УчМаг - Интернет-магазин УчМаг - Психологам УчМаг - Логопедам УчМаг - Специальным педагогам УчМаг - Социальным педагогам
УчМаг - Электронные продукты УчМаг - Родителям УчМаг - Детский мир УчМаг - Педагогам ДО УчМаг - Переподготовка, курсы, вебинары

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 3.


Восприятие
Тактильные и соматогностические функции
  1. Локализация прикосновения

    • И.: "Закрой глаза. Покажи место, до которого я дотронулся".
      Прикасаясь к какому-либо месту на теле ребенка, экспериментатор просит показать, до какого места он дотронулся. В данном случае важно оценить точность локализации прикосновения и сравнить успешность выполнения задания на разных частях тела и с разных сторон.
    • И.: "Закрой глаза. Положи руки на стол (ладонями вниз)". Далее как в пункте а). (Экспериментатор прикасается только к рукам.)
    • Проба Тойбера.
            Экспериментатор несколько раз одновременно прикасается к двум местам на теле ребенка (например, к обеим рукам) и просит его показать, куда он прикоснулся. В данном случае важен учет обоих прикосновений, поскольку проба направлена на выявление феномена игнорирования в тактильной сфере.

  2. Проба Ферстера.

  3. И.: "Что я нарисовал (написал) у тебя на руке?" Экспериментатор рисует пальцем (палочкой) то на правой, то на левой руке ребенка фигуры (треугольник, крестик, кружок) или цифры и просит назвать нарисованное.
          Обязательным условием является упроченность в памяти ребенка рисуемых знаков.

  4. Проекция локализации прикосновения.
    И.: "Закрой глаза. Я дотронусь до тебя, а ты покажешь это место на "человечке"" (См. Рисунок). Так же, как и в предыдущем задании, экспериментатор дотрагивается до различных частей тела ребенка и просит его обозначить точки прикосновения на модели человека.
  5. Называние частей тела.
    И.: "Назови часть тела, до которой я дотронусь". Экспериментатор прикасается к различным частям тела ребенка и просит его называть их. Данная часть исследования направлена на оценку не только соматогнозиса, но и номинативного уровня схемы тела.
          Помимо этого, при необходимости можно исследовать различные виды соматосенсорного и тактильного восприятия: дермолексия не только фигур, но и букв, цифр, сложных по начертанию; тактильное восприятие предметов, формы, величины, фактуры объектов и т. д.
  6. Проба Сегена.
          Широко известный тест "Доска Сегена" используется в модифицированном варианте, который предусматривает 4 этапа:
    1 - свободный режим выполнения теста;
    2 - ощупывание фигурок, поиск гнезда и вкладывание фигурки в гнездо только одной (правой или левой) рукой;
    3 - левая рука "опознает" фигурку, правая находит на доске соответствующее гнездо, левая вкладывает фигурку в гнездо;
    4 - обратный этапу 3: правая рука манипулирует с фигурками, левая - с гнездами на доске.
          Вся проба проводится с закрытыми глазами, фиксируется время выполнения каждого субтеста, а также стратегия ребенка в ходе выполнения заданий.
    Такой вариант использования методики Сегена позволяет дифференцированно, полно и достаточно строго оценить характер специализации и взаимодействия полушарий мозга в ходе стереогностической деятельности.

Зрительный гнозис
Восприятие предметных, реалистических изображений.
Перед ребенком по-очереди открываются Картинки.

  1. И.: "Что здесь нарисовано?"
  2. Уже на этом этапе важно отметить, нет ли у ребенка тенденции к инверсии (следит глазами справа налево и/или снизу вверх) вектора восприятия.
    Далее открывается рисунок к методике, и ребенку предлагается назвать в том же порядке показанные экспериментатором два, потом три изображения. (Мной представлены несколько вариантов картинок, при исследовании используется 1 вариант картинки)

    Вариант 1.

    Вариант 2.

    Вариант 3.

  3. Перечеркнутые изображения
  4. И.: "Что здесь нарисовано?"

  5. Фигуры Поппельрейтера
  6. (наложенные изображения)
    И.: "Что здесь нарисовано?". Вариант 1.

    Вариант 2.

  7. Незавершенные изображения

  8.       И.: "Что здесь нарисовано?"

  9. Химерные изображения

  10. "Что здесь нарисовано?"
    Если ребенок не сразу замечает "подвох", следует задать вопрос: "Это все? Все нарисовано правильно?"
    Вариант 1.

    Вариант 2.

    Вариант 3.

  11. Лицевой гнозис

  12. Испытуемому предъявляется картинка, на которой изображены лица людей.
    И.: "Кто здесь изображен?" После перечисления экспериментатор задает более трудные вопросы: "Чем отличаются (показывает) эти люди?"; экспериментатор просит ребенка указать на разницу в возрасте, одежде, прическе и т.д.

          Дополнительную информацию дает восприятие сюжетных картинок, на которых следует опознать пол, возраст, эмоциональное состояние.

  13. Эмоциональный гнозис
  14. .
    И.: "Кто здесь нарисован и каково состояние (что чувствует) каждого из персонажей?"; затем следует ряд уточняющих вопросов типа: "Кто из них более веселый? Кто больше всех удивлен? Кто самый злой?" и т.д.
    Вариант 1.

    Вариант 2.

    Вариант 3.

  15. Цветовой гнозис.
  16. И: "Какой это цвет?" "Напиши красным (желтым, синим) карандашом".
  17. Сюжетные картинки "Окно", "Лето", "Прорубь"
  18. , Подбор серийных картинок обязательно должен соответствовать возрасту ребенка.

Вариант 1.

Вариант 2.

Вариант 3.

Серийные картинки - по Н. Радлову и X. Бидструпу.
И.: "Что здесь случилось?"
Вариант 1.

Вариант 2.

Вариант 3.

Вариант 4.

Вариант 5.

Вариант 6.

Вариант 7.

Вариант 8.

Слуховой гнозис
  1. При исследовании слухового гнозиса можно обратиться к восприятию различных бытовых и природных шумов, звуков различной высоты и длительности, различению голосов (тембра, высоты, интонаций) и т.д.
  2. Восприятие ритмов.
    И.: "Сколько раз я стучу?" (2, 3, 4 коротких и/или длинных удара.)
    И.: "По сколько ударов я делаю?" (по 2, по 3 удара).
    И.: "Сколько сильных и сколько слабых ударов я делаю?"

  3. Воспроизведение ритмов.
    И.: "Постучи, как я".
    Выполняется сначала одной, затем другой рукой по образцам, заданным в предыдущих пунктах. В данном случае необходимо дифференцировать недостаточность собственно слухового гнозиса от затруднений ребенка в кинетическом воплощении заданной программы той или другой рукой.

<-- В   НАЧАЛО             НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ          ДАЛЕЕ -->