УчМаг - Интернет-магазин УчМаг - Психологам УчМаг - Логопедам УчМаг - Специальным педагогам УчМаг - Социальным педагогам
УчМаг - Электронные продукты УчМаг - Родителям УчМаг - Детский мир УчМаг - Педагогам ДО УчМаг - Переподготовка, курсы, вебинары

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИСЛЛЕДОВАНИЯ 4.


Пространственные представления.
Пространственный гнозис
  1. Проба "Зеркальные буквы" И.: "Покажи, какая из букв написана правильно". Более сложным вариантом является нахождение "неправильных" цифр и букв в слогах и словах.
  2. Проба "Слепые часы". Экспериментатор закрывает эталонный циферблат и просит ребенка сказать, сколько времени показывают стрелки на "слепых часах". При выраженных затруднениях эталон открывается для сравнения.
    Здесь следует очень внимательно отнестись к тому, упрочено ли в опыте ребенка определение часов именно в таком варианте.
  3. Проба Бентона. Экспериментатор показывает ребенку один из верхних образцов, затем закрывает его и просит показать этот образец на нижнем эталоне. В случае затруднений образец не закрывается и остается открытым для сравнения.
    Справа приведен более сложный вариант; его можно использовать после 7-8 лет.

Самостоятельный рисунок       Ребенку предлагается неограниченный выбор цветных карандашей (фломастеров), простой карандаш, ручка. Цветовые предпочтения в ходе интерпретации приближают следующие тесты к тесту Люшера. Кроме того, анализируются топологические, конструктивные и стилистические особенности рисунка правой и левой руками.

  1. Ребенку предлагается (сначала правой, потом левой рукой) нарисовать: цветок, дерево, дом, велосипед.
  2. Проба "Коврики".
  3. Перед ребенком кладется стандартный лист бумаги (формат А4), сложенный вдвое, на каждой половине которого изображены большие прямоугольники.
    И.: "Представь, что это коврик. Разрисуй его, пожалуйста". По завершении раскрашивания одной рукой лист переворачивается и аналогичная процедура проводится другой рукой.
    Вариантом этой пробы является предоставление ребенку листа бумаги без рамки.
  4. Проба "Мандала".
  5. Перед ребенком кладется лист бумаги (А4) с нарисованной в центре окружностью диаметром 10 см.
    И.: "Разукрась (раскрась, разрисуй) это, пожалуйста". На любые вопросы ребенка дается ответ: "Делай, как тебе нравится".
    По завершении раскрашивания аналогичный тест проводится другой рукой.
  6. Проба "Гомункулус".
  7. Выполняется ведущей рукой. Перед ребенком кладется образец формата листа (А 4). И.: та же, что и в пункте 3.

    По окончании раскрашивания ребенку задаются следующие вопросы:

    • Кого ты нарисовал? Как зовут? Сколько лет?
    • Что сейчас делает? Чем вообще занимается?
    • Любимое и нелюбимое занятие?
    • Боится ли он чего-нибудь?
    • Где живет? С кем живет?
    • Кого больше всех любит? С кем дружит (играет, гуляет)?
    • Какое у него настроение? Его самое заветное желание?
    • Если бы у него был выбор, чем бы он защищался от врагов?
    • Какое у него здоровье? Что и как часто у него болит?
    • Что в нем хорошего, плохого? Кого он тебе напоминает?
  8. Проба "Рисунок человека". Выполняется ведущей рукой.
    И.: "Нарисуй, пожалуйста, человека". По окончании предлагаются те же вопросы, что и в пункте 4.
Копирование
  1. Тест Денманна. Перед ребенком кладётся картинка с изображением фигурок и чистый лист бумаги.
    И.: "Нарисуй эти фигурки". Копирование выполняется сначала одной рукой, затем (на новом листе бумаги) другой.
    Тест весьма эффективен для исследования процессов копирования у детей до 5-6 лет.

  2. Тесты Тейлора и Рея-Остеррица. Тесты применимы для детей с 6 лет.
    Перед ребенком кладется фигура Тейлора и (ниже) чистый лист.
    И.: "Нарисуй такую же фигуру". Для фиксации стратегии копирования ребенку предлагается набор цветных карандашей, которые в процессе копирования экспериментатор меняет (по порядку цветов радуги). Манипуляции ребёнка с собственным листом бумаги строго фиксируются. Экспериментатор воздерживается от любых замечаний. Полезным бывает отмечать время копирования.

    По окончании копирования фигуры Тейлора ребенку предлагается также скопировать фигуру Рея-Остеррица другой рукой.


  3. Копирование проекционных изображений.
    Ребенку предлагается правой и левой руками скопировать "куб" и "дом"

  4. Копирование изображений с поворотом на 180 градусов. Экспериментатор и ребенок сидят друг против друга, между ними лист бумаги. Экспериментатор рисует обращенного к себе схематичного "человечка".

    И.:"Нарисуй себе такого же человечка, но так, чтобы ты видел свой рисунок, как я вижу свой".
    После того как ребенок выполнил первый этап задания, дается И.: "А теперь у своего я обвожу руку; где эта рука у твоего?" Если ребенок выполняет задание неверно, ему объясняются его ошибки.
    После полного понимания для копирования предлагается сложный треугольник.

    И.: "А теперь точно так же переверни к себе эту фигурку".

<-- В   НАЧАЛО             НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ          ДАЛЕЕ -->