.: "Закинь ногу на ногу". Ведущая нога сверху.
- И.: "Повертись, покрутись несколько раз". При вращении вокруг собственной оси предпочитается направление в сторону доминантной половины тела.
Сенсорные асимметрии
Функциональная слухо-речевая асимметрия
- И.: "Послушай, идут ли мои часы?" Ребенку прямо, по средней линии, даются часы или аналогичные тихо звучащие приборы. Предлагается поговорить по телефону. Часы и телефонную трубку ребенок прикладывает к ведущему уху.
- И.: "Повтори, что я скажу". Экспериментатор шепотом произносит слово или фразу. Ребенок нагибается ближе ведущим ухом.
- Дихотическое прослушивание. Через стереонаушники ребенок одновременно слышит группу слов по две серии (с правого уха - одну серию, с левого - другую), а затем воспроизводит слова, которые услышал.
Этот разработанный Д. Кимурой и адаптированный на русский язык Е.П. Кок, широко распространенный и многократно описанный
(Симерницкая, Котик, 1978; Брагина, Доброхотова, 1988; Котик, 1992, и др.).
Приводим пример заполнения протокола. Цифрами отмечается порядок слов, в котором ребенок воспроизводит прослушанные серии; в центре - привнесенные слова
(отсутствующие среди эталонных).
Эталонные слова
(левое ухо) |
Привнесенные слова |
Эталонные слова
(правое ухо) |
1 зев сыр мяч сон |
2 3 зер дом |
том пень лев пять |
3 1 ком лак дед печь |
2 гром мяч |
дуб роль путь мир |
суп день мед тип |
1 3 дом сир |
4 2 кит шеф тон пыль |
Итак, далее, 10 раз. Затем правый и левый наушники "меняются местами"; повторяется та же процедура.
Помимо общепринятых критериев определения доминантности, предлагается:
- наряду с традиционными Кпу (коэффициент правого уха), отражающим доминантность левого (правого) полушария или амбилатеральность полушарий по речи, и Кэфф (коэффициент эффективности) ввести коэффициент продуктивности - Кпр .
Кпр = Σ ВС / ОКС х 100%, (2)
где:
Σ ВС - сумма верно воспроизведенных слов,
ОКС - общее количество тестовых слов;
- подсчет ошибок (с каждого уха):
- литеральных и вербальных парафазии, контаминации, персевераций, реминисценций, привнесений (конфабуляций) новых слов,
- нарушений порядка воспроизведения слов-эталонов (в протоколе помечается цифрами);
- анализ динамических (процессуальных) характеристик дихотического прослушивания:
И так далее 10 раз. Затем правый и левый наушники "меняются местами"; повторяется та же процедура.
Функциональная зрительная асимметрия
- И.: "Прищурься одним глазом". Первым прищуривается неведущий глаз.
- И.: "Посмотри в калейдоскоп (в подзорную трубу)". Ребенку прямо, по средней линии, дается один из этих предметов. Для рассматривания используется ведущий глаз.
- И.: "Загороди линейкой лампу". Ребенку дается линейка (или что-то аналогичное),, которой он должен загородить источник света. Тень при этом падает на ведущий глаз.
Двигательные функции
Кинестетический праксис
- Праксис поз по зрительному образцу
И:"Делай, как я". Экспериментатор последовательно демонстрирует ребенку ряд мануальных поз:
большой и указательный (средний, безымянный) пальцы сложены в колечко;
рука сжата в кулак, но мизинец выставлен вперед;
рука сжата, но указательный палец и мизинец выставлены вперед и т.п.
Каждую из этих поз ребенок должен воспроизвести. Поочередно обследуются обе руки. После выполнения каждой позы ребенок свободно кладет руку на стол.
- Праксис поз по кинестетическому образцу.
И.: "Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы?" Экспериментатор складывает пальцы ребенка в мануальные позы, представленные выше. Затем распрямляет кисть ребенка и просит его воспроизвести заданную позу.
- Перенос поз по кинестетическому образцу.
И.: "Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы? Сложи их точно так же на другой руке". Образцы поз и условия те же. Перенос поз осуществляется сначала с ведущей руки (у правшей с правой на левую), а затем наоборот (с левой на правую).
- Оральный праксис.
И.: "Делай, как я". Экспериментатор выполняет следующие действия: улыбается, вытягивает губы в трубочку; высовывает язык прямо, поднимает его к носу, проводит им по губам; надувает щеки; хмурится, поднимает брови и т.п. Каждое движение воспроизводится ребенком.
Вариантом может быть выполнение этого теста по инструкции, например: "Нахмурься" или "Дотянись языком до носа". Но в этом случае следует дифференцировать вторичные ошибки, которые возникают у ребенка вследствие недопонимания и т.п.
Кинетический (динамический) праксис
- "Кулак - ребро - ладонь".
И.: "Делай, как я". Экспериментатор выполняет последовательный ряд движений:
кулак, поставленный на ребро,
вытянутая ладонь, поставленная на ребро,
ладонь лежащая на столе; меняются лишь позы, сама рука не меняет место расположения.
Два раза экспериментатор выполняет задание вместе с ребенком медленно и молча, потом предлагает ему сделать упражнение самому и в более быстром темпе.
Затем с зафиксированным языком и с закрытыми глазами.
Поочередно обследуются обе руки. При необходимости можно предложить ребенку те же движения, но в измененной последовательности, например,"ребро - ладонь - кулак".
- Графическая проба "Заборчик"
Экспериментатор рисует ребенку образец:
И.: "Продолжи узор, не отрывая карандаш от бумаги". Условия те же, что и в пункте 1.

И.: "Напиши: Мишина машина; у Миши шишка; слушайте тишину".
- Реципрокная координация рук.
И: "Положи руки на стол. Делай, как я".
Руки кладутся рядом: одна вытянута, другая сложена в кулак, затем одновременно первая рука сжимается в кулак, а вторая распрямляется, при этом руки остаются на одном месте.
Несколько раз экспериментатор выполняет задание вместе с ребенком, потом предлагает ему сделать упражнение самому. Условия те же, что и в пункте 1.
- Оральный кинетический праксис.
И: "Делай, как я".
Экспериментатор, например: несколько раз щелкает языком,
дважды свистит и щелкает языком; хмурится и улыбается;
дотрагивается языком до левого, затем - правого угла рта, потом надувает щеки.
- Функциональная зрительная асимметрия
1. И.: "Прищурься одним глазом". Первым прищуривается неведущий глаз.
2. И.: "Посмотри в калейдоскоп (в подзорную трубу)". Ребенку прямо, по средней линии, дается один из этих предметов. Для рассматривания используется ведущий глаз.
3. И.: "Загороди линейкой лампу". Ребенку дается линейка (или что-то аналогичное), которой он должен загородить источник света. Тень при этом падает на ведущий глаз.
Вариантом этого теста является выполнение аналогичных действий по речевой инструкции.
- Пространственный праксис
Проба Хэда.
И: "То, что я буду делать правой рукой, ты будешь делать своей (экспериментатор касается правой руки ребенка) правой рукой; то, что я буду делать левой рукой, ты будешь делать своей (касание) левой рукой".
Предлагается выполнение сначала одноручных (при этом экспериментатор постоянно меняет руки), затем двуручных проб: правая рука касается правого (левого уха), ребро ладони лежит на переносице, кисти рук сложены перпендикулярно друг другу в разных вариантах и т.д.
После выполнения каждой пробы принимается свободная поза.
<-- В НАЧАЛО НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДАЛЕЕ -->